-Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Кошкины_Мысли

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) АРТ_АРТель Pinacoteca Кошачье_Царство О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.06.2012
Записей: 3385
Комментариев: 3232
Написано: 8681


Катальная горка в Ораниенбауме

Вторник, 13 Января 2015 г. 13:21 + в цитатник

 

В Словаре географическом Российского государства (1807—1808 гг.) ученый и литератор А.Щекатов писал: «В Ораниенбауме есть напреимущественнейшая в своем роде Катальная гора». Долгое время автором павильона Катальной горки считали Б.-Ф.Растрелли, и впервые это суждение было опровергнуто лишь в начале нашего столетия.

В 1902 году А.И.Успенский писал, что в найденных документах Государственного архива Министерства иностранных дел упоминается вместе с Голландским (Китайским) дворцом гора, которую строил, как и Китайский дворец, архитектор Ринальди. Графическим подтверждением авторства Ринальди является уже рассмотренный нами гравированный альбом ораниенбаумских построек Ринальди. Десять листов этого альбома посвящены Катальной горке.

В конце XVIII века о Катальной горке в Ораниенбауме И.Г.Георги писал: «Гора есть свод около 10 саженей вышины, имеющий в верху с галереею и увеселительным домиком, в коем находится шесть резною работою и позолотою украшенных одноколок, на подобие триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей,— скат и вообще все так же, как было в Царском Селе. На каждой стороне ската есть покрытая колоннада, по коей вверху и внизу прогуливаться можно, и особливо вверху,— не токмо вольный воздух, но и весьма приятный вид имеет».

Катальная горка в Царском Селе, воздвигнутая в 1753-1757 гг. по проекту Растрелли и техническим расчетам механика А.К.Нартова, и в Ораниенбауме, построенная Ринальди в 1762-1774 гг., поражали архитектурным замыслом и размахом.

Идея сооружения этих горок восходит к традиционному народному развлечению — катанью с ледяных гор. При создании архитектурно-пространственных композиций монументальных гор зодчие решали проблему впервые, ибо у катальных гор не было архитектурного прообраза. Ораниенбаумская Катальная горка — крупное и сложное сооружение, созданное Ринальди в Ораниенбауме. Она была и одним из самых своеобразных творений зодчего. К южному выступу павильона Катальной горки примыкал волнистый скат, состоявший из четырех горок. Он имел три колеи шириной более 6 метров, средняя из которых служила для катания. Коляски двигались по вырезанным колеям деревянных скатов. Боковые колеи предназначались для подъема колясок с помощью специальных приспособлений с блоками.

Скат начинался с галереи-террасы третьего этажа, от которой шел подъем на спусковую площадку. Она была расположена на высоте примерно 20 метров. Остальные три горки, высота которых последовательно уменьшалась, преодолевались за счет инерции движения. По обеим сторонам ската были сооружены крытые каменные колоннады-галереи протяженностью 532 метра. Их плоские крыши являлись верхними галереями для прогулок, огражденными балюстрадой; их украшали сотни декоративных ваз и скульптур.

Семнадцать башенок-входов с внутренними лестницами соединяли нижнюю и верхнюю галереи. Средние части были акцентированы двухъярусными башнями, которые завершались куполом со звездой. Колоннады закруглялись, образуя площадь.

В центре площади проектировался каменный обелиск. Его должен был завершить металлический вензель Екатерины II с короной. Пьедестал собирались украсить барельефом, изображающим коленопреклоненного Ринальди, преподносящего императрице проект Собственной дачи.

Ринальди придавал Катальной горке огромное архитектурно-планировочное значение. Он связывал ее дорогой с Большим меншиковским дворцом и парадно оформлял подъем на территорию Собственной дачи. Туда должны были вести два всхода полукруглой лестницы, окаймленной балюстрадой со статуями. Подпорную стенку предполагалось декорировать нишами и статуями, а нижнюю площадку — фигурным фонтаном. Балюстраду верхнего уступа должны были украсить вазы. Такой подход к Собственной даче со стороны Катальной горки не только подчеркнул бы значение горки в композиционном строе всего ансамбля, но и перекликался бы с решением лестницы Большого дворца.

Участь Катальной горки была подобна судьбе ряда других построек Собственной дачи, которые из-за незначительности сумм, отпускаемых на их содержание, приходили в упадок.

Уже в 1785 г. архитектор Иван Ситников производил реставрацию горки, а в конце XVIII века ремонтные работы проводил архитектор Иван Фок. Все это, однако, не приводило к желательным результатам. Сырость продолжала разрушать деревянные скаты, а также перекрытия и фундаменты колоннад, которые в 1813 году и вовсе рухнули (разобраны они были в 1858-1861 гг.). Еще задолго до этого, в 1801 году, катание на горке прекратилось.

 

Источник: Неофициальный портал ГМЗ «Ораниенбаум» и города Ломоносова

 



 

 

Серия сообщений "Россия":
Часть 1 - Жизнь ребенка в СССР глазами японского фотографа
Часть 2 - Семь отличий девицы от мужней жены на Руси
...
Часть 8 - Царские забавы
Часть 9 - Катальная горка в Екатерининском парке
Часть 10 - Катальная горка в Ораниенбауме
Часть 11 - Как жили в Древней Руси (часть 1)
Часть 12 - Как жили в Древней Руси (часть 2)
...
Часть 15 - Русский генерал Антон Деникин об «украинстве» и Украине
Часть 16 - День снятия блокады Ленинграда
Часть 17 - Город помнит. 10 блокадных адресов Петербурга

Рубрики:  Санкт- Петербург/Окрестности Санкт-Петербурга
История
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку