Одно из мест, которое, приехав в Вышний Волочёк, нужно обязательно посетить, это музей стекла завода «Красный май». Того самого завода, чьи изделия были известны далеко за пределами нашей страны и где изготовлены рубиновые звёзды, и по сей день украшающие пять башен Московского Кремля.
О заводском музее я уже писал около двух лет назад в заметке
«Красный май: от рубина до руин». Музей тогда размещался в ветхом, неотапливаемом, с протекающей кровлей здании на территории завода, корпуса которого к тому времени
уже больше десяти лет лежали в руинах. Ещё немного – и, казалось, исчезнет навсегда вслед за стекловаренными печами уникальная коллекция. К счастью, этого не случилось. В августе нынешнего года обновлённый музей открылся по адресу: улица М. Магомаева (бывшая Вагжанова), 17.
У здания, где он находится, как и самого музея, тоже непростая история. Его начали строить ещё в 80-х годах прошлого века под новую АТС (автоматическую телефонную станцию), но затем бросили – в эпоху перемен было не до развития телекоммуникаций. Больше 20 лет бетонная коробка пустовала, используясь в качестве, извиняюсь, отхожего места для продавцов располагавшегося рядом мини-рынка. Так продолжалось до тех пор, пока участок, на котором стоял долгострой, не был выкуплен. Здание довели до ума, на первом этаже разместился супермаркет «Пятёрочка», а на втором – музей стекла. Музей не государственный, это частная коллекция собственника строения Владимира Колошвы.
Здание, где располагается музей
Декоративный набор "Большой праздник"
«Красный май». Когда слышишь два этих слова, первое, что вспоминается, это пять рубиновых звёзд на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой и Водовзводной башнях главного кремля России. На одном из стендов музея можно увидеть фрагмент того самого четырёхслойного стекла, из которого сделаны навершия кремлёвских башен. Жаль – нельзя взять в руки, чтобы определить его массу. Звезды с размахом лучей от 3 до 3.75 метров весят около тонны каждая, поэтому и интересно, насколько тяжёлым окажется треугольный кусок площадью примерно 20-25 квадратных сантиметров.
Справа - фрагменты четырёхслойного стекла для кремлёвских звёзд
Всего в зале представлено более четырёх тысяч экспонатов – гораздо больше, чем было в старом здании. Первое, что встречает посетителей, это то, без чего не было бы ни звёзд, ни даже простого гранёного стакана – стекловаренная печь. Точнее, её макет и рабочие инструменты стеклодува. Музейный экскурсовод может подробно рассказать о принципе работы печи, о том, при какой температуре происходит выплавка стеклянной массы. Ознакомившись с этим, перейдём непосредственно к просмотру экспозиции.
Вазы для салфеток
В любом музее экспонаты расположены, как правило, в хронологическом порядке их появления на свет. Вот и здесь в первых трёх стеллажах представлена коллекция изделий, изготовленных на заводе ещё в XIX веке, когда он ещё был не «Красным маем», а Ключинским заводом купца и промышленника Болотина. Хрустальная посуда, церковная утварь, керосиновые лампы.
«Именно эти лампы, увенчанные тонкими лёгкими абажурами, в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве были удостоены золотой медали», - писала в 1988 году газета «Красномайский стекольщик». Такими были первые ростки будущей славы местных мастеров-стеклоделов. Ещё один уникальный предмет того времени, который обязательно привлечёт внимание – кувшин с шестью отделениями внутри, разделённых перегородками. Причём эти отделения полностью изолированы друг от друга и между собой не сообщаются. Известно имя мастера, сделавшего этот графин – Яков Арефьевич Вишневский. После него никто больше не смог создать что-либо подобное.
Чудо-графин мастера Вишневского
«Заслуженный художник РСФСР В.Я. Шевченко сочетал незаурядную одарённость, широкую профессиональную эрудицию и стремление к эксперименту и открытию. Он умел дать сульфидному стеклу своеобразную светопластическую трактовку, обнаружил в материале способность к мощной, даже стихийной выразительности». Это информационная справка о Викторе Шевченко (1935 – 2011 г.) – члене Союза художников СССР, с 1975 года работавшем на заводе «Красный Май» старшим художником, а до этого – на Дятьковском хрустальном заводе. Декоративные панно, светильники и другие работы Шевченко можно встретить в МХАТе и Центральном доме художников. Также его изделия были удостоены первой премии на Квадриенале (выставка, проводимая один раз в четыре года – прим. Авт.) прикладного искусства соцстран в Эрфурте (ГДР) в 1974 и 1978 годах. Действительно, разве можно равнодушно пройти мимо таких композиций гутной (ручной, штучной) работы как «Изумрудная гладь», «Перекати-поле», «Деревьям расти», или «Слово о полку Игоревом»? Отколотый кусок одного из «шлемов» «Слова» – результат неосторожного обращения, в таком виде работа находилась и в старом музее.
Коллеция работ Виктора Шевченко
"Перекати-поле"
Слева - "Деревьям расти" и "Изумрудная гладь"
"Слово о полку Игореве"
«Произведения Коноплева из цветного и сульфидного стекла отличает затейливый лепной декор – вольный каскад искрящихся потоков словно бы ещё не остывшего податливого стекла. Декоративные вазы «Морской прибой», «Водопад», «Берёзки», «Горячий снег» отмечены той особой, свойственной гутному стеклу цельностью декоративного образа, когда материал, форма и цвет слиты искусной рукой художника в нерасторжимое единство». Сергей Коноплёв – потомственный стеклодел, его дед, о котором слагались легенды, трудился ещё у Болотиных. Сам Коноплёв начинал на заводе выдувальщиком, позже, окончив Московское высшее художественно-промышленное училище (ныне – Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова), стал художником. Среди других работ автора с романтическими названиями – «Золотая осень», «Побеги», «Русские узоры».
Коллекция Сергея Коноплева
"Морской прибой"
"Сумерки"
"Русские узоры"
"Золотая осень"
Сульфидное (сульфидно-цинковое) стекло, получаемое при добавлении в стеклянную массу окиси железа и сульфида цинка, с которым работали Шевченко, Коноплёв и другие вышневолоцкие художники, наравне с хрустальным и рубиновым являлось одной из визитных карточек завода. Не просто визитной карточкой, «Красный Май» стал едва ли не единственным в мире предприятием, где сульфидное стекло использовалось как непременный атрибут заводского ассортимента. За богатую цветовую гамму в зависимости от условий обработки его назвали русским чудом, что подтверждено многолетней практикой. Впрочем, все эти изделия являются уникальными, выставочными экземплярами. Не менее интересна и та продукция, что выпускалась массово – графины, столовая посуда, плафоны, стилизованные под болотинские «керосинки» электрические лампы, сувениры.
Ещё в коллекции музея – подарочные изделия «Красного Мая». Точнее, их уменьшенные копии. Например, копия хрустальной вазы, подаренной первому космонавту планеты Юрию Гагарину. Как называется ваза, догадаться, думаю, не так сложно. Правильно, «Звёзды». Или декоративная композиция «Мир» (автор – Людмила Кучинская), изготовленная к очередному съезду КПСС. А вот – напоминающий подсвечник торшер из ажурного металла, обрамлённого хрусталём. Точно такой же, как уверяет экскурсовод, только больших размеров, был преподнесён советскому лидеру Леониду Брежневу на его 70-летний юбилей.
Справа - "Звёзды"
"Мир" для партийного съезда
Подарок для Брежнева
«Круг тем и образов стекла Людмилы Александровны был очень широк, и воплощались они в произведениях, чрезвычайно разных по характеру». В «активе» Кучинской не только вышеупомянутый «Мир», но и целая коллекция изделий из цветного и сульфидного стекла, названия которых как будто взяты с живописных полотен: «Поющие травы», «Зимние шубки», «Сквозь облака».
Коллекция Людмилы Кучинской
"Зимние шубки"
"Страна берёзового ситца"
"Сквозь облака"
"Поющие травы"
Светлана Бескинская и Владимир Хролов, Анатолий Силко и супруги Константин Литвин и Елена Есикова. Каждое имя – отдельный пласт в богатой истории уникального предприятия. Предприятия, которого давно уже нет.
Напомню, что музей стекла располагается по адресу: г. Вышний Волочёк, улица М. Магомаева, 17. Время работы: с 10 до 18 часов, кроме понедельника.
Коллекция Анатолия Силко
Коллекция Светланы Бескинской
"Утро в Котчищах"
Коллекция Елены Есиковой и Константина Литвина