Акварельные пейзажи Игоря Дубового: вдохновение и умиротворение природы! Дорогие читатели...
"Коты прилетели": художник стоматолог Анастасия Малышева и ее осенние иллюстрации! - (0)"Коты прилетели": художник стоматолог Анастасия Малышева и ее осенние иллюстрации! Каждый...
Ох, как пахнет сирень... Художник Эдуард Порфирьевич Панов. - (0)Ох, как пахнет сирень... Художник Эдуард Порфирьевич Панов. Сиреневый майОх, как пахнет сирень О...
Путешествие в мир сказок: волшебные иллюстрации Анастасии Столбовой! - (0)Путешествие в мир сказок: волшебные иллюстрации Анастасии Столбовой! Настоящий волшебник,...
Добрые герои и волшебные истории: осенняя акварель художницы Виктории Кирдий! - (0)Добрые герои и волшебные истории: осенняя акварель художницы Виктории Кирдий! Я с большим...
Сергей Васильевич Герасимов, советский художник. Жизнь и творчество |
Публикации по искусству с вкладками иллюстраций (или просто в тексте статей) про живопись часто были отменного качества, и наоборот, очень неважного...
Среди отличных подборок можно отметить серию из ж."Крестьянка ", когда он печатался за рубежом, собралось публикаций на несколько "толстых" папок, посвящённых как отдельным художникам, так и музеям мира и России.
Есть такой замечательный журнал для детей и юношества - "Юный художник". Основан в июле 1936 года.
И до сего дня он радует своими публикациями всех любителей изобразительного искусства.
Дотации на издание журнала позволяют библиотекам и обычным семьям выписывать этот хорошо иллюстрируемый и познавательный журнал. В этой теме я использовала статью из одного номера этого журнала - все ссылки под постом.
Автор ниже размещённой статьи - Народный художник СССР Микаил Абдуллаев
«Наш чудесный Сергей Васильевич Герасимов»
Мастерство замечательного советского живописца Сергея Васильевича Герасимова, человека сильного, прекрасного, незабываемого, оказало благотворное влияние на становление нескольких поколений художников, представителей многонационального советского искусства.
С.В. Герасимов. Автопортрет (1923г.). Холст, масло. 88 x 66 см. Харьковский художественный музей
Среди учеников С. В. Герасимова был и юноша из Азербайджана, ныне народный художник СССР Микаил Абдуллаев. Сегодня он рассказывает о годах студенческой юности, о тех «тайнах» педагогической системы учителя, которые помогли каждому, кто у него учился, найти своё место в творчестве.
Мастерская Сергея Васильевича Герасимова была одной из ведущих в Суриковском институте.
Не случайно поэтому большой поток студентов всё время стремился попасть к нему. Но не так-то легко это удавалось, потому что выбор учеников производил сам художник.
Сергей Васильевич Герасимов у себя в мастерской. (Годы жизни: родился 26 сентября 1885 года в Можайске - умер 20 апреля 1964 года)
...Итак, каждую субботу с нетерпением мы ждали появления Сергея Васильевича, как настоящего праздника. «Не пропускайте форму», «не переоценивайте форму», «как можно цельнее» — эти слова до сих пор звучат в ушах тех, кто учился у этого большого художника-педагога.
С.В. Герасимов. Вечер в Можайске. Доска, масло. 50х70,5 см. 1959 г
«Торопитесь не спеша!» — любил он говорить студентам, когда классная постановка подходила к концу.
А если кто-нибудь уже остывал к ней и на вопрос «почему не работает» отвечал, что за последние два часа ничего нельзя сделать, Сергей Васильевич напоминал, что за два часа Суриков дописал «Боярыню Морозову».
С.В. Герасимов. Плотина. Холст, масло. 82х105 см. 1929 г.
Увидеть в студенте художника и способствовать выявлению в нём качеств живописца было первоосновой педагогической системы Герасимова.
Он придерживался того мнения, что нельзя сначала обучать мастерству, а потом требовать от студента творческого решения художественных задач.
С.В. Герасимов. Зима. Холст, масло.
Сергей Васильевич умел в трудную минуту подбодрить человека, и это ему удавалось без малейшего затруднения. При этом он иногда говорил так: «А Вы давайте смелее, смелее! На страх врагам России!»
В то же время он не любил баловать своих учеников. Его известное «ничего» произносилось только в том случае, если его удовлетворяло написанное, а если у кого-либо уж очень удачно получалось, то это слово повторялось два раза, и при этом лишь повышалась интонация: «Ничего! Ничего!» Появление учителя в мастерской всегда оживляло работу, сразу же вносилась ясность в запутанные споры, решались любые вопросы, на которые Сергей Васильевич отвечал с лёгкостью и с присущим ему чувством юмора.
Помню, например, как в этюде головы одна наша студентка написала иллюзорную прическу. Одним это нравилось, а другие нашли, что живописная фактура находится на плоскости, а не лежит на объёме. С юношеской любознательностью хотелось послушать «арбитра».
И вот появляется Сергей Васильевич и, увидев этот этюд, восклицает: «Барышня, барышня, прическу ведь с головой надо написать, а она у Вас получилась отдельно...»
Или, помню, как один из нас довольно интересно «увидел» пост
С.В. Герасимов. Девушка с зонтиком. Холст, масло. 90х72 см. 1930-е годы
ановку с обнажённым натурщиком — в сложном жемчужном колорите. Этот этюд привлёк внимание Сергея Васильевича, и он его запомнил. Но способный живописец, не уверенный в своей силе рисования, на следующей неделе попросил своего друга-рисовальщика выручить его в рисунке. Тот довольно быстро и ловко прорисовал всю фигуру, и при этом она оказалась написанной в одних красных тонах. Чем дальше, тем краснее стала вся работа, и ни следа не осталось от первого впечатления. Услышав шаги Сергея Васильевича, все сразу притихли и, затаив дыхание, с любопытством ждали, что же он скажет на это.
— Это ещё что?! — громко спросил Сергей Васильевич.
— А ну-ка дайте палитру сюда. Есть у Вас краплак?
— Есть! — достав из этюдника большой тюбик краплака, тот преподнёс ему,
— пожалуйста, Сергей Васильевич.
— Сейчас же выкиньте его!
С.В. Герасимов. Крестьянин в картузе. Холст, масло.
Большое значение Сергей Васильевич придавал вопросам композиции. Он считал, что нужно растить художника с богатым запасом идей, владеющего способами их выражения и образного развития, а не мастера вообще, не знающего, к чему применить это мастерство.
С.В. Герасимов. На южном курорте. Холст, масло. 86x115 см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Сергею Васильевичу не очень-то нравилось, когда студенты увлекались писать «под кого-то». Как бы задыхаясь, он произносил: «Ах это...ala, ala, да Вы делайте все по существу, только по существу!»
Бывало, вдруг у кого-то очень смело и интересно происходил процесс «писанины». Наиболее слабохарактерные поневоле старались подражать этому методу. Такие случаи Сергей Васильевич высмеивал: «Пишите, пожалуйста, самостоятельно, да, только самостоятельно. Ведь талантливым может быть один, а не все сразу двадцать».
С.В. Герасимов. Лёд прошёл. Холст, масло. 75х110 см. 1945 г.
Непримиримым он был к излишней пестроте в живописи или к кокетливой пастозности. В таких случаях раздражённым голосом произносил: «Ах, как много живописи, да поменьше бы вам живописи»; или же «никаких мармеладов!», «поменьше рахат-лукума».
«Прав был и Рафаэль, прав и Рембрандт — каждый для своего времени». Эти слова С. В. Герасимова с предельной ясностью подчёркивали роль художника в современном ему обществе.
Этому настоящему художнику чуждо было понятие «искусство для искусства». Его волновали вопросы становления и развития советской художественной школы, воспитания молодых специалистов в стенах художественных вузов. «Художественная школа не может существовать и развиваться без органической связи с действительностью, с живым искусством своего времени»,— писал Сергей Васильевич ещё четверть века тому назад.
С.В. Герасимов. Шура. Портрет племянницы. Холст, масло. 90х71 см. 1949 г.
Цели и задачи педагогической системы Сергея Васильевича, на мой взгляд, заключались ещё и в том, чтобы не разрушать в начинающем художнике художника, а благоприятствовать именно его развитию и процветанию.
Можно привести в пример имена нескольких десятков художников, прошедших его мастерскую, чтобы убедиться, насколько они разные: Г. Коржев и П. Оссовский, Ю. Кугач и В. Гаврилов, В. Нечитайло и Л. Бажбеук, Н. Осенев и С. Ткачёв, В. Гремитских, Н. Горлов и В. Стожаров, автор этих строк и многие, многие другие.
С.В. Герасимов. Последний снег. Картон, масло. 50х70 см. 1954 г.
О необычайной скромности этого большого художника с большим сердцем можно сложить «эпопею». Он совершенно не любил говорить о своей работе и о себе. В этом я лично убедился в течение целой четверти века: в стенах института, во время его приездов в Баку, по совместной работе в Секретариате Союза художников СССР, в поездках по республикам.
Сергей Герасимов. Пейзаж с башней. Начало весны
С. В. Герасимов много ездил по стране и уделял большое внимание росту и развитию искусства национальных республик. «Каждый из нас представляет определённую республику. Я русский, но я люблю и кавказское искусство, и искусство Прибалтики, и искусство Средней Азии.
Оно мне тоже близко и интересно. Это искусство — результат родной Советской власти, результат той борьбы, которая впервые в мире поднялась у нас и которая неудержимо идёт вперёд».
Эти слова С. В. Герасимова ясно характеризуют его отношение к искусству братских республик.
С.В. Герасимов. Церковь Покрова на Нерли. Холст, масло. 1953 г.
Итак, я завершаю свой рассказ о Сергее Васильевиче воспоминанием о самой первой встрече с ним.
1939 год. Просмотр летних работ. Мы, любопытствующие первокурсники (мне было 18 лет), в мастерской у старшекурсников. У порога при выходе чуть не столкнулись с Сергеем Васильевичем. Сразу отступая, я, склонив голову, предложил ему первому войти. «Нет, нет»,— возразил Сергей Васильевич и, правой рукой указывая на дверь, произнёс: «Прошу». Растерявшись, я подумал, что это будет нетактично с моей стороны, и ещё раз предложил: «Пожалуйста, пожалуйста, Сергей Васильевич».
Тогда Сергей Васильевич спросил меня: «...Нет, нет, почему Вы хотите, чтобы я сначала вошёл?» Я, весь красный, еле внятно сказал: «У нас на юге — дорога старшему».
«Ах вот как,— расхохотался он и двумя сильными руками обхватил меня за плечи,— а у нас на севере — дорога младшему».
Только теперь могу сказать, что всей своей сознательной жизнью я обязан Сергею Васильевичу — за эту дорогу!..
автор статьи Народный художник СССР Микаил Абдуллаев
Журнал «Юный художник» №9 1982 г.
источник
***
С.В. Герасимов. "Автопортрет" 1923 г.
Еще в детстве Сергей решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для Сережи начался на 15-м году жизни, когда он приехал в Москву и поступил в Строгановское училище на декоративное отделение. Окончив Строгановку в 1907 году, сразу же поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Будущему художнику повезло с учителями и наставниками.
Он занимался у прекрасных живописцев К.А. Коровина, С.В. Иванова, В.А. Серова и А.Е. Архипова. В 1911 году, получив по выпуску из училища звание художника I-й степени, Сергей Герасимов с упоением отдался любимому занятию. Кроме занятий живописью он преподает в художественной школе при типографии И.Д. Сытина.
С.В. Герасимов. "Пионы". 1929г. Холст, масло, 117х117см. Сочинский художественный музей
С.В. Герасимов. "К осени". 1953. К.М. 50х65,5 см.
Накопив немного денег, отправился путешествовать по стране, стремясь лучше понять и почувствовать жизнь простого народа, чтобы сделать его героем своих полотен. Результатом стали картины «Три крестьянина», «Обед», «Кожевники», масса этюдов и набросков, на основе которых художник собирался написать еще несколько полотен.
В 1914 году Сергея Герасимова призвали в армию и отправили на фронт. Рядовому солдату было не до альбомов и этюдников, шла тяжелая война, когда яростные атаки сменялись тяжелыми отступлениями. В 1917 году, когда фронты стали разваливаться, художник вернулся в Москву и сразу же окунулся в художественную жизнь.
С.В. Герасимов. "Колокольчики." 1915. холст, масло.
Вот ещё одна иллюстрация с этой же картиной, разница большая, может быть, профессионалы скажут, какая более соответствует оригиналу? .
С.В. Герасимов. Акварель (Первой любовью в раннем творчестве Сергея Герасимова была акварель.
Как сознавался сам художник, он работал в этой технике довольно долго.
В этой технике выполнены ранние портреты и жанровые сцены мастера. В акварели он шлифовал присущий ему стиль с лёгкими мазками и изысканной цветовой гаммой.)
С.В. Герасимов. Акварель . 1911г.
С.В. Герасимов. "Можайск". 1908 г. Акварел
С.В. Герасимов. "Прогулка за городом". 1910 Бумага, акварель, белила 44 × 57 см.
С.В.Герасимов "Лермонтовское время". 1940 Бумага, акварель 46 × 58 см.
С.В. Герасимов. "Портрет жены". 1913г. Бумага, акварель, белила 32 × 47,5 см.
Работы Герасимова начинают появляться на выставках. На суд зрителей он представляет незамысловатые по сюжету картины и портреты, на которых отражает жизнь простых людей, с их тяжелым повседневным трудом и редкими праздниками: «Крестьянин», «За столом», «Крестьянка с петухом», «Фронтовик», «Сельсовет», «На Волхове. Рыбаки».
Пожалуй, единственной работой, которая по настоящему потрясла зрителей, стала написанная в годы войны картина «Мать партизана».
С.В. Герасимов.Мать партизана. 1943. Холст, масло. 184 x 232 см. Государственная Третьяковская галерея
На полотне крупным планом изображены только две фигуры: русская крестьянка, сына которой ведут на расстрел, и эсэсовец, которому не по силам сломить дух простой русской женщины. В 1958 году картина вместе с еще несколькими работами Герасимова экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе, где художник был награжден золотой медалью.
С.В. Герасимов. Колхозный праздник. Холст, масло. 234х372 см. 1937 г.
Сергей Васильевич был признанным пейзажистом, тонким лириком, понимающим и умеющим отразить на полотне неброскую красоту родной земли. ОН также является представителем русского импрессионизма.
Творчество Сергея Васильевича Герасимова отличает удивительная полнота и глубокое осмысление вех истории советской страны.
Живописные подходы художника развивались - от «русского постимпрессионизма» к эстетике конструктивизма и далее, отражая время и исторические реалия - к соцреализму; от серебристых легких мазков - к красочной феерии и ярким портретам современников.
Неизменной оставалась любовь художника к природе родного края, верность традициям русской пленэрной живописи, поэтичность и гармоничность ощущения жизни природы. Художник всегда находил время для выезда на натурные этюды.
Картина «Вид из окна. Можайск» 1938 г. Холст, масло. 88х100 см.
Вместе с художником мы видим в открытом окне с белыми занавесками солнечный пейзаж, видим связь жилища и природы, создающую чувство пребывания дома у человека.
Но от академика живописи, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а затем и Народного художника СССР ждали именно помпезных работ, воспевающих успехи социалистического строительства, именно о них с должным восторгом писали критики, именно их репродукции печатали в различных изданиях.
Сергей Герасимов. "Можайск"
С.В. Герасимов. Рыбаки Волхова. бумага, акварель. 40х55 см. 1920-е годы. Частная коллекция.
В 1966 году (посмертно) ему была присуждена Ленинская премия за серию картин «Земля русская», в которую вошли 8 полотен.
Среди них только одно, «За власть Советов», героико - эпической направленности, остальные же все пейзажи:
«Ранняя весна», «Последний снег», «Летний день», «Паводок», «Можайск. Вечер», «Пейзаж с рекой», «Снег сошел». Пейзажи Герасимова пользуются неизменной популярностью.
С.В. Герасимов. Портрет А.Г. Герасимовой, жены художника. 1913, холст, масло 73х59 см. Государственная Третьяковская галерея
Художник П.Д. Корин писал о Герасимове:
«Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским. Он вырос среди полей и лесов Можайска, древнего города, где неподалеку лежит гордое и светлое поле Бородино.
С детства родная природа — первая зелень на лугах, весеннее половодье, черные облетевшие дубы, ручей, пробивающийся среди корневищ, — очаровывала его душу.
Не забыть, каким светлым, радостным, жизнеутверждающим гимном прелести родной природы была ивушка Сергея Герасимова, цветущая в серый день под весенним небом. Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только художник-поэт».
С.В. Герасимов. Сирень в цвету. 1955
Осень
Начало апреля
С.В.Герасимов "Вид Можайска вечером" 1930-е
С.В. Герасимов. "Отдых в поле" 1920−1930-е гг. Бумага, акварель. 31 × 21 см.
Кутузов на Бородинском поле. 1952, Холст, масло, 180 х 255 см. Музей - панорама Бородинская битва
М.И Кутузов - начальник Санкт-Петербургского ополчения
Букет цветов 1913, холст,масло 90х71,5 см. Вятский художественный музей им.Васнецовых.
С.В. Герасимов. Пионы. холст, масло.
Весенний разлив 1934-1935 гг.,Холст,маслоГосударственная Третьяковская галерея.
Весна. Март. Холст, масло
Апрель. 1950, Холст , масло
Девушка на солнце. 1938, Холст,масло, 68 х 89,5 см.
Портрет А.Г.Герасимовой 1940-1950-е гг., Холст,масло.
Кисловодск 1939. Холст, масло. 90х70см. Государственная Третьяковская галерея
«Кисловодск» 1939 г. Астраханская картинная галерея.
Дважды, в 1935 и 1939 годах, Герасимов побывал на Кавказе и написал там цикл пейзажей.
Наибольшей известностью пользуются те из них, которые созданы в Кисловодске.
Как никто другой до него, Герасимов сумел почувствовать и запечатлеть атмосферу курортного города и окружающих его горных ландшафтов.
Неизменным «героем» работ этого цикла является южное солнце, заливающее ярким светом запруженные людьми улицы. Несмотря на свою привязанность к среднерусскому пейзажу, Герасимов прекрасно, с присущими его живописной манере непосредственностью и проникновенностью, передавал самобытную красоту южной природы.
На пейзаже перед зрителем открывается вид на Курортный бульвар, центральную улицу Кисловодска, со стороны Октябрьских ванн и Галереи нарзанов.
В импрессионистическом строе и колорите работы заметно влияние Константина Коровина, одного из учителей Герасимова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Пейзаж «Кисловодск» является настоящим украшением коллекции произведений русских и советских импрессионистов в Астраханской картинной галерее.
Ильинская слобода. Картон, масло, 26х35см. Частное собрание
Портрет девочки. 1950, картон,масло. 63,5х49,5 см. Частная коллекция
Сергей Герасимов. Пейзаж с башней. Начало весны
Колхозный сторож. Холст,масло 120х81. Государственная Третьяковская галерея
Поле. 1940-1950гг. Холст, масло, 57,5х71 см. Частная коллекция.
Улица в Кисловодске. 1939 Холст,масло, 66,5х88,5 см. Чувашский государственный художественный музей
Городок на Юге Франции 1960, Бумага, акварель, карандаш. 22,3х24,8см. Частная коллекция
Англия. Осксфорд. из серии "Поездка в Англию" 1959 49,7х79 см. картон, масло
Улица в Венеции. Из серии "Поездка вокруг Европы" 1956г. картон, масло 70х50см.
Герасимов С.В. «Утро в Венеции». 1956 г. Картон, масло. 49 х 69,5 см. Государственный Русский музей
Герасимов С.В. «Вечер в Копривштице» (из серии «Поездка в Болгарию»)~1954 г. Бумага, темпера, карандаш Размер 34 x 44 см.
Герасимов С.В. "Мистра". Серия «Поездка по Турции». 1961г. Картон, масло. 70,0 х 50,0 см.
Герасимов С.В. "Гибралтар". Из серии «Поездка вокруг Европы». 1956г. Бумага, акварель, гуашь. 20х57 см.
Создал тип станковой иллюстрации, не связанной с «организмом» книги. Создавая свои иллюстрации, художник берет материал не только из рук писателя, не просто смотрит на жизнь глазами литератора.
С.В. Герасимов овладел почти всеми техниками графического искусства уже в годы учебы. Работая в разных жанрах (пейзажа, портрета, бытовой зарисовки, натюрморта), он в течение всей жизни постоянно обращался к этому виду искусства, расширяя сюжетную основу и совершенствуя художественный язык своих произведений.
Иллюстрация к пьесе А.Н.Островского "Гроза" 1949г. Катерина и Тихон.
Иллюстрация к пьесе А.Н.Островского "Гроза" 1949г. Прощание Тихона с Кабанихой .
С детских лет и до конца жизни Герасимов увлекался творчеством А.С. Пушкина, считал его своим любимым писателем. Неоднократно Сергей Васильевич обращался к иллюстрированию произведений Пушкина. В 1951 и 1952 годах в московском отделении издательства «Детгиз» печатался роман Пушкина «Капитанская дочка» с иллюстрациями Герасимова.
Иллюстрация к повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка "1950 г. В избе у Пугачёва.
Иллюстрация к повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 1950 г. После взятие Белогорской крепости.
Иллюстрация к повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 1950 г. Суд Пугачёва
Иллюстрация к повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 1950 г. Марья Ивановна во дворце .
Герасимов очень любил русскую классическую литературу: произведения Пушкина, Некрасова, Достоевского, Горького и др. Впервые он обратился к иллюстрированию произведений Некрасова в 1909 году, но вплотную приступил к работе в 1930-х годах. В это время им была исполнена большая серия черных и цветных акварелей к поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Иллюстрация к поэие Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Про Якова верного, холопа примерного. 1933-1935 гг.
Иллюстрация к поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". На ярмарке. 1933-1935 гг
В 1932 году впервые был напечатан роман А.М. Горького «Дело Артамоновых» с иллюстрациями Герасимова. Однако художник продолжал работать над этим произведением, усложняя характеристики героев и наиболее полно раскрывая картины жизни русской провинции в предреволюционную эпоху. За иллюстрации к роману М. Горького «Дело Артамоновых» (1939-1954, издание 1956 года) - золотая медаль Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе.
Иллюстрация к роману М.Горького "Дело Артамоновых". 1938г. Семья Артамоновых
Иллюстрация к роману Горького "Дело Артамоновых". 1938. Во дворе фабрики.
Иллюстрация к роману Горького "Дело Артамоновых". 1938.
Иллюстрация к роману Горького "Дело Артамоновых". 1938г. Пётр и Алексей на Нижегородской ярмарке.
Иллюстрация к роману Горького "Дело Артамоновых". 1938г. Пётр и Наталья . (об иллюстрациях здесь
Скончался Сергей Васильевич Герасимов 20 апреля 1964 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
текст - источник
иллюстрации из интернета
https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/17538281/
Рубрики: | русские художники живопись искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |