-Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Кошкины_Мысли

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) АРТ_АРТель Pinacoteca Кошачье_Царство О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.06.2012
Записей: 3385
Комментариев: 3232
Написано: 8681


Строительство Адмиралтейства. Спуск на воду первых кораблей Балтийского флота

Воскресенье, 08 Июля 2012 г. 13:45 + в цитатник

4977980_admnach18 (434x351, 54Kb)

Строительство Адмиралтейства 

В ноябре 1704 года на левом берегу Невы напротив Васильевского острова состоялась закладка судостроительной верфи. Место для нее Петр I выбрал сам, предварительно обследовав берега невской дельты.

Необходимость построить верфь рядом с Финским заливом была для царя очевидной: до этого русские боевые корабли сооружались в Лодейном Поле, а потом их нужно было привести в Петербург через бурную Ладогу и по Неве. Не все корабли доходили до столицы из-за штормов, и даже те, что прибывали в Петербург, часто требовали ремонта.

Но новая верфь, по замыслу Петра, должна была стать не просто местом, где строили боевые корабли. По приказу царя на берегу Невы строилась верфь - крепость.

О знаменательном моменте закладки новой верфи сохранилась запись самого Петра: "Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен".
 

4977980_admitalteystvo (353x500, 46Kb)

Главное здание Адмиралтийской верфи 

Первый план верфи принадлежал самому царю, и Петр постоянно был в курсе всех деталей строительства. Адмиралтейские сооружения должны были выглядеть, как широкая буква "П", развернутая к Неве. Одновременно с главным здание - "Адмиралтейским домом" - сооружались мастерские, эллинги, амбары, подъемные мосты, ворота. Почти одновременно началось и строительство кораблей: первые суда были заложены тоже в ноябре 1704 года. К ноябрю 1705 года на крепостных бастионах Адмиралтейства установили около 100 пушек, были построены подъемные мосты, ворота.

Строительство верфи шло трудно. Тысячи рабочих в тяжелых условиях, болея и умирая, работали здесь от зари до темна. Большое наводнение 1705 года прервало работы и причинило новой крепости огромный ущерб. Но, несмотря на все трудности в апреле 1706 года на воду было спущено первое судно - 18-пушечный корабль, конструкция которого приписывается Петру. На берегах Невы появилась верфь - крепость, построенная по всем правилам фортификации того времени.
 

4977980_poltava (313x437, 53Kb)

Линейный корабль Балтийского флота «Полтава». Гравюра начала XVIII века 

Царь не только принимал участие в разработке конструкций судов, но и сам работал на верфи: он числился главным мастером. Даже значительно позже, когда царь перестал "служить" в Адмиралтействе, он каждый день старался приезжать туда.

В 1707 году была принята первая программа строительства кораблей Балтийского флота. Согласно ей на Балтике предполагалось иметь 5 кораблей 80-ти пушечного, 12 кораблей 70-ти пушечного, 12-50 пушечного ранга, 6-32 пушечных фрегатов, 6-18-пушечных шняв. К 1712 году был построен первый крупный корабль - 54-пушечная "Полтава". Спуск каждого корабля отмечался как большой праздник, а мастер, строивший его, получал из рук царя на серебряном блюде по 3 серебряных рубля за каждую пушку.
 

4977980_shpiladm (250x230, 19Kb)

Шпиль Адмиралтейства 

В 1719 году Адмиралтейскую верфь стали расширять, причем строительство решили вести из камня. Тогда и появился в центре главного здания шпиль с корабликом наверху, ставший впоследствии одним из символов Петербурга.

Получилось так, что в боевых целях Адмиралтейская верфь - крепость никогда не использовалась, а после заключения Ништадтского мира она потеряла всякое оборонное значение. К концу царствования Петра Адмиралтейство было крупнейшим судостроительным предприятием Петербурга. Кроме того, его башня стала играть роль архитектурного центра молодой столицы: отсюда к Александро - Невскому монастырю была прорублена дорога, ставшая впоследствии Невским проспектом.

Текст подготовила Галина Дрегуляс


 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1.Мавродин В.В. Основание Петербурга. Л, 1983.
2. Келлер Е. Э., Келлер А. Э.. Петербург - морская столица России. М, 2003
3. Анисимов Е.В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. СПб., 2003 
Рубрики:  Санкт- Петербург/Время. События. Люди. 1703-1917
Дореволюционный Санкт-Петербург 1703-1917 гг.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку