Класс рисования
Согласно расписанию занятий, ежедневно от двух до трёх часов после обеда воспитанники занимались чистописанием или рисованием.
«Рисовальным учителем» был выпускник Академии художеств Сергей Гаврилович Чириков. Заботясь о своём предмете, он постоянно приобретал необходимые для рисования аспидные доски, итальянские карандаши, тушь, линейки.
Чириков применял академическую систему обучения, уделяя главное внимание рисунку. После приобретения первых навыков воспитанники приступали к копированию античных бюстов, фрагментов гравюр. Позднее питомцы Чирикова стали пробовать свои силы в искусстве портрета. Позднее питомйы Чирикова стали пробовать свои силы в искусстве портрета. На уроках преподаватель знакомил учеников с работами знаменитых мастеров. Большое внимание уделял выбору оригиналов для рисования. Как писал И.-В. Гете, знакомство с произведениями искусства следует начинать с совершенных образцов, так как вкус должен формироваться только на избранных предметах искусства.
По степени дарования всех своих учеников «рисовальный учитель» разделил на четыре разряда: «отличные дарования», «хорошие дарования», «великие дарования», «средние дарования». Александр Пушкин был включён Чириковым в первый разряд.
До нас дошло более тридцати рисунков первокурсников, два из них принадлежат Пушкину – «Собака с птицей в зубах» и «Продавец кваса».
Они посередине вверху:
На этих рисунках с поправками учителя рисования античные головы, сельские пейзажи, сцены из библейских времен, изображения цветов, птиц и животных. Часть из них (в копиях) можно увидеть в классе.
Здесь же в классе на одном из рисовальных столов – листы из альбома Прейслера «Пособие для юношества, упражняющегося в рисовании».
Учебные комнаты посмотрели, теперь поднимаемся на этаж выше, в комнаты воспитанников.
Комнаты воспитанников
Через весь четвертый этаж проходит широкий коридор. По обе стороны его - комнаты воспитанников. Первая комната справа от входной двери - комната дежурного гувернера.
У каждого лицеиста была отдельная комната. В этом проявлялось уважение к личности воспитанника и забота о его здоровье. Комнаты небольшие. Перегородки между ними не доходили до потолка.
В верхней части двери, ведущей в комнату, сделана сетка, закрываемая занавеской, "для света и воздуха".
"В каждой комнате,- вспоминал И.И. Пущин, - железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами".
Над тридцатью дверями прикреплены черные металлические дощечки с номером комнаты, фамилией и именем ее владельца. Комнаты были распределены еще до прибытия воспитанников.
Комната Павла Юдина
Комната Федора Матюшкина
Комната Ивана Пущина
Комната Александра Пушкина
Комната Александра Горчакова
Комната Антона Дельвига
Комната Вильгельма Кюхельбекера
Комната Александра Бакунина
Ивану Пущину запомнилось: "Он (инспектор) привел меня прямо в четверный этаж и остановился перед комнатой, где над дверью была черная дощечка с надписью: № 13. Иван Пущин; я взглянул и увидел: № 14. Александр Пушкин. Очень был рад такому соседу...".
Комнаты лицеистов А. Пушкина и И. Пущина
Комната Пушкина, с видом на Царскосельский дворец, оказалась меньше других: с одной стороны в ней была поперечная капитальная стена.
Комната А. С. Пушкина
Комната А. С. Пушкина
Комната А. С. Пушкина
Комната А. С. Пушкина
Комната А. С. Пушкина
Свою узенькую комнату поэт нередко называл "кельей", Лицей - монастырем. Такому восприятию учебного заведения способствовало нахождение рядом с Лицеем двух церквей; весь уклад лицейской жизни был строго регламентирован; все шесть лет воспитанники безвыездно проживали в Царском Селе. Но как преобразилась "студенческая келья", когда Пушкин почувствовал себя поэтом! Он признавался товарищам, что стихи видит даже во сне. Здесь рождались многие образы лицейской лирики. По ночам, когда все засыпали, вполголоса через перегородку велись беседы с "первым другом" Иваном Пущиным.
Комната Ивана Пущина, про которого «Мой первый друг, мой друг бесценный»
Комната Ивана Пущина
Комната Ивана Пущина
Комната Ивана Пущина
Комната Ивана Пущина
Комната Ивана Пущина
Особой свободы перемещения из комнаты в комнату, шалостей и выходов наружу не допускалось. За порядком следили специальные надзиратели, имеющие комнаты в конце коридора и восседавшие попеременно на стуле.
По ночам в дортуаре дежурили лицейские дядьки, крепостные слуги. В продолжение ночи дядька не только не мог спать, но даже сидеть. Он должен был ходить по спальному коридору, заглядывать в комнаты воспитанников, а в случае какого-либо происшествия немедленно призвать дежурного гувернера.
В жилых помещениях была своеобразная система отопления.
Если вы внимательно посмотрите на стены, то в арочных перегородках можно увидеть медные изделия круглой формы.
Это как раз и есть элемент распределения тепла в помещении... Принцип работы прост: внизу стоит одна единственная печь, а от нее отходит несколько тепловых каналов (они как раз и проложены в арочных перекрытиях). Поворачивая ручку "регулятора температуры" можно управлять тепловым потоком в коридоре жилого этажа. Так как в комнатах воспитанников нет стекол, то тепло из коридора попадает и в их "кельи". В принципе такая система отопления была достаточно давно известна на Руси и впервые применялась в монастырях.
Такая спартанская обстановка, установленный практически армейский распорядок и постоянный надзор шли только на пользу лицеистам. Поневоле приходилось приспосабливаться жить при минимуме развлечений и концентрировать внимание на усвоении учебного материала.
Комната Федора Матюшкина
Сегодня стоящие в комнатах предметы мебели и убранства воссозданы вновь. Комнаты Пушкина и его товарищей восстановлены на их исторических местах.
Определенный интерес представляют следующие нормативные документы Лицея, размещенные на стенах жилого комплекса.
Распорядок дня воспитанников :
6 утра — подъем, сборы, молитва;
7 — 9 — уроки;
9 — 10 — завтрак;
10 — 12 — уроки;
12 — 13 — прогулка;
13 — 14 — обед;
14 — 17 — уроки;
17 — 18 — полдник и прогулка;
18 — 20:30 — выполнение домашних заданий, танцы и фехтование по средам и субботам;
20:30 — ужин;
22 — вечерняя молитва, сон.
Ю.В.Иванов. Лицеисты.В.Кюхельбекер, А.Дельвиг, И.Пущин, А.Пушкин, 1987
Распорядок дня в лицее хорошо описал Иван Пущин:
Прогулка три раза в день, во всякую погоду. Вечером в зале – мячик и беготня. Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди. От 7 до 9 часов – класс; в 9 – чай; прогулка – до 10; от 10 до 12 – класс; от 12 до часу – прогулка; в час – обед: от 2 до 3 – или чистописание, или рисование; от 3 до 5 – класс; в 5 часов – чай; до 6 – прогулка; потом – повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам – танцеванье или фехтованье. Каждую субботу баня. В половине 9 часа – звонок к ужину. После ужина до 10 часов – рекреация. В 10 – вечерняя молитва, сон. В коридоре на ночь ставились ночники во всех арках. Дежурный дядька мерными шагами ходил по коридору. Белье переменялось на теле два раза, а столовое и на постели – раз в неделю. Обед состоял из трех блюд (по праздникам из четырех). За ужином подавалось два. Кушанье было хорошо, но это не мешало нам иногда бросать пирожки Золотареву в бакенбарды."
Квартира учителя рисования Сергея Гавриловича Чирикова
Кроме комнат воспитанников и дежурных гувернеров, в помещении над библиотекой располагалась квартира лицейского учителя рисования и гувернера Сергея Гавриловича Чирикова.
С.Г. Чириков был натурой артистической и незаурядной. По окончании Академии Художеств он получил аттестат "художника первой степени со шпагой" и отдал служению Лицею более тридцати лет жизни.
Лицеисты относились к наставнику с уважением и теплотой. Как вспоминал М. Корф, его любили "... за ровный, приятный характер, за обходительность, за некоторое достоинство, не позволявшее нам с ними таких шалостей, на которые мы пускались с другими...".
Чириков не только обучал воспитанников рисованию по академической системе, но и приобщал их и к литературному творчеству. Сам он был автором поэмы "Герой Севера", которую читал ученикам в рукописи. Главным героем этого произведения был император Петр I. Одним из высших достоинств учителя лицеисты называли "сочуствие к литературным занятиям, в которых он находил вкус, потому что сам был поэт...". У него в квартире устраивались беседы, литературные игры. Составив небольшое общество, юноши рассказывали друг другу повесть, где каждый должен был выступить в роли автора. Обычно в таких играх первенствовал Антон Дельвиг, но и Александр Пушкин однажды на такой встрече рассказал историю двенадцати спящих дев, скрыв источник. Эти непринужденнные занятия обрели серьезное продолжение: С.Г. Чириков стал инициатором журнала карикатур, а лицейские "Национальные песни" запечатлели и облик, и характеры многих учеников и наставников.
Сегодня квартира С.Г. Чирикова воссоздана с максимальным использованием имеющихся о ней сведений. Предположительно она состояла их двух помещений: гостинной и с пальной. Сегодня в интерьерах используются предметы мебели и убранства конца XVIII - начала XIX в.в. В гостинной - диван, бюро, книжный шкаф, стол, кресла, шахматный стол. На специально пюпитре гравюры конца XVIII века.
В спальне - кровать с пологом, ширма, столик для умывания.
Квартира гувернера и учителя С.Г. Чирикова - типичное жилое помещение одинокого человека при учебном заведении, с другой стороны, она отражает характер хозяина - художника и поэта.
В простенках - гравюры конца XVIII - начала XIX в.в.
Здесь же, необходимые для уроков рисования гипсовые модели.
На бюро - донесения С.Г. Чирикова в хозяйственное правление Лицея с просьбой о покупке необходимых для занятий рисованием предметов.
Лицейский учитель рисования стал автором целой серии портретов своих питомцев и коллег. Можно предположить, что именно здесь был написан единственный сохранившийся с лицейских времен портрет Александра Пушкина, автором которого был лицейский наставник.
С.Г.Чириков. Портрет А.С.Пушкина, 1810-е годы
Национализированное в 1918 г. здание продолжали использовать под жилье. В 1920 г. здесь одну из квартир занимал Н.Л. Анциферов, в 1930-е гг., здесь жил художник К.С. Петров-Водкин, в 1927-1928 гг. - О.Э. Мандельштам.
В период оккупации города здание подверглось разграблению, но не получило значительных повреждений. После освобождения оно было передано Институту русской литературы (Пушкинскому дому) Академии наук. Восстановительные работы выполнялись по проекту архитектора Л. Безверхнего.
В 1949 г. здесь открылся Мемориальный музей Лицей. Последние крупные работы по музеефикации помещений и реставрации производились в 1966-1974 гг.