-Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в КАБИНЕТ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.06.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 121


УУД

Воскресенье, 23 Сентября 2012 г. 09:53 + в цитатник

 

Педагогическое проектирование универсальных учебных действий: практические приемы

Проектирование УУДСогласно формулировкам ФГОС, универсальные учебные умения имеют приоритетное значение над предметными знаниями и умениями (УУД важнее ЗУН). Развитие УУД учащихся — обязательное требование к деятельности педагога и один из критериев ее оценки.

Реализация этого требования связана с наибольшим количеством трудностей:

  • /www.protema.ru/templates/jp-sigyn-theme/images/bullet.gif" target="_blank">http://www.protema.ru/templates/jp-sigyn-theme/images/bullet.gif); background-attachment: scroll; background-color: transparent; line-height: 25px; margin-left: 24px; background-position: 0% 11px; background-repeat: no-repeat no-repeat; "> Во-первых, немногие учителя, очень незначительная часть, владеют практическими навыками диагностики универсальных учебных действий. Подавляющее большинство педагогов, даже приблизительно не представляют себе, как это делать
  • /www.protema.ru/templates/jp-sigyn-theme/images/bullet.gif" target="_blank">http://www.protema.ru/templates/jp-sigyn-theme/images/bullet.gif); background-attachment: scroll; background-color: transparent; line-height: 25px; margin-left: 24px; background-position: 0% 11px; background-repeat: no-repeat no-repeat; "> Во-вторых, проектируя урок, многие учителя прописывают цели формально, нарушая одно из главных правил целеполагания (Цель = диагностируемый результат). Причина - отсутствие практического инструментария такой диагностики
  • /www.protema.ru/templates/jp-sigyn-theme/images/bullet.gif" target="_blank">http://www.protema.ru/templates/jp-sigyn-theme/images/bullet.gif); background-attachment: scroll; background-color: transparent; line-height: 25px; margin-left: 24px; background-position: 0% 11px; background-repeat: no-repeat no-repeat; "> В-третьих, самооценка учителем своей деятельности должна включать относительные показатели достигнутых его учениками результатов, а навыки определения таких показателей, опять же, отсутствуют
  • /www.protema.ru/templates/jp-sigyn-theme/images/bullet.gif" target="_blank">http://www.protema.ru/templates/jp-sigyn-theme/images/bullet.gif); background-attachment: scroll; background-color: transparent; line-height: 25px; margin-left: 24px; background-position: 0% 11px; background-repeat: no-repeat no-repeat; "> В-четвертых,  универсальных учебных действий много (четыре, достаточно больших,  группы). И все они важные, и все нужно формировать, развивать и совершенствовать, не забывая и про отодвинутые на второй план ЗУНы (второй, не второй, но проверок и инспекций со стороны вышестоящих органов никто ведь не отменял, как и оценку знаний, начиная от итоговых контрольных работ в начальной школе и заканчивая пресловутыми ЕГЭ). И где взять время на то, чтобы каждое из УУД измерить, зафиксировать начальный уровень, развить, потом снова измерить, зафиксировать и т.д.

Как ни странно, но способ решения этой задачи существует, и он довольно простой, но эффективный.

Кратко, сущность этого способа заключается в следующем:

Универсальные учебные действия очень тесно и неразрывно взаимосвязаны друг с другом. Невозможно развивать какое-то одно из них, не "задевая" все остальные. Достаточно выбрать одно (два, максимум - три) "базовых" УУД и целенаправленно и методично формировать у своих подопечных умение правильно совершать эти действия. 

Слово "базовые" применяется здесь достаточно условно: все УУД равноценны по своей значимости и какие из них взять за основу, а какие развивать опосредованно,  полностью зависит от индивидуальных наклонностей педагога

Небольшое отступление

Представьте себе такую ситуацию: В один прекрасный день, Вы, глядя на себя в зеркало, произносите сакраментальную фразу: «Пора приводить себя в форму…». Самый надежный, эффективный и испытанный веками метод совершенствования своей физической формы – это спорт, физические нагрузки, все остальное – фикция, самообман и напрасная трата денег. Итак, спорт! Разновидностей физических упражнений существует великое множество, но нет никакой необходимости истязать себя ими всеми по очереди, достаточно выбрать что-то одно. Предположим, Вы выбираете занятие бегом, как самое простое, доступное и недорогое. Понятно, что недостаточно пробежаться один раз, чтобы сбросить вес и обрести желаемую форму. Любому спортсмену, тренеру, да и просто любителю, известны правила достижения нужных результатов:

регулярность (т.е. систематично, изо дня в день, по строго заведенному графику, забыв про слова «хочу – не хочу»)

правильность (неправильно выполняемые действия приводят к отрицательному результату, ухудшению самочувствия и т.д.)

разнообразие (организм очень быстро приспосабливается к выполнению хорошо освоенных действий и сразу перестает развиваться, поэтому нужно менять маршрут, темп, условия, и т.д.)

возрастание нагрузок (для развития необходимо, чтобы организм все время действовал на пределе возможностей, поэтому без увеличения нагрузок не обойтись).

Предположим, что Вы делали все, как положено и вот уже любуетесь своим отражением в зеркале. Будет ли потеря лишних килограммов единственным результатом ваших усилий? Естественно, нет! Укрепление мышечной системы, улучшение кровообращения и пищеварения, нормализация давления, повышение работоспособности и стрессоустойчивости, et cetera… Независимо от того, было это Вашей целью, или нет – общий тонус организма и его возможности стали выше…

Развитие интеллектуальных и личностных качеств подчиняется тем же самым правилам. Можно развивать какое-то одно, отдельно взятое умение, но результатом всегда будет целый комплекс достижений, включая и общий интеллектуальный уровень. Все в нашей психике и физиологии настолько тесно взаимосвязано, что ухватив одно звено, вы спокойно можете вытянуть наверх всю цепочку/

Плюсы такого подхода:

  • /www.protema.ru/templates/jp-sigyn-theme/images/bullet.gif" target="_blank">http://www.protema.ru/templates/jp-sigyn-theme/images/bullet.gif); background-attachment: scroll; background-color: transparent; line-height: 25px; margin-left: 24px; background-position: 0% 11px; background-repeat: no-repeat no-repeat; "> Вы диагностируете (определяете уровень владения) не для всех УУД, а только для «базовых»;
  • /www.protema.ru/templates/jp-sigyn-theme/images/bullet.gif" target="_blank">http://www.protema.ru/templates/jp-sigyn-theme/images/bullet.gif); background-attachment: scroll; background-color: transparent; line-height: 25px; margin-left: 24px; background-position: 0% 11px; background-repeat: no-repeat no-repeat; "> Вы получаете (вернее, определяете) стержень, основу, на которую легко сможете «нанизывать» всю учебную и внеурочную деятельность;
  • /www.protema.ru/templates/jp-sigyn-theme/images/bullet.gif" target="_blank">http://www.protema.ru/templates/jp-sigyn-theme/images/bullet.gif); background-attachment: scroll; background-color: transparent; line-height: 25px; margin-left: 24px; background-position: 0% 11px; background-repeat: no-repeat no-repeat; "> Комплексность, взаимосвязанность и системность всех компонентов деятельности значительно увеличивает ее эффективность, причем, при гораздо меньших затратах времени.

Этапы работы (общая схема)

I. Подготовительный этап. На этом этапе вы определяетесь с вопросом, какие УУД возьмете за основу и подбираете для них диагностический комплекс (опросники, методику проведения, критерии оценки) 

II. Входная диагностика. Измеряете начальный уровень владения «базовым» УУД. Фиксируете полученный результат. Анализируете. Доводите результат до сведения учащихся, с обязательным объяснением критериев оценки (каждый ученик должен знать, что, как и зачем оценивали)

III. Постановка цели. Здесь очень важно сформулировать цель правильно (ЦЕЛЬ = конкретный, диагностируемый и конечный результат)

IV. Планирование. В соответствии с поставленной целью составляете конкретный план работы: что, когда и как Вы будете делать. (Не забывайте про правила: регулярность, правильность, разнообразие, плавное увеличение нагрузки)

V. Реализация плана. Претворяете в жизнь составленный план, при необходимости внося в него коррективы

VI. Итоговая диагностика. Проводите итоговую диагностику по той же самой методике, которую применяли на входе. Фиксируете изменение параметров (повышение уровня овладения выбранным действием)

VII. Рефлексия. Какую ставили цель? Какой получили результат? Достигли или нет поставленной цели?

Описание апробированной на практике системы работы, основанной на рефлексивной деятельности учащихся смотрите здесь

Серия сообщений "Универсальные у.д.":
Часть 1 - Универсальные учебные действия
Часть 2 - Проектирование урока с позиции формирования УУД
Часть 3 - УУД
Часть 4 - Статья для примера по УУД
Часть 5 - Педагогическое проектирование коммуникативных УУД
Часть 6 - Проектирование УУД
Часть 7 - Проектирование УУД
Часть 8 - Из опыта работы

Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку