-Цитатник

Акварельные пейзажи Игоря Дубового: вдохновение и умиротворение природы! - (0)

Акварельные пейзажи Игоря Дубового: вдохновение и умиротворение природы! Дорогие читатели...

"Коты прилетели": художник стоматолог Анастасия Малышева и ее осенние иллюстрации! - (0)

"Коты прилетели": художник стоматолог Анастасия Малышева и ее осенние иллюстрации! Каждый...

Ох, как пахнет сирень... Художник Эдуард Порфирьевич Панов. - (0)

Ох, как пахнет сирень... Художник Эдуард Порфирьевич Панов. Сиреневый майОх, как пахнет сирень О...

Путешествие в мир сказок: волшебные иллюстрации Анастасии Столбовой! - (0)

Путешествие в мир сказок: волшебные иллюстрации Анастасии Столбовой! Настоящий волшебник,...

Добрые герои и волшебные истории: осенняя акварель художницы Виктории Кирдий! - (0)

Добрые герои и волшебные истории: осенняя акварель художницы Виктории Кирдий! Я с большим...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в луида

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.06.2012
Записей: 39819
Комментариев: 83043
Написано: 164603


Русские ковши в музеях мира

Вторник, 16 Января 2024 г. 21:12 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Русские ковши в музеях мира

 

Ковш — сосуд для питья и разлива браги, кваса и мёда, широко распространённый на Руси с древности вплоть до середины XIX в.


Скопкарь, скобкарь — деревянный (иногда металлический) ковш в форме ладьи с двумя рукоятками в виде головы и хвоста птицы. Был распространен на Руси с древности вплоть до середины XIX в.

Корчик — ковшик на ножке.

Конюх — большой деревянный ковш.

Ковш
Ковш, ковшик — ёмкость с одной рукоятью, предназначенная для питья и подачи напитков на стол, зачерпывания и переливания жидкостей, пересыпания сыпучих продуктов.

Серебряный ковш. Мануфактура В.М. Кункина. Москва. XVIII в.
Vasilli Matveev Kunkin (1726–1761), GNU 1.2

Ковш-лебедь. Хохлома
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Характерными особенностями является острие на одной стороне (образующееся подъёмом краёв сосуда и соединение их под углом) и уплощённая (листовидная) ручка на противоположной стороне ковша.

Ковш-лебедь
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Формы и предназначения ковшей видоизменялись по регионам и имели различные названия (корчик, корец, налёвка, скопкарь конюх и др.).

Ковш. Дом Фаберже. 1899-1908
Peter Carl Fabergé (1846–1920), GNU 1.2

Русские ковши – это уникальная посуда, которую можно считать истинно русским изобретением. Сосуды для питья, сходные по форме с ковшом, есть только в культуре скандинавских народов. Так что наш ковшик в коллекции какого-нибудь заграничного музея будет называться kovsh.

Деревянные ковши: скобкари, ендова. XVII век

Деревянный окованный корчик — ковшик на ножке для питья водки XVII век

Деревянные бытовые ковши к XIX веку в России уже вышли из обихода городских жителей, оставаясь в ходу только в деревнях. Зато декоративные ковши из серебра, хрусталя или поделочных камней, зачастую украшенные яркой эмалью, скульптурными элементами и гравировкой, заполнили прилавки ювелирных магазинов, став самой популярной сувенирной продукцией.

Ковш, подаренный Петром Великим Августу Саксонскому.

Такие большие чашки, известные по-русски как корчик, использовались для питья вина и медовухи в богатых хозяйствах. Как ни странно, этот принадлежал женщине.

Над дизайном ковшей работали известные и не очень известные художники, орнаменталисты, мастера-серебряники и эмальеры. Теперь эти ковшики можно увидеть в собраниях лучших музеев мира и известных частных коллекциях.

Большой серебряный ковш с позолотой, украшенной эмалью и аметистами, высота 38,3 см, мастер Федор Рюкерт, фирма Фаберже, Москва, 1899-1908 гг., из собрания Халили.

Музеи Московского Кремля. Москва, 1698. Серебро, чеканка, резьба, литье. Принадлежал купцу Филату Хлебникову.

В этой подборке вы еще не раз встретите имя Федора Рюкерта, замечательного московского мастера серебряных дел и одного из самых талантливых эмальеров своего времени. Его ранние работы выполнены в традиционной манере, характерной для московских эмалей того времени.

Ковш царя Бориса Годунова

Хрустальный ковш с драконом (Шацкамера Мюнхена)

Но к началу ХХ столетия мастер нашел свой собственный неповторимый стиль, который узнается с первого взгляда по его «фирменным» приемам: использование скани виде закрученных спиралей, штриховка узоров серебристыми «капельками» амальгамы, использование приглушенной или откровенно темной цветовой гаммы с крапом. Некоторые ковши Федора Рюкерта украшены живописной эмалью по картинам известных русских художников. Особой популярностью пользовались сюжеты из «боярской» старины с полотен Константина Маковского.

Федор Рюкерт работал с самыми известными ювелирными фирмами России, поставляя серебро с эмалью в русском стиле фирмам Карла Фаберже, Ореста Курлюкова, Николая Немирова-Колодкина, Иосифа Маршака.

Двуручный серебряный ковш с позолотой, украшенной эмалью, гранатами, халцедонами, сердоликами и аметистами, длина 74 см, фирма Овчинникова, Москва, до 1899 г., из собрания Халили.

Ковш из бовенита в оправе из золота, с монетой времен Елизаветы II, украшенной красной эмалью, длина 7,3 см, мастер Хенрик Вигстрём, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, начало ХХ века, из собрания Чикагского художественного института.

Ковш пурпурина в оправе из позолоченного серебра, длина 28,3 см, мастер Юлиус Раппопорт, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, до 1896 г., из Коллекции британских монархов.

Хрустальный ковш в виде ладьи в оправе из серебра с фигурой Вещего Олега, фирма Овчинникова (серебро), Мальцовские заводы (хрусталь), Москва, длина 48 см, 1908-1917 гг., из коллекции Государственного Эрмитажа.

Серебряный ковш «Петух» с позолотой, украшенной эмалью и аметистами, фирма Овчинникова, Москва, 1908-1917 гг., из собрания музея Фаберже (Санкт-Петербург).

Серебряный ковш с позолотой и эмалью, мастер Федор Рюкерт, фирма Фаберже, Москва, 1907 г., из собрания музея Фаберже (Санкт-Петербург).

Серебряный позолоченный ковш, украшенной витражной эмалью, длина 15,2 см, фирма Овчинникова, Москва, 1908-1917 гг., из собрания музея Хиллвуд (Вашингтон).

Серебряный позолоченный ковш, украшенный эмалью, аметистами и цитринами, с изображением Храма Христа Спасителя, вероятно, фирма Овчинникова, Москва, 1889-1908 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).

Серебряный позолоченный ковш с живописной эмалевой миниатюрой «Боярин» по картине К. Маковского, вероятно, мастерская Федора Рюкерта, фирма Фаберже, Москва, 1907 г., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).

Серебряный позолоченный ковш с живописным эмалевым изображением царя Михаила Федоровича в стиле Федора Рюкерта, фирма Фаберже, Москва, около 1913 г., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).

Серебряный позолоченный ковш с живописной эмалевой миниатюрой «В тереме» по картине Клавдия Васильевича Лебедева, мастерская Федора Рюкерта, фирма Фаберже, Москва, 1908-1917 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).

Нефритовый ковш в золотой оправе в виде лебедя, в ручку вмонтирована пятирублевая монета 1898 года с профилем Николая II, украшенная красной эмалью, мастерская Михаила Перхина, фирма Фаберже, 1898-1903 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).

Серебряный позолоченный ковш в стиле модерн, украшенный эмалью, фирма Ивана Хлебникова, Москва, 1908-1917 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).

Серебряный позолоченный ковш с изображением птицы Сирин, украшенный эмалью, фирма Ивана Хлебникова, Москва, 1908-1917 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).

Серебряный позолоченный ковш с изображением птицы Сирин, украшенный эмалью и полудрагоценными камнями, фирма Ореста Курлюкова, 1908-1917 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).

Серебряный позолоченный ковш, украшенный эмалью с изображением птицы Гамаюн (по картине Виктора Васнецова "Гамаюн, птица вещая"), Федор Рюкерт, Москва, 1899-1908 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).

Серебряный позолоченный ковш, украшенный витражной эмалью, вероятно, фирма Ивана Хлебникова, Москва, 1884 г., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).

Нефритовый ковш в золотой и серебряной оправе, украшенный имперским гербом, Россия, 1899-1903 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).

Серебряный позолоченный ковш с живописной эмалевой миниатюрой боярского застолья, фирма Фаберже, Москва, 1908-1917 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).

Серебряный позолоченный ковш «Кулик», украшенный эмалью и гранатами, длина 25 см, Шестая Московская Артель, 1908-1917 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).

Серебряный позолоченный ковш в форме курочки, украшенной эмалью, фирма Овчинникова, Москва, 1899-1908 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).

20-я Артель - ковши

Серебряный позолоченный ковш, украшенный гранатами и перегородчатой эмалью, длина 11 см, 20-я Артель, Москва, 1908-1917 гг.

Серебряный позолоченный ковш с фигурной ручкой и носом в виде головы петуха, украшенный драгоценными камнями и полихромной перегородчатой эмалью, длина 22,9 см, 20-я Артель, Москва, 1908-1917 гг.

 

Серебряный позолоченный ковш, украшенный полихромной перегородчатой эмалью, длина 10 см, 20-я Артель, Москва, 1908-1917 гг.

 

Серебряный позолоченный ковш, украшенный перегородчатой эмалью, длина 15,2 см, 20-я Артель, Москва, 1908-1917 гг.

 
Серебряный позолоченный ковш, украшенный перегородчатой эмалью, длина 18 см, 20-я Артель, Москва, 1908-1917 гг.

 Музей Фаберже

 

В музее представлены изделия таких признанных мастеров ювелирного дела как Карла Фаберже, Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, Антипа Кузьмичева, Федора Рюкерта. Декоративные эмали принесли им славу на века. Изделия этих мастеров представляют собой предметы декоративно-подарочного назначения, посуда, столовые приборы, портсигары, предметы домашнего обихода. Изготавливались они на заказ и преподносились на праздники.

 

 Ювелирная фирма Овчинникова была постоянным участником всевозможных выставок, как внутри России, так и за ее пределами. В 60-х годах XIX века предприятие Павла Акимовича Овчинникова получает известность во всем мире, на всемирной выставке в Париже он награжден Серебряной медалью. Мастера Овчинникова в совершенстве владели всеми эмальерными техниками, будь это живописная эмаль, перегородчатая или витражная эмали.

Павел Овчинников получает право ставить клеймо с государственным гербом на свои изделия, вскоре он открывает магазины, вначале в Москве, а затем и в Петербурге, на Большой Морской улице. В 1871 году при фабрике открывается специальная школа для одаренных детей, в 1881 году Павел Овчинников получил статус "Поставщика Двора Его Императорского Величества".

За свои заслуги и работы Павел Овчинников был удостоен пяти российских орденов, а также австрийским, бельгийским и французским орденами, кроме того, избирался на должность Гласного Московской Городской Думы, являлся членом Московской Купеческой управы и Московского Биржевого комитета. После смерти Мастера, дело продолжили его сыновья, фирма процветала вплоть до 1917 года...

Работы Рюкерта.Свою мастерскую Рюкерт основал в Москве, на Воронцовской улице, в этом же доме проживала и его семья. Мастерская изготавливала как утилитарные предметы, так и дорогостоящие подарочные вещи. На изделиях Рюкерта преобладали живописные композиции на тему русской истории и старинного боярского быта, фольклора.

Еще один признанный мастер, чьи работы представлены в Голубой гостиной и имели клеймо "Поставщик Двора Его Императорского Величества" - Иван Петрович Хлебников (1819-1881). Предприятие Хлебникова "И. П. Хлебников, Сыновья и Ко" выпускало свою продукцию как для массового покупателя, так и штучные изделия, предназначавшиеся для высоких особ, в том числе и для царской семьи. Хлебников придерживался модного тогда, русского исторического стиля.

Серебряная позолоченная чарка и ковш, украшенные витражной эмалью, длина ковша 17,2 см, «КЛИНГЕРТ», около 1890 г.

===============================

https://dzen.ru/a/ZOGYf6TaMEvwZGlL

https://dzen.ru/a/Y1joqdTPpSa4XJ06

https://dzen.ru/a/Y6bvM4RZbhUsCfUt

Серия сообщений "Эмальеры.Перегородчатая эмаль":
Часть 1 - Русская перегородчатая эмаль Федора Рюкерта
Часть 2 - Перегородчатая эмаль
...
Часть 17 - ​«MARCHAK» в стиле ар-деко
Часть 18 - Венский неоренессанс. Герман Ратцерсдорфер.
Часть 19 - Русские ковши в музеях мира
Рубрики:  посуда
антиквариат
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку