Цитата сообщения Alexandra-Victoria
Meissen, Designed by Johann Joachim Kändler (German, 1706-1775)
Скульптурный период мануфактуры Meissen
![](https://d.radikal.ru/d16/2106/2d/b2a5a8320ddf.jpg)
Иоганн Иоахим Кендлер
Johann Joachim Kändler (German, 1706 - 1775)
АукционноАссортиФарфоровое
![](https://d.radikal.ru/d36/2106/18/6413b40898d8t.jpg)
Период с 1730-х по 1770-е называют скульптурным, так как в это время на первое место вышли скульптура и барельеф. Произошло это с приходом на завод Иоганна Кендлера. Талантливый Кендлер создал целые серии и композиции разнообразных скульптур, которые не только увеличили популярность мейсенского фарфора, но и получили большое распространение в других странах.
Кендлер был одним из первых художников, которые использовали фарфор в качестве материала для лепки, а не в качестве поверхности для росписи.
![](https://d.radikal.ru/d27/2106/c1/4bb2ce92ef91t.jpg)
(Богоматерь, стоящая на золотом Лунном Серпе, синем шаре и драконе, она держит в руках младенца Христа с золотым крестом и Мадонна с младенцем, кликабельно)
Работы Иоганна Иоахима Кендлера неоднократно предлагались на аукционах по цене реализации от 111 до 25 000 долларов, в зависимости от размера и носителя произведения. С 2011 года рекордная цена этого художника на аукционе составляет 25000 долларов США за "A MEISSEN PORCELAIN EWER EMBLEMATIC OF EARTH CIRCA 1880" (ниже), проданную на Christie's в Нью-Йорке в 2016 году.
![](https://c.radikal.ru/c28/2106/89/5d7dae78414e.jpg)
A MEISSEN PORCELAIN EWER EMBLEMATIC OF EARTH CIRCA 1880
![](https://a.radikal.ru/a02/2106/7d/8e9b8a32d91e.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b16/2106/37/7c36f67f0cd9.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c09/2106/5b/d6e4340ead04.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d24/2106/29/92aef560cda9.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c01/2106/12/56d1a4421da6.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b34/2106/ae/1aeed175b157t.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b23/2106/bf/95b18aa9a84at.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d38/2106/12/99a1fd206302.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d35/2106/67/e5697fd56f92.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a18/2106/72/8094b19ed09b.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a33/2106/00/b2c27fc7df83.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c14/2106/3d/be54f5d73b9f.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c07/2106/bb/926ddfe58b18.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c15/2106/59/46fc5ebc990e.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a02/2106/e7/429d1ac8ae1f.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b24/2106/9a/948c207ec734.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c30/2106/3b/09fed63c7d13t.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d17/2106/97/220457535ac8.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b38/2106/1d/8adcdf435f49.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b22/2106/1f/c277bfdaa5f9.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d09/2106/88/c7581ad886ae.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c27/2106/3c/b21a80613532.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b18/2106/c6/144db6328e56t.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d09/2106/b2/3939b3ea8cd4t.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d24/2106/33/a2dc4ea45562t.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a23/2106/b3/d9df94d165c3t.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b38/2106/41/735138217ae8t.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c11/2106/17/271050570dfft.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c26/2106/ba/c87c2f0cc144t.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a34/2106/f7/ba72d5889de5t.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d20/2106/f7/b2589c55bb8dt.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b29/2106/32/5f40a6717f59t.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c12/2106/70/5f862cb59967t.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b12/2106/53/8692ee4e5c96t.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d26/2106/2b/d5c4e76b5fe8t.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a09/2106/94/f32b87922d0bt.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b08/2106/3d/82d70847b664t.jpg)
![](https://b.radikal.ru/b24/2106/58/f90194dbf73ft.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c32/2106/6c/a94f9086b87et.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d12/2106/6d/4588223c213at.jpg)
![bild-seeligtadt-sachsen-kändler (292x361, 34Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/3/155/737/155737294_bildseeligtadtsachsenk_228ndler.jpg)
Иоганн Иоахим Кендлер (нем. Johann Joachim Kändler; 15 июня 1706, Фишбах близ Арнсдорфа, Саксония — 18 мая 1775, Мейсен) — немецкий скульптор-миниатюрист, наиболее известный своими работами в области мейсенской фарфоровой скульптуры.
Известен тем, что создал целый ряд типов декора и приёмов моделировки, которые оказали существенное влияние на развитие европейского художественного фарфора.
Родился близ Дрездена, получил классическое образование, учился у скульптора И. Б. Томе, затем работал Иоганна Якоба Киршнера, а в 1731 году сменил его на посту главного модельера Мейсенской фарфоровой мануфактуры, принадлежавшей Августу II Сильному, которую возглавлял на протяжении 44 лет и которая получила мировую известность именно в этот период.
![](https://d.radikal.ru/d38/2106/57/eb9344dddc79.jpg)
Был финансово успешным, обзавёлся собственным виноградником, но умер в долгах. Его учениками были несколько впоследствии известных скульпторов Германии.
Работал в стиле рококо, создавал столовые сервизы и различные по размерам и жанрам статуэтки, объектами которых становились в основном персонажи итальянских комедий, актёры, служанки, ремесленники, а также библейские события и сцены природы с фигурами птиц и зверей; кроме этого, создал несколько портретных бюстов. Большинство работ Кендлера богато декорированы, для них характерны живое восприятие натуры, яркость красок, динамика и свобода форм.
![](https://a.radikal.ru/a02/2106/e7/429d1ac8ae1f.jpg)
Самые главные сервизы Кендлера
The Snowball Blossom декор для предметов сервизов (также известный под французским названием «Буль-де-Неж», сорт цветов калины, в переводе с французского «снежный ком») был разработан также Иоганном Йоахимом Кендлером в 1739 году для жены Августа Сильного Марии Жозефы (в общей сложности для неё были созданы 4 сервиза).
![](https://b.radikal.ru/b26/2106/58/2478c0123225.jpg)
Первый кофейный сервиз с таким декором стал самым изысканным и сложным сервизом, произведенным когда-либо на мануфактуре Meissen, но его декоративная функция намного превышала его практическое использование, из-за хрупкой природы накладного декора в виде миниатюрных объёмных цветов. Эти цветы калины позже использовались на многих других творениях мануфактуры, например, на вазах и других предметах интерьера. Такие предметы служили, как правило, дипломатическими подарками и заказывались богатыми людьми для убранства своих дворцов.
![](https://d.radikal.ru/d40/2106/b5/511c2788aefc.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d26/2106/b3/a98bac20873ft.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d42/2106/2f/0cdef2b264f6t.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c37/2106/74/2d1e71e98692t.jpg)
Предметы с рельефным декором "Буль-де-Неж"
Самый известный и самый выдающийся сервиз, когда-либо созданный на Мейсен, без всякого сомнения считается «Лебединый Сервиз», который был смоделирован в период с 1737 по 1742 год по особому заказу графа Генриха фон Брюля, в доме которого проходили самые богатые в Саксонии обеды и приёмы. Это был величайший шедевр фарфорового искусства в стиле барокко, который уже на протяжении более чем 270 лет по праву является самым известным столовым старинным сервизом и до сих пор приковывает взгляды любителей, почитателей и коллекционеров фарфора Meissen.
![](https://a.radikal.ru/a33/2106/8e/bd43ba82f255.jpg)
Граф Брюль
Брюль стремился поддерживать любыми способами своё положение и свою функцию в государственной системе Саксонии. Поскольку Август III не так сильно был вовлечён в политику и государственное управление, Граф Брюль проводил официальные банкеты и приветственные ужины для особых гостей в качестве премьер-министра. Графу Фон Брюлю были предложены 18 разных образцов дизайна изделий. Выбор его пал именно на ту форму, которая напоминала раковину с центральным рельефным изображением двух плавающих лебедей и летящей цапли на заднем плане.
![](https://c.radikal.ru/c39/2106/2d/ff67ad6a6c7bt.jpg)
![](https://a.radikal.ru/a00/2106/28/4f213d234f90t.jpg)
![](https://d.radikal.ru/d40/2106/2f/5854eb992387t.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c41/2106/2e/921a3afbf2d7t.jpg)
Тарелка из Лебединого сервиза для графа Фон Брюля
Кендлер, при содействии Эдера и Фридриха Эберляйна, а также ряда других помощников, разработали и дали жизнь сервизу, состоящему приблизительно из 2200 предметов для сервировки на более чем 100 человек. К сожалению, остаётся не ясным, откуда Кендлер взял идею создать эту специфическую форму и рельеф. Есть предположение, что граф фон Брюль указал на тематику, связанную с водной стихией, поскольку любил охоту и рыбалку. Хотя и нет никаких доказательств для этого утверждения, но, как мы видим, центральной темой сервиза является вода, поскольку все декоративные элементы так или иначе связаны с ней. Возможно, этот выбор связан с именем Брюля, поскольку в дословном переводе это имя обозначает «влажное место».
![](https://a.radikal.ru/a09/2106/bb/ba845110ec9c.jpg)
Сервиз «Лебедь» был назван «самым известным произведением в стиле барокко в мейсенском фарфоре», «триумфом лепки и обжига», и «самая сказочная посуда из фарфора».
Работы Кендлера ещё при жизни мастера имелись почти при каждом европейском дворе, а ныне представлены во многих европейских художественных музеях.
![](https://c.radikal.ru/c09/2106/1b/49c61fd37b41.jpg)
Портной графа Брюля на козе - сатирическая фарфоровая фигура
(Более подробно о деятельности Иоганна Иоахима Кендлера можно прочитать здесь:
https://art-salon.eu/ru/view/iogann-ioahim-kendler-i-ego-epoha)
![](https://b.radikal.ru/b25/2106/95/a9488b223cd8t.jpg)