Гифки . - (2)
Гифки 58 - (2)
Царское Село. Кухня-руина. - (2)
Таинственный художник Арсений Мещерский, который учился живописи с 3 лет и стал одним из лучших пейзажистов XIX века - (2)
Гифки с животными (18.10.2021) - (2)
В душе наступит благодать: душевная живопись Олега Пятина! Картины Олега Пятина можно усл...
Бельгийская художница Генриетта Роннер-Книп: картины с котиками и сельскими животными! Се...
Гармония с природой... Художница Михо Хирано (Miho Hirano - 平野実穂). Sm...
Австрия, Вена. Прошлое и настоящее. Часть 136. Дворец Шёнбрунн. Часть 51. Kaiserliche Wagenburg или ...
"Человек собаке друг": художник Вадим Солодкий! Не могу не вернуться к творчеству Вадима ...
Кубок не просто посуда для воды или вина - это глубоко символичный сосуд. Основание символизирует землю, ножка поддерживает чашу, символизирующую дом. Край чаши - венец, а завершает кубок крышка, как крыша дома. Форма кубка, строгая и торжественная, подчеркивает его особую роль на пиршественном столе. Этот важный предмет изготавливался из золота, серебра, хрусталя, керамики, а с XVII века и из стекла.
Форма кубка, строгая и торжественная, подчеркивает его особую роль на пиршественном столе.
Этот важный предмет изготавливался из золота, серебра, хрусталя, керамики, а с XVII века и из стекла. Кубок пришел на Русь во времена Ивана Грозного. Продажа кубков простолюдинам была запрещена.
Gerrit Willemsz. Heda - Still Life with a Nautilus Cup
Пить из них могли себе позволить лишь богатые и знатные люди. Очень быстро кубок перестает применяться по прямому назначению. Кубки и медали подчеркивали богатство и статус, их хранили как драгоценный предмет интерьера.
Nautilus shell and gilded gold at the Applied Arts Museum in Budapest
Крупнейшими центрами производства столового серебра с XVI по XVIII века были немецкие города Нюрнберг и Аугсбург.
Мастера дополняли серебро различным материалами – хрусталем, перламутром, слоновой костью и кораллами, жемчугом и янтарем. При изготовлении сосудов еще со средневековья использовали различные экзотические предметы – раковины наутилуса, страусовые яйца, кокосовые орехи.
Ножки кубков выполнены в виде скульптуры. Крышки сосудов тоже часто украшены скульптурным изображением мифологических персонажей. В орнаменте часто использовались античные мотивы.
Особое место в этой компании кубков занимают кубки из больших морских раковин-наутилусы
Наутилусы - одни из самых древних головоногих.
Эти примитивныемоллюски жили уже в меловой период.Наутилусов еще называют жемчужными корабликами.Раковина наутилуса, разделенная на 35—39 камер, последовательно соединённых длинным сифоном, имеет размеры примерно 15—23 см. Моллюск живёт в передней, самой большой камере. Нагнетая в камеры биогаз, или откачивая его, наутилус способен менять глубину погружения.
Наутилус существует на нашей планете почти без изменений 450 миллионов лет; это один из немногих моллюсков, выживших со времен динозавров. Наутилус - символ красоты в природе, символ Творения. Раковина Наутилуса символизирует золотое сечение.
Живет наутилус в спиральной раковине, закрученной по закону Фибоначчи. Это геометрическое совершенство с давних времен притягивало внимание творческих людей.Скульпторы, художники, ювелиры в своих творениях использовали форму наутилуса и воплощали ее в разных материалах: сплавах, керамике, слоновой кости, драгоценных камнях.
Перламутр завораживает и притягивает... С давних времён перламутр наделяли целительной силой от всех болезней, способностью усиливать возможности человека в брачных отношениях, защитой от сглаза и порчи, благодатным воздействием на общее состояние человека. В Древнем Египте перламутр применялся для изготовления ожерелий, браслетов, всевозможных сосудов, благодаря своей красоте и лёгкости в обработке. В Древнем Риме перламутр являлся символом власти и мудрости, перламутр приносит счастье и раскрывает женскую красоту.
Такие раковины, обработанные с помощью кислотных растворов, и превращают ювелиры в кубки-наутилусы.Кубки наутилусы, когда бы ни были изготовлены имеют необыкновенное очарование благодаря чудесным раковинам и выглядят всегда таинственно. Перламутр из наутилуса особенно ценился в средние века, оправлялся в бокалы и ценился на Западе.
Наследник казны российских самодержцев - музей Оружейная палата - сохраняет замечательное собрание произведений XVI – XVII веков, искусно выполненных из натуралий и редких материалов: перламутра, хрусталя, кости, янтаря, скорлупы кокосового ореха и страусовых яиц. Эти диковинки привозились как дипломатические дары от иноземных государей, подносились ближайшими придворными и купцами, заинтересованными в торговле с Россией, а также специально закупались в царскую сокровищницу.
Голландские, а затем и немецкие художники, вслед за китайскими мастерами, по достоинству оценили декоративные возможности крупных, объёмных раковин моллюска–кораблика Nautilus Pompilius, плавающего в теплых океанских водах. Успехи европейцев в декорировке целых раковин объяснялись значительным опытом работы с перламутром, из которого резали и гравировали плакетки-вставки для оружия и мебели
. Оправленные в золото и серебро, украшенные самоцветами экзотические моллюски с красивым спиралевидно закрученным завитком и затейливой конструкцией превращались в шедевры драгоценной репрезентативной посуды: роскошные кубки-наутилусы. Считалось, что раковины, как и другие продукты моря, наделены таинственными очищающими свойствами. В кубках-наутиласах яд теряет свою силу, при этом стенки сосуда изменяют окраску и тускнеют.
Подсвеченные, тонкие корпуса раковин завораживающе мерцали переливами перламутра розового, голубого, палевого оттенков в редкостно богатой колористической гамме. Отдавая дань природному совершенству небольшой раковины, мастер мог сохранить внешнюю выступающую часть завитка, оставить её максимально нетронутой и открытой. Нередко раковины украшали рельефной или ажурной резьбой, используя воск и кислоту.
Верхняя часть устья раковин, внутренние перегородки камер декорировались резным и гравированным флоральным или кнорпель-орнаментом. Гравировка нередко выделялась чёрным пигментом. Мотивы для оформления оправ наутилусов ювелиры нередко черпали в сюжетах античной мифологии, связанных с морем.
Наутилус в индуистских мифах называли символом внутренней красоты в природе, символом творения. Раковина наутилуса символизирует золотое сечение. Пропорция золотого сечения известна как число фи – 1,61803... число до бесконечности после запятой - «ключ к физике космоса» (Платон)
Золотое сечение широко применяется в искусстве, архитектуре и религиозной символике. Великие художники использовали золотое сечение в картинах. Музей Гугенхейма, спланированный Фрэнком Ллойдом Райтом, имеет форму раковины наутилуса.
Со временем люди, очарованные красотой форм и блеском перламутра раковины наутилуса, научились обрабатывать ее и создавать настоящие шедевры ювелирного мастерства. Ювелиры XVI-XVII веков создавали работы, которые использовали как дары и призы высокопоставленным персонам. Обладатель кубка из раковины наутилуса выносил его лишь в самых торжественных случаях как символ своего престижа.
Прежде чем раковина становилась шедевром, ее чистили от наслоений и грязи: 10 дней в кислоте, потом удаление верхнего слоя, полировка и промывка щелочной водой. После этого раковина начинала светиться и при подсветке мерцала палевым, розовым, голубым перламутром.Нередко на раковинах нарезали какие-то сюжеты. После такой обработки хрупкие стенки становились не толще бумажного листа, поэтому кубков с ажурной резьбой в музейных собраниях не много.
Ранее считалось, что раковины наутилуса обладают очищающими свойствами. В кубках наутилусах яд теряет свою силу, при этом стенки сосуда изменяют окраску и тускнеют. Именно поэтому кубки Наутилусы стали популярным подарком среди послов, знати и государственных делегаций. Кубки наутилусы дарили в знак открытости, чистоты и доброжелательности намерений своего визита.
На Руси такие кубки появились во времена Ивана Грозного. Заморские князья преподносили в дар нашим царям столь значимые и искусно выполненные кубки. Продажа кубков простолюдинам была запрещена. Пить из них могли себе позволить лишь богатые и знатные люди. Кубки из раковин наутилуса подчеркивали богатство и статус человека, их хранили как драгоценный предмет интерьера.
«Кубок-наутилус в виде курицы»— сосуд работы мастерской немецкого ювелира Венцеля Ямницера (1508-1585). Создан в 3-й четверти XVI века в Нюрнберге. Хранится в Кунсткамере Музея истории искусств, Вена (инвент. номер УК 1060).
Раковина наутилуса входит в число экзотических материалов, которые в XVI веке попадали в Европу через море и находили применение в ювелирном искусстве, как и другие редкие и потому особо ценные природные образцы (орехи гигантской пальмы, яйца страуса и др).
В этом предмете ювелир играет с удлиненной формой экзотической для Западной Европы раковины наутилуса, которая вызвала у него ассоциации с телом курицы, его пышным хвостом и надутой грудью. Поверхность основания этой оригинальной емкости оживлена растениями и небольшими ящерицами, которые представляют собой раскрашенные «слепки природы» из серебра.На основании изложенного предмет приписывается нюрнбергской мастерской Венцеля Ямницера, которая специализировалась на слепках предметов природы в сельском стиле.
===========================
http://www.wga.hu/ http://www.britishmuseum.org/
https://seastar-ua.com/perlboot.html
Серия сообщений "Резьба по камню. Фарфор ": Часть 1 - Фарфор Каподимонте( 1)СтатуэткиЧасть 2 - Немецкий кружевной фарфор ...Часть 41 - Исторические дворцы Италии:Палаццо Питти(Palazzo Pitti).Часть 7:Музей фарфораЧасть 42 - Фарфор Жакоба Пети(JACOB PETIT)Часть 43 - Антикварные кубки-наутилусы с серебром