-Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Кошкины_Мысли

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) АРТ_АРТель Pinacoteca Кошачье_Царство О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.06.2012
Записей: 3385
Комментариев: 3232
Написано: 8681


Прорыв блокады

Четверг, 12 Июля 2012 г. 17:28 + в цитатник

После успеха наших войск под Тихвином (освобожденном 18.12.1941 г.) Верховное главнокомандование рассчитывало деблокировать Ленинград силами Ленинградского, Волховского и Северо-Западного фронтов. С этой целью было задействовано много техники, людей, но прорвать блокаду не удалось - бои приняли затяжной кровопролитный характер. (Сломить вражеские укрепления удалось только на 2-х участках в районе Любани - к концу января 1942 г. 2-я ударная армия, подступив к Любани, вернула под свой контроль железнодорожную ветку Новгород-Ленинград и Новгород-Чудово). С 08.11.1941 г. Тихвин находился в руках противника. Вследствие чего осуществлявшееся до этого момента через него железнодорожное сообщение было прервано.

 

В течение 1942 г. существенных изменений на фронте под Ленинградом не произошло. В начале декабря 1942 г. ставка Верховного главнокомандования СССР утвердила план операции под кодовым названием "Искра" - по прорыву блокады Ленинграда. По замыслу надлежало встречными ударами 2-х фронтов: Ленинградского и Волховского разгромить противника в районе Шлиссельбургско-Синявинского выступа, соединиться южнее Ладожского озера и тем же путем прорвать кольцо вражеского окружения. В операции по прорыву предусматривалось также участие артиллерии Балтийского флота. Прикрытие операции с воздуха возлагалось на 13-ю и 14-ю воздушные армии соответственно Ленинградского и Волховского фронтов, а также авиацию Балтийского флота. (Всего для участия в прорыве блокады было привлечено около 900 боевых самолетов).

 

12.01.1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов одновременно перешли в наступление на Шлиссельбургско-Синявинском направлении. Форсировав по льду Неву и преодолев оборонительную полосу (минные и проволочные заграждения, огневые точки дотов и дзотов) 18.01.1943 г. в 9.30 на восточной окраине Рабочего поселка № 1 под Шлиссельбургом части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. К концу дня произошли встречи и других соединений наших войск. В этот же день был освобожден Шлиссельбург (особенно упорными были бои в самом городе). Блокада была прорвана. На очищенном от врага южном побережье Ладожского озера образовался сухопутный коридор для сообщения с Большой землей.

 

В образовавшемся прорыве шириной 12-13 километров (простреливаемом с Синявинских высот противником) железнодорожники в кратчайшие сроки проложили рельсовые пути длиной 33 км и 1300-метровый мост через Неву от платформы "Поляны" до станции "Шлиссельбург". Эту дорогу ленинградцы окрестили Дорогой победы. В ночь на 06.02.1943 г. по ней (после полуторагодового перерыва) к Финляндскому вокзалу прошел первый поезд из неоккупированных территорий. Поезда, доставлявшие в Ленинград продукты, топливо, оружие и боеприпасы по этой трассе следовали ночью непрерывно (с 10-минутными промежутками). До февраля 1944 года, когда открылось сообщение по железной дороге Москва-Ленинград, по этой дороге прошло в общей сложности 100000 вагонов.

 

Текст подготовила Анна Тирле

 

Серия сообщений "Блокадный Ленинград":
Блокада Ленинрада (8 сентября 1941 года - 27 января 1944 года Современные россияне давно привыкли к историческому наименованию северной столицы. Возвращены первоначальные наименования улицам, проспектам и зданиям старого Петербурга. Никто уже не называет его городом Ленина (а если такое и случается, то на слух воспринимается довольно дико). Однако в самый драматический период своей истории город на Неве носил именно это имя: Ленинград. До сих пор те немногие, кто пережил блокаду, и сегодня с искренней гордостью называют себя ленинградцами, блокадниками. Нас, живущих в ХХI веке, отделяют от Великой Отечественной войны 60 с лишним лет - целая жизнь. И слова "блокада Ленинграда", "блокадник" сегодня часто можно услышать в ироническом, шутливом контексте ("почему не можете? что, блокада Ленинграда?", "оделся, как блокадник", "выбросить давно пора - не блокада же" и т.п.). Вряд ли мы задумываемся над их истинным значением. Возможно, это произошло не только оттого, что человеческой памяти со временем свойственно забывать нанесенные тяжелые травмы. Тема блокадного Ленинграда долгие годы питала вдохновение представителей самых разных творческих профессий. Подтверждением тому множество произведений литературы, поэзии, музыки, живописи, кинематографа (в том числе, бесспорно талантливых), посвященных блокадным 900-м дням и ночам. И как-то так получилось, что реальные события утратили, свойственные жизни шероховатые и часто неприглядные подробности, став неким стерильным символом "героизма, борьбы и беспримерной стойкости". В этом очерке (намеренно лишенном каких-бы то ни было оценок и выводов) - преимущественно факты, свидетельства очевидцев и цифры статистики. Текст подготовила Анна Тирле
Часть 1 - Наступление на Ленинград. Блокада
Часть 2 - Эвакуация
...
Часть 19 - Культурная деятельность (3)
Часть 20 - Культурная деятельность (4)
Часть 21 - Прорыв блокады
Часть 22 - Ликвидация блокады
Часть 23 - Потери и последствия блокады (1)
...
Часть 28 - Коты блокадного Ленинграда
Часть 29 - День снятия блокады Ленинграда
Часть 30 - Город помнит. 10 блокадных адресов Петербурга


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку