Помещения и реликвии императорского лицея
Вход в Мемориальный музей-лицей А. С. Пушкина
Фойе
Бюст М. М Сперанского. Программа лицея была разработана статс-секретарём Михаилом Сперанским и представлена императору еще в декабре 1808 года вместе с запиской «Об усовершении общего народного воспитания». В проекте программы специального лицея излагались предварительные правила, принципы обучения и воспитания в будущем Царскосельском лицее. 1 января 1810 года, с учреждением Государственного совета, Сперанский стал государственным секретарём — самым влиятельным российским сановником и вторым после императора лицом в государстве. В том же году 12 (24) августа Лицей был основан по указу императора Александра I для обучения дворянских детей и ориентирован в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов.
Бюст М. М Сперанского
В фойе музея стоит мраморная скульптура поэта-лицеиста.
Бюст императора Александра I, именно по его приказу был основан Царскосельский лицей.
Сувенирная лавка
Расположенная в закругленном торце здания лестница ведет на третий этаж, в актовый зал.
Проходим дальше и попадаем в Переднюю
Передняя
Большой зал
Кроме отдельных классных комнат для преподавания, лицей был оборудован и парадными помещениями, торжественно оформленными.
Актовый зал знаком почитателям Пушкина и любителям живописи, запечатлен на одной из последних картин Репина. Написанное в 1911 году полотно иллюстрирует декламацию Пушкина на выпускном экзамене.
И. Е. Репин. Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 г., 1911
Расстановка мебели на картине иная, стол комиссии у противоположной стены, много зрителей на дополнительных стульях.
И. Е. Репин. Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 г., 1911
Именно в этом зале престарелый Державин назвал 16-летнего вундеркинда своим наследником в российской словесности. Через год после своего предсказания знаменитый поэт, сенатор, министр и государственный деятель скончался. Репин живописно представил и позу Пушкина, и удивленно привставшего с места председателя комиссии с лорнетом.
Сам Пушкин позже описал все в своих воспоминаниях:
"Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом ... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, когда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не нашли..."
Евгений Демаков. А.С.Пушкин на экзамене в Царскосельском лицее
Самое большое помещение Лицея. Созданный архитектором В. П. Стасовым, Актовый зал был отделан лепными украшениями и росписью. Своды опирались на 4 массивные колонны.
Благодаря большим окнам, расположенным по обеим сторонам помещения, небольшой по своим размерам зал казался необыкновенно просторным и светлым.
Между колоннами стоит большой стол, покрытый красным сукном, с золотой бахромой.
Стены расписаны под розовый мрамор. Между окнами над зеркалами, в арочных проёмах и на потолке - живопись.
Полы паркетные.
На торцовой стене изображена Минерва, обучающая юношество. Минерва - покровительница наук, богиня мудрости, она даровала людям законы и стояла на страже порядка.
В своих воспоминаниях Иван Пущин называет этот зал «рекреационным», в документах архитектора Стасова он именуется «гимнастическим». Предназначался для отдыха, игр, фехтования и танцев. «Вечером в зале мячик и беготня», - напишет Пущин. И в то же время зал – парадное помещение, с которым связаны все знаменательные события в жизни воспитанников Лицея. В обычные дни он был лишён мебели, но по торжественным дням сюда вносили стол, покрывали его «алой скатертью с золотой бахромой», ставили золочёные кресла.
На красной скатерти стола выложена папка с вензелем на обложке, ее же представил Музей-лицей Пушкина. Теперь реликвия под прозрачным предохранительным укрытием, на почетном месте главного экспоната.
Рельефный вензель основателя лицея, императора Александра I, обрамлен венком и увенчан короной. На перевязи с кистями – печатка с гербом Российской империи, знак государственного уровня официального документа. Устав учебного заведения становился главным законом для воспитанников на период обучения, продолжал действие после выпуска. Содержание документа оставалось нравственным стержнем лицеистов, как оставалась незыблемой сложившаяся в юности дружба.
Грамота, жалованная Императорскому Царскосельскому Лицею Императором Александром I
Грамота, содержащая Устав Лицея, представляет собой книгу в твердом переплете, обтянутую золотым глазетом, шитым шелком с орнаментальной рамкой и рельефным вензелем Александра I на передней крышке и двуглавым орлом на задней крышке. По правой стороне верхней крышки — красное пятно — след от сургучной печати, расплавившейся во время пожара 1820 г.
К книге шнуром из серебряной нити прикреплен ковчег золоченой бронзы для сургучной печати. На крышке ковчега — двуглавый орел, обрамленный декоративным поясом в виде условной рамки. На нижних частях шнура — по два узла, на концах — кисти.
Двенадцать пергаментных листов, оформленных акварельными рисунками К. Новоселова, внутри которых заключен рукописный текст Устава, переложены листами зеленой шелковой тафты.
На последнем листе — подписи Александра I и графа А. К. Разумовского.
На обороте последнего листа надпись чернилами: «Въ Государственной Коллегiи Иностранныхъ делъ запечатана сентября въ 27. день 1811. года №3747-й». | |