-Цитатник

Подборка яркого настроения от веселых художников! - (0)

Подборка яркого настроения от веселых художников!   Выходные пролетели, и на поро...

Уникальная Куба - (0)

Уникальная Куба Смотрите ранее: Куба. Знакомство, пляж, отель, еда * Едем в Гавану!   &nb...

Поп-сюрреализм художницы Мэб Грейвс: Волшебные приключения на холсте! - (0)

Поп-сюрреализм художницы Мэб Грейвс: Волшебные приключения на холсте!   Мэб Грейв...

11 шедевров искусства на которых вместо людей — котики: забавные картины Сьюзен Херберт - (0)

11 шедевров искусства на которых вместо людей — котики: забавные картины Сьюзен Херберт &...

Иракский художник Джамал Аль Баяти (Jamal Al Bayati (جمال البياتي)). - (0)

Иракский художник Джамал Аль Баяти (Jamal Al Bayati (جمال ال...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в луида

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.06.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 164562


Города Бельгии:Брюгге(Brugge )Часть 2. Кружевные истории

Воскресенье, 24 Сентября 2023 г. 22:31 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Города Бельгии:Брюгге(Brugge )Часть 2. Кружевные истории

 

Современный Брюгге — важный экономический и культурный центр. Главные предметы промышленности — льняные, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, кружева; кроме того, есть пивоваренные и винокуренные заводы, малотоннажное судостроение и судоремонт. Брюгге — один из старейших в Европе центр гранения алмазов (есть Музей бриллиантов).

Одна из главных доходных статей современного Брюгге — туризм. В конце XX века за пределами города построен современный морской порт Зеебрюгге, благодаря чему Брюгге вернул себе роль торгового морского города.

 В середине XIX века производство кружев, которые плетут с помощью большого количества коклюшек, было в Брюгге гораздо большее, чем хобби. Для многих семей это было единственной возможностью заработать на жизнь.

В те времена в городе насчитывалось около 10.000 мастериц, трудившихся с утра до позднего вечера за голодный паек. Брюгге на самом деле был обедневшим городом, в котором не было никакой промышленности. В городе процветали безработица и алкоголизм.

Кружевниц обучали мастерству в 92 малых и больших школах. Такое количество объясняется стремлением церковных общин и частных лиц уберечь молодых девушек от порочного влияния улицы.

Для многих женщин Брюгге школы по подготовке мастериц кружевного искусства (занятия проводились в промежутке между работой) было единственной формой получения хоть какого-то образования, своего рода «путевкой в жизнь».

После Второй мировой войны, когда жизненный уровень поднялся, эти школы стали постепенно исчезать из городского ландшафта. Однако Брюгге все еще пользуется славой мастерства кружевниц. Об этом говорят около 50 магазинов, которые предлагают кружево.

 

И теперь то,ради чего это все городилось хороводилось(Барабанная дробь)-БРЮГГСКОЕ КРУЖЕВО...Начну издалека:

В Бельгии искусство плетение кружев стало популярным в шестнадцатом веке. Правда, в то время Бельгия Бельгией не была, страна входила в состав так называемого Бургундского округа и находилась под властью испанского короля Карла V. Именно Карл V и издал указ о том, что в школах и приютах при монастырях девушки должны не только молиться, но и учиться плести кружево.

 Ничто не властно над красотой – ни летящие века, ни перемены моды. И сегодня, как и триста лет назад, бельгийское кружево волнует души модниц и заставляет сладко замирать сердца даже тех, кто считает, что не любит ажуры. Сегодня мы предлагаем вам совершить путешествие во времени, чтобы узнать секреты рождения и славы великолепного бельгийского кружева.

Первые кружева появились в Италии в конце XV века. Неспешно путешествуя по Европе, они за сто лет добрели до Бельгии, которая тогда именовалась Фландрией, и, обосновавшись немного в этой стране, неожиданно прогремели на весь мир. Хотя начиналось кружевное производство как подработка для бедных семей: монахини ордена Сестёр Пресвятой Девы Марии обучали этому ремеслу девушек из бедных семей, чтобы спасти бедняжек от грехопадения и дать им возможность помогать семье достойным образом.

Первые фламандские кружева появились в городе Брюгге, который с тех самых пор считается кружевной столицей мира. Существующее и поныне брюггское кружево  отличается сложностью исполнения и удивительной красотой. Это бобинное кружево с цветочными мотивами плетут из тонких и толстых нитей и для создания орнаментов используют одновременно от 300 до 700 коклюшек! 

Брюггское кружево

Кружево Брюгге (нидерл. Brugs bloemwerk) представляет собой тонкое белое коклюшечное кружево из хлопка, производимое в бельгийском городе Брюгге[1]. Оно состоит из частей, а узоры позже соединяются вместе, чтобы получить окончательное кружево.Официальным началом производства кружева в Бельгии считается 1717 год — тогдашний епископ Брюгге решил, что этот вид деятельности материально поддержит бедные семьи. И кружевоплетение стало уделом женщин из самых низких слоев общества — их обучали монахини из Антверпена, Апостольские сестры. Кружево стоило копейки и делалось для богатых заказчиц. Через некоторое время эта деятельность как малодоходная стала приходить в упадок. Зато кружевоплетением увлеклись знатные дамы как занятным видом рукоделия.

Ещё одна разновидность фламандского кружева – это кружево брюссельское . Оно немного проще в технике выполнения. Детали орнамента брюссельского кружева выполняются отдельно и потом собираются в мотивы с помощью тюлевых перемычек. Это кружево в своё время считалось наиболее дорогим. Оно изрядно подкосило в своё время кружевное производство в Англии.

Ввозили это кружево контрабандой под видом местного, поэтому другое его название – англетер.

Брюссельское кружево

Малинское кружево отличается орнаментом из завитков – рокайль. Это кружево довольно плотное – у него непрозрачный основной орнамент и довольно густая фоновая сеточка. Отличием малинского кружева является также и рельефная кайма, которая образовывалась путём вплетения толстой льняной нити. Современное малинское кружево несколько легче и воздушнее изначального.

Малинское кружево

Кружево бенш отличается некоторой «холодностью» узора. Его главная особенность – это как раз строгость геометрического фона, на котором располагаются завитки и стилизованные листья. Интересный орнамент сетки напоминает более всего геометрическую правильность снежинок, из-за чего его именуют также «снежным кружевом». 

Кружево бенш

Похожий орнамент имеет кружево валансьен. Но главное его отличие – это удивительная лёгкость и тонкость. Благодаря тому, что орнамент выплетается одновременно с фоном, это кружево не имеет рельефа. Его можно сравнить по фактуре с современными тюлевыми тканями.

Кружево валансьен

Антверпенское кружево — коклюшечное кружево, отличающееся стилизованными мотивами цветочных горшков на фоне мелких шестиконечных звёздочек.


Кружево возникло в Антверпене (современная Бельгия) и производилось уже в XVI веке. В 1585 году производство было приостановлено, так как голландцы закрыли для судоходства реку Шельда из-за того, что Антверпен перешел под контроль Испании.

В XVII веке кружевоплетением занималось примерно 50 % населения города К 1698 году антверпенское кружево было известно в Англии. Кружево выполнялось на испанский экспорт, однако, когда этот рынок прекратился, оно сохранилось в традиционной одежде среди крестьян, живущих в окрестностях Антверпена. На протяжении XVIII—XIX веков в основном использовалось для отделки шляп[источник не указан 55 дней].


Кружево является непрерывным (то есть оно выполнялось одним куском на кружевной подушке). Из-за своего повторяющегося мотива оно также известно как Pot Lace (на голландском языке — Pottenkant или Potten Kant). Есть утверждения, что цветы были изображением лилий Благовещения — однако цветочные орнаменты не ограничивались только ими Резо (мозаичный фон основного рисунка) варьируется от шестиугольников, как у мехельнского кружева, до шестиконечных звёзд.

В целом, антверпенское кружево похоже на мехельнское кружево, которое также производилось в Антверпене, однако оно более прочное и тяжёлое. «Кордон» (плоская нить, очерчивающая узор) антверпенского кружева схож с мехельнским кружевом и кружевом «бинш» — однако оцепление антверпенского кружева прочное и довольно грубое

Фламандское кружево до сих пор пользуется огромным спросом – и это не удивительно, ведь современный романтический стиль (а также его «братья») не может обойтись без кружевных вставок и отделки. Платья и блузки, скатерти и шторы, веера и зонтики – везде прелестному кружеву найдётся применение!

Каспар Нетшер «Кружевница» (1664 год)

В какой-то момент плетение кружев стало гораздо более популярным рукоделием, чем вышивка. Объяснялся этот феномен просто: в отличие от вышивки кружевные воротнички и манжеты могут быть использованы для декора различной одежды, то есть получалось, что заказывать и покупать кружево — гораздо более практично, чем заказывать вышивку.

Существуют вещи, которым не страшны непредсказуемые тенденции моды - они всегда остаются актуальными. К таким вещам относится кружево. Искусное плетение тончайших нитей, которые являют собой невесомый материал, требует не только огромного опыта, но и высокого качества самых нитей.

Да, вершины искусства плетения кружева старались добиться многие, но достичь ее в совершенстве получилось только у бельгийских мастеров. Глядя на современный материал, который служит украшением торжественной одежды и дорогостоящим атрибутом домашнего уюта, меньше всего задумываешься о его производстве. И лишь присмотревшись к нему повнимательнее, можно сделать предположение о трудоемкости этого процесса.

До двадцатого века кружево считалось привилегией дворян и духовенства. Кстати, о духовенстве, именно кружево зачастую украшало богослужебные одеяния священников, и эта традиция сохранилась в Брюгге и по сей день.

 Различные школы плетения кружева сформировались в Бельгии в период с шестнадцатого по девятнадцатый века. Связано это было с тем, что города отчаянно конкурировали друг с другом. В девятнадцатом веке самыми известными считались брюггская, беншская и брюссельская школы.

Брюггское кружево бывает нескольких видов: ажурное, гладь, бобинное, ленточное, узелковое и тд. Разнообразие рисунков и форм тоже огромно: брюггский цветок, фламандское кружево, флорентийское, мехеленское, шантильи, валенсийское и даже русское. Несколько примеров ниже.

Кружевниц обучали мастерству в 92 малых и больших школах. Такое количество объясняется стремлением церковных общин и частных лиц уберечь молодых девушек от порочного влияния улицы. Для многих женщин Брюгге школы по подготовке мастериц кружевного искусства (занятия проводились в промежутке между работой) было единственной формой получения хоть какого-то образования, своего рода «путевкой в жизнь». После Второй мировой войны, когда жизненный уровень поднялся, эти школы стали постепенно исчезать из городского ландшафта. Однако Брюгге все еще пользуется славой мастерства кружевниц. Об этом говорят около 50 магазинов, которые предлагают кружево.

Тончайшие кружева  изображали на картинах фламандские художники...

 

 Кружева хранят в музеях-как  вершину мастерства  его создательниц

 В магазинах Брюсселя,Брюгге-самые популярные-магазины с кружевом...

 С незапамятных времен Брюгге и кружева были неразрывно связаны. Ловкие руки тысяч женщин и девушек принесли Брюгге кружевную известность во всем мире. Когда-то четверть всех женщин в Брюгге были кружевницами.

«Дюшесс» XIX века 

 Даже в наши дни все еще можно увидеть, как традиционные кружевницы Брюгге работают в некоторых кружевных магазинах. Просто смотрите, как летают эти бобины! 

 

Многие историки моды считают Бельгию "родиной кружева". Хотя им должно быть известно, что развиваться производство кружев во Фландрии (ныне Бельгии) начинает в конце XVI — начале XVII в., вслед за Италией. В XVI в. в Венеции, Милане, Генуе получил распространение гипюр, т.е. кружево, в котором элементы шитого или плетёного узора соединены тонкими связками.
Официальным началом производства кружева в Бельгии принято считать 1717 год. И все началось с Брюгге. Времена были нелегкие, люди бедные, и тогда епископ Брюгге - монсеньер Хендрик-Йозеф ван Сустерен (Hendrik-Jozef van Susteren), чей портрет можно увидеть в Соборе Спасителя в Брюгге и сейчас, решил, что кружевоплетение может приносить доход нуждающимся семьям, пусть и не большой.

 Так же как и в Италии, во Фландрии в XVI в. было распространено кружево с геометрическим узором, а в XVII в. появляются гипюры, но не шитые иглой, а плетеные, с более мелким орнаментом и совершенно лишенные рельефа.

Фламандские кружева славились своей необыкновенной тонкостью благодаря качеству нитей, изготовлявшихся из льна, который выращивался на полях Брабанта. Нити прялись в сырых, полутемных подвалах специально для того, чтобы кудель оставалась влажной и давала возможность выпрядать эластичную, тонкую, почти невидимую глазу нить. Пряхами были главным образом девушки и даже маленькие девочки, так как для этой работы требовались нежные руки и необычайно тонкое осязание.

Обучение бедняков этому тонкому искусству была возложена на Собрание Апостольских Сестер.
Бельгийцы, новаторы в кружевоплетении, доверяли миссию плетения кружева только молодым рукодельницам с хорошим зрением и нежными пальцами, которые изливали свое вдохновение в необыкновенно красивые узоры кружева. Имя готового изделия стало нарицательным и получило название брюссельское кружево.

Популярность этого товара неуклонно росла, постепенно возводя Бельгию в ранг успешного и знаменитого государства. Ничто не могло заставить английских модниц отказаться от самого тонкого кружева, даже запрет Англии на его ввоз в страну, который ввелся, чтобы поддержать собственного производителя. Брюссельское, или фламандское кружево, считалось самым дорогим и являло собой причудливые орнаменты на невесомом тюлевом фоне.

В первой половине XVIII в. повсеместно совершается переход к тюлевому кружеву, в котором орнамент соединяется уже не связками или неправильной сеткой, а тюлем, т.е. прозрачной тонкой сеткой с мелкими ячейками одинаковой формы, выполнявшейся также ручным способом. Появление более легкого и воздушного тюлевого кружева объясняется изменениями, которые произошли в художественном стиле XVIII века.

  

Декоративный, очень пышный, но тяжелый орнамент стиля барокко сменяется более легким и изящным орнаментом рококо. Это нашло свое отражение и в узорах кружева. Густые орнаментальные завитки, стилизованные цветки и растительные побеги, характерные для гипюров XVII в., заменяются выполненными с изумительным мастерством цветами, перевязанными бантами гирляндами и завитками рокайля, которые свободно располагаются на фоне тонкого тюля, чередуясь с резервами, заполненными ажурными фигурными сетками.


Не менее знаменитым является  кружево - где искусная тесьма, соединяющаяся в причудливый рисунок, плелась уникальным методом – «швом колдуньи». Секрет этого шва был в мельчайших узорах, связанных коклюшками – специальными палочками. Особо виртуозные пряхи использовали до 800 коклюшек!

Брюггские кружева были известны ещё в 16 веке. Западная Фландрия в то время принадлежала Нидерландам – цветущей, богатой стране, во времена царствования Филиппа II ставшей центром Испанской Империи. Торговля и колонии приносили стране большие доходы, благодаря чему расцвели и искусства. К тому же фламандцы по своей натуре всегда были открытыми и жизнерадостными людьми.

Прежде всего они ценили умение красиво одеваться. В то время насчитывалось около 1500 видов кружевной отделки из серебра, золота и шёлка. Предположительно их плели также на коклюшках, хотя техника плетения на коклюшках была изобретена не в Нидерландах. В этом регионе не зарегистрировано ни одного оригинального образца.

Подобные произведения искусства почти все имеют венецианское происхождение. Но как бы то ни было, совершенно очевидно, что плетение кружев на коклюшках во Фландрии считалось народным искусством. В середине семнадцатого столетия появились кружева с цветочными, растительными мотивами и с изображением вазонов.

Во фламандских провинциях Бельгии распространены разные техники кружевоплетения. И потому кружева часто называются по названию городов - брюссельское, брюггское, малин (по названию города Мехельна, который на французском звучит, как Малин), бенш, валансьен...

К 30-м гг. XX века кружево успело выйти из моды — и при этом рынок был наводнен дешевым машинным кружевом, часто импортированным из других стран. В 1958 году в последний раз открыл свои двери Колледж мастеров кружевоплетения в Брюгге, основанный еще в 1911.

   

Но жители Брюгге не могли смириться с необходимостью прервать вековые традиции плетения кружев, предмета гордости Фландрии. Состоялись встречи представителей местной власти и муниципального совета города Брюгге с мастерами кружевоплетения. Результатом этих встреч стало создание в 1972 году Центра Кружев (Lace Centre). В 1970-х вернулся интерес к кружевам и мода на традиционное рукоделие. Многие женщины нашли заброшенные коклюшки и вспомнили полузабытые навыки.Кружевницы больше не ограничиваются простым копированием известных узоров и мотивов — они предпочитают создавать собственные, к тому же, очень сложные и изысканные.

В 1997 году в Брюгге, признанном европейском центре кружевоплетения, прошла выставка кружев. Сегодня в Бельгии этим видом рукоделия профессионально занимается более тысячи человек, большинство из которых — женщины в возрасте от пятидесяти до девяноста лет. Стоит ли удивляться, что туристы редко покидают Брюгге, не купив на память тонкое кружево, умело стилизованное под старину

Сейчас современные модницы знают и без меня, что у кружева в мире моды - "вторая жизнь".)))

Кружевные воротнички, болеро, юбки, шорты, платья с кружевной отделкой - все на пике моды.

 Не секрет, что, например, свадебные платья во все времена отделывали кружевом. Вспомните хотя бы платье великолепной Грейс Келли - принцессы Монако...

Ее платье было отделано 125-летним брюссельским кружевом, которое выкупил ее жених - князь Ренье в одном музее. Головной убор и даже туфли обтянули кружевом.

В общем, теперь Вы знаете, что везти из Бельгии в качестве не только сувенира!)))

И не путать имитацию брюггских кружев с вывязанными крючком изделиями...все не то

И еще:

Центр кружева в Брюгге, одна из основных достопримечательностей города, расположен в небольшом здании XV века, входящим в храмовый комплекс Иерусалимской церкви, в котором ранее находили пристанище престарелые прихожанки. Еще в XVI веке в городе изготавливались ткани, гобелены и изумительные кружева, которые так высоко ценились, что позволить себе приобрести их могли только царствующие дома Европы и богатейшие семьи.

В то время стандартная программа обучения девочек в частных школах и сиротских приютах в стране включала в себя уроки плетения кружева на коклюшках. Брюггское кружево, сложное и поразительно тонкое, плелось с использованием от 300 до 700 коклюшек. Центр является одновременно музеем с коллекцией кружева с замысловатыми узорами самых разных расцветок и изделий из них, рабочим местом для кружевниц, кропотливую работу которых и процесс изготовления рукотворных шедевров по древним технологиям можно здесь понаблюдать и магазином, где можно приобрести работы местных умелиц.



История кружева Брюгге рассказывается в музее кружева на первом этаже. Мультимедийные инсталляции и свидетельства международных кружевных экспертов помогают объяснить различные типы кружев и их географическое происхождение, а также сосредоточить внимание на кружевной промышленности и производстве кружев в Брюгге. Демонстрации и различные курсы организованы в кружевной мастерской на втором этаже.

  Современные образцы кружева продаются в уютном магазинчике, созданном при музее. Внимательные продавцы помогут выбрать кружева на подарок друзьям и знакомым.

Местная администрация гордится тем, что Музей бельгийского кружева посещает примерно 700 тысяч человек ежегодно.

 В Брюгге есть еще один Музей кружев, который находится во дворце Аренцхейз, принадлежавшей семейству Аренц. Весь первый этаж старинного особняка отведен под музей, где собраны образцы кружева, сделанные вручную и на специальной машинке.

Серия сообщений "Бельгия-2":
Часть 1 - Антверпенской собор
Часть 2 - Средневековый Гент и замок графов Фландрии
...
Часть 10 - Королевы Бельгии:"Черный ангел" Мари Лилиан Байльс
Часть 11 - Города Бельгии:Брюгге(Brugge )Часть 1.Старый город.
Часть 12 - Города Бельгии:Брюгге(Brugge )Часть 2. Кружевные истории
Рубрики:  путешествуем по миру
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку