Кухня-руина
Расположенная рядом с Концертным залом Кухня-руина, сооруженная Д. Кваренги в 1780-е годы, принадлежит к числу лучших произведений зодчего.
Прямое назначение Кухни-руины - разогревание и подача угощений гостям императрицы, посетившим Концертный зал, именуемый поначалу "Храм Дружбы" и посвящённый богине плодородия Церере.
Сам "Храм" задумывался как метафорический символ верховной власти государыни-императрицы и процветания её подданных.
Проект Кухни-руины в Царскосельском парке. 1785 г. Фасад
Кухня-руина, рисунок Дж.Кваренги, 1800-е
Отсюда и "руина" кухни выглядит так, что "заставляет" задуматься о скоротечности времени, о тщетности человеческой суеты в сравнении с неумолимостью времени и его разрушительной силой, о вечности.
Кухня-руина. Фасад. Дж.Кваренги, 1826
Вход в павильон — круглую в плане, усложненную двумя прямоугольными выступами постройку — оформлен в виде ниши, в глубине которой помещена дверь. Криволинейные части фасада между выступами украшены колоннами.
При создании Кухни-руины Д. Кваренги воспользовался находившимися в его распоряжении фрагментами подлинных античных памятников — мраморными капителями, карнизом и фризом с высеченными гирляндами.
В верхней части стен и в промежутках между колоннами установлены шесть гипсовых барельефов, отлитых скульптором К. Альбани и намеренно поврежденных с целью придания им характера глубокой древности, навевающей меланхолические размышления.
На гипсовых барельефах Альбани повторяются 3 сюжета, которые были позаимствованы у древних оригиналов: Юпитер – царь богов и его жена Юнона с атрибутами (павлином и орлом), скорбящая Деметра (Церера) и служанка, омывающая ее ноги, Диана и Аполлон.
Первый из настенных барельефов называется
"Диана и Аполлон" (римские боги).
Аполлон (и в греческой и в римской мифологии) златокудрый бог, покровитель искусств и муз, олицетворение мужской красоты - сын
Юпитера (Зевса) и его возлюбленной вне брака, богини
Лето (Латона). Почти всегда в лавровом венке.
Диана (Артемида) - его сестра-близнец, богиня охоты и женского целомудрия, хозяйка леса, вечно юна и девственна. Всегда изображалась с луком и животными, обычно ланью.
Второй античный барельеф называется
"Скорбящая Деметра и омывающая её ноги служанка".
Деметра (она же
Церера), богиня плодородия - дочь титаниды, матери всех олимпийских богов Реи и титана Кроноса (Сатурна), сына Урана. Муж Деметры, её же брат
Зевс (Юпитер) - бог неба, грома и молний. У Деметры и Зевса была дочь
Персефона (Прозерпина), которую по сговору с Зевсом, похитил себе в жёны его родной брат
Аид (Плутон) - бог Царства мёртвых. Деметра была безутешной и покинув Олимп, отправилась на поиски своей любимой дочери Персефоны. В своих странствиях Деметра забрела в город Элефсин и вся в слезах села передохнуть на "Камень скорби" у родника. Именно этот момент и изображён на барельефе.
Третий барельеф называется
"Царь Богов Юпитер и его супруга Юнона с атрибутами".
Юпитер в римской мифологии это
Зевс в греческой мифологии - отец богов, бог неба и грома. Всегда изображался с орлом (как в нашем случае), скипетром или молнией. Его жена
Юнона ( она и Веста сестры Юпитера) - богиня семьи и материнства. В её честь назван месяц Июнь. Всегда изображалась с покрывалом, кукушкой или павлином - как здесь
В нишах на фасадах Кваренги поместил античную пластику и внутри павильона также расставил несколько скульптур, не дошедших до наших дней.
Имитация разрушенного памятника древности выполнена строителями Кухни-руины с исключительным мастерством: местами обнажена выветрившаяся кирпичная кладка, карниз и штукатурка стен покрыты трещинами.
По словам И. Э. Грабаря, Кваренги построил «руину такой чарующей, убедительной подлинности, что с трудом веришь в ее поддельность».
Античная статуя римского консула