-Цитатник

В душе наступит благодать: душевная живопись Олега Пятина! - (0)

В душе наступит благодать: душевная живопись Олега Пятина! Картины Олега Пятина можно усл...

Бельгийская художница Генриетта Роннер-Книп: картины с котиками и сельскими животными! - (0)

Бельгийская художница Генриетта Роннер-Книп: картины с котиками и сельскими животными! Се...

Гармония с природой... Художница Михо Хирано (Miho Hirano - 平野実穂). - (0)

Гармония с природой... Художница Михо Хирано (Miho Hirano - 平野実穂). Sm...

Австрия, Вена. Прошлое и настоящее. Часть 136. Дворец Шёнбрунн. Часть 51. Kaiserliche Wagenburg или Музей императорских карет. Часть 5. - (0)

Австрия, Вена. Прошлое и настоящее. Часть 136. Дворец Шёнбрунн. Часть 51. Kaiserliche Wagenburg или ...

"Человек собаке друг": художник Вадим Солодкий! - (0)

"Человек собаке друг": художник Вадим Солодкий! Не могу не вернуться к творчеству Вадима ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в луида

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.06.2012
Записей: 39669
Комментариев: 83034
Написано: 164434


Ювелирное искусство Жереми Позье

Воскресенье, 09 Мая 2021 г. 00:40 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Ювелирное искусство Жереми Позье

Важно не то, что ты делаешь с камнем, а то, что камень делает с тобой.

Генри Дэвид Торо

Жереми Позье прославил своё имя не только бесподобными ювелирными шедеврами, но и талантливыми мемуарами. В 18 веке, в отличие от своих современников - живописцев и скульпторов, ювелиры редко приобретали популярность при жизни, и ещё реже сохраняли её после кончины. В то время, приобрести творения ювелиров высочайшей квалификации могли позволить себе лишь представители царствующих династий, их окружение и очень состоятельные люди. Золотых и серебряных дел мастера создавали прекраснейшие вещи, их красоту воспринимали как должное, о мастерах же забывали сразу после оплаты заказа.

Жереми Позье

Жакоб-Давид Дюваль.
Художник: Герхард Франц фон Кюгельген, 1799.

Жереми Позье

Тиара Императрицы Елизаветы Алексеевны
Мастер: Жакоб-Давид Дюваль (ок. 1800).

Были, впрочем, и редкие исключения - ювелир Жереми Позье, непревзойденный мастер огранки драгоценных камней и оформления бриллиантов, получивший известность благодаря выполненным заказам для Российского Императорского Двора. Его творчество оказало большое влияние на европейское ювелирное искусство, которое впоследствии ознаменовалось такими именами как Луи-Давид Дюваль (Luis-David Duval), Жакоб-Давид Дюваль (Jacob-David Duval), Жан-Пьер Адор (Jean-Pierre Ador) и, позднее, Луи Картье, Карл Фаберже, Франц-Петер Бирбаум.

Жереми Позье

Франц Бирбаум (слева) и Евгений Фаберже. 1922 г. Швейцария, Эгле.

Жереми Позье

Франц Бирбаум 1936 год.

Жереми Позье (Jérémie Pauzié) родился в Женеве в 1716 году. Семья Позье была многодетной и бедной. Потому, когда Жереми было 13 лет, его отец Этьен Позье, вместе с ним и еще одним сыном-подростком Филибертом, отправился в Россию на поиски лучшей жизни, где при дворе Петра II служил врачом-хирургом его брат, Пьер Позье.

Жереми Позье

Табакерка «Чесменская». Адор, Жан Пьер. 1771 год.
Золото, серебро, бриллианты, рубин, эмаль; чеканка, роспись. 4,2x7,5x6,1 см.

Не имея достаточно средств, Позье прошли пешком Швейцарию, Нидерланды, Германию. В Гамбурге их финансовые ресурсы совсем оскудели, так что Этьен вынужден был продать младшего сына Филиберта в ученики к ножовщику, а сам сел с Жереми на маленький корабль, который в августе 1729 года доставил их в Санкт-Петербург. В своих мемуарах Жереми так описывает это событие: «Отец мой решился отдать брата моего Филиберта в Гамбурге в учение господину Дюма - ножовщику. Разлука эта была крайне тяжела для меня, так как я привык переносить с ним лишения и нужду; мы расстались исполненные сильнейшего горя. Бедный брат не спускал глаз с нашего корабля, пока мы не исчезли из виду; несчастный отец мой, который был не менее меня огорчен этой разлукой, употреблял все усилия, чтобы утешить меня».

Жереми ПозьеЖереми Позье

Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте.
Валентин Серов 1900 года

Портрет Петра II. Иоганн Пауль Людден. 1728 год.

В это время Российский престол занимал император Петр II, такой же мальчишка, как Жереми Позье, на год лишь старше. Императорский двор находился в Москве, а сам малолетний венценосец носился как угорелый по громадным подмосковным владениям князей Долгоруковых. Отец и сын снова отправились в путь и опять пешком - за попутной телегой, возчик которой согласился погрузить их скромные пожитки и объясняться с которым путешественникам, не знавшим русского языка, приходилось жестами. Через шесть недель Позье оказались в Первопрестольной, но вопреки надеждам застали здесь безрадостную картину: город только что пережил страшный пожар, почти полностью уничтоживший Немецкую слободу, где обосновался Пьер Позье.

Жереми Позье

Табакерка с вензелем Петра II. Между 1727-1730 годами.
Золото, серебро, бриллианты, миниатюра; чеканка, полировка, гравировка. 1,3х7,2х5,4 см.

 

Чем-то весомым помочь брату и племяннику Пьер Позье не мог. Каким-то чудом он смог пристроить родственников к бригадиру Ролану, получившему как раз назначение комендантом в Архангельск. Так отец и сын Позье оказались на новом месте службы своего покровителя. Из-за скоропостижной смерти Ролана, Позье были вынуждены снова вернуться в Москву. При этом младшего Позье с большим трудом удалось выписать из списков Вологодского полка, так что дезертиром он не оказался. В 1731 году в Москве, после стольких невзгод и потрясений, Этьен Позье скончался. Впрочем, перед смертью он договорился о том, что Жереми поступает в учение к французу Бенуа Граверо, ювелиру.

Жереми Позье

Жереми Позье.

Так в 1732 году началась история бриллиантщика Иеремии Позье, так стали именовать Жереми на новой родине. Вот как, по прошествии многих лет, великий Позье характеризовал своего учителя: "Это был человек чрезвычайно красивый, остроумный и забавный. Многие иностранные господа зазывали его к себе, а он никогда не отказывался от приглашений, потому что любил играть и выпить так же, как и другие удовольствия, так что он по целым месяцам проводил ночи в кутеже, возвращаясь домой не раньше утра, а во хмелю он был такой злой, что, если заставал кого-нибудь в доме спящим, зверем накидывался на него, а если никого не находил, на ком сорвать сердце, то бедную жену свою колотил кулаками до полусмерти".

Жереми Позье

Портрет Императрицы Анны Иоанновны. Луи Каравакк. 1730 год.

Именно в мастерской Бенуа Граверо Жереми полностью раскрыл свой талант, на лету схватывая сложнейшую технику огранки драгоценных и полудрагоценных камней, и тонкости ювелирного дела. Императрица Анна Иоановна, которая часто приказывала Граверо приходить со своими мастерами в её покои и работать там на её глазах, обратила внимание на Иеремию - ведь молодой ученик существенно превзошел мастерством своего учителя. Работа во дворце принесла Позье большую пользу. У него появились связи в придворных кругах, что позволило молодому человеку оставить Бенуа Граверо и открыть собственное дело. Под покровительством Императрицы Анны Иоанновны, в 1740 году Иеремия Позье открывает свою собственную небольшую мастерскую в артиллерийском квартале Санкт-Петербурга, получив титул Придворного ювелира и главного бриллиантного мастера.

Жереми Позье

Золото, серебро, бриллианты, сапфиры, кварц; литье, чеканка, гравировка.
Жереми Позье. Середина 18 века.

Двадцатилетнее правление Императрицы Елизаветы Петровны - период триумфа Позье. Роскошь двора Елизаветы была неописуема, причём немыслимой ценности украшения из редкостных камней и бриллиантов носили и женщины, и мужчины. К тому моменту у Позье уже было некоторое положение, его стали величать Еремей Петрович, небольшие, но достаточные для столичной жизни средства, мастерская и, самое главное - исключительный талант ювелира. Он сам превосходно гранил алмазы и драгоценные камни, приторговывая самоцветами, которые были контрабандой, вывезены из Китая, не берясь за сложные ювелирные изделия.

Жереми Позье

Табакерка с вензелем императрицы Елизаветы Петровны.
Жереми Позье. Золото, серебро, бриллианты; чеканка, полировка, пунцирование.

Елизавета Петровна слыла большой охотницей пожить на широкую ногу, так что, став русской самодержицей, она с увлечением продолжила начатую Анной Иоанновной политику по превращению русского императорского двора в самый блестящий двор Европы. Капризная Императрица велела сломать все драгоценные украшения своих ненавистных предшественниц, так что поле деятельности для Еремея Петровича открывалось преобширное. При этом ему приходилось работать не только по личным заказам государыни, но и обслуживать верхушку придворной знати – Воронцовых, Шуваловых, Разумовских. Тогда же у Позье наладились доверительные отношения и с "малым двором" – будущими Петром III и Екатериной II.

Жереми Позье

Портрет императрицы Елизаветы Петровны.
Алексей Петрович Антропов.1755 год.

Жереми Позье

Сапфировый набор императрицы Елизаветы Петровны.
Жереми Позье. Эгрет "Фонтан" и серьги "Каскад". 1755 год. Золото, серебро, сапфиры, бриллианты.

При такой роскошной придворной жизни заказов у Позье было хоть отбавляй. Теперь он был хозяином полноценной мастерской, в штате которой работали как огранщики, так и золотых и серебряных дел мастера. Кроме того, мастер с успехом торговал украшениями других ювелиров, которые он получал из-за границы. В те годы Позье сделал огромное количество роскошнейших табакерок, "букетов", которыми украшали дамские причёски, орденских знаков, диадем, колец, серёг. "Елисавета нередко ночью посылала за мною и задавала мне какую-нибудь работу, какая найдёт её фантазия, - вспоминал Позье, - и мне иногда приходилось оставаться всю ночь (во дворце - авт.) и дожидаться, пока она вспомнит, что требовала меня".

A bouquet of flowers (gold, silver, precious and semi-precious stones, crystal, cutting, polishing). Jeremie Pauzie

A bouquet of flowers (gold, silver, precious and semi-precious stones, glass, fabric, cutting, polishing). Jeremie Pauzie Russia. Saint Petersburg. 1740-ies

Table decoration Bouquet. 1740-1750-ies. Master Jeremiah Posier. Saint Petersburg. The State Hermitage Museum

table decoration Bouquet. 1740-1750-ies. Master Jeremie Pauzie. Saint Petersburg. The State Hermitage Museum

Букеты цветов. Жереми Позье. 1740-е года. Когда в XIX веке ювелирные букеты демонстрировались в Галерее драгоценностей Эрмитажа, для них были сделаны специальные вазочки.

Самой значительной работой Иеремии Позье, для Елизаветы Петровны, следует назвать аграф – огромную брошь-пряжку, которую государыня использовала в качестве застежки для горностаевой мантии.

Жереми Позье

Пряжка-аграф Императрицы Елизаветы Петровны.
Серебро, золото, бриллианты. Жереми Позье. Около 1750 года.

В годы правления Елизаветы Петровны Позье превратился в одного из самых влиятельных придворных ремесленников. В последние месяцы жизни Елизаветы Петровны, когда она тяжело болела, потеряла охоту к развлечениям, не занималась государственными делами, мало показывалась на публике и принимала у себя лишь тех приближенных, которых хотела видеть, Позье оказался одним из немногих, кто был вхож к императрице.

Жереми Позье

Портрет императрицы Елизаветы Петровны.
Виргилиус Эриксен. 1757 год.
Холст, масло. ГМЗ Царское Село

Елизавета скончалась 25 декабря 1761 года. На троне оказался Петр III; он очень хорошо относился к Позье, даже присвоил ему звание бригадира, дававшее свободный доступ во внутренние императорские покои. Но не все так было безоблачно! О том, что отношения между Петром III и Екатериной Алексеевной отнюдь не такие, какие должны быть у добрых супругов, тогда уже знали при дворе все. Погрузившись в выполнение заказов Императора, Позье не забывал оказывать услуги и его супруге. Хотя связи с Екатериной Алексеевной были в те дни для него очень опасны, так как Император строго-настрого запретил ему общаться с нелюбимой женой. О том, что Екатерина Алексеевна умна, знали все, и многие догадывались о том, что она весьма амбициозна и решительна. Екатерине Алексеевне понадобилось 186 дней, чтобы взойти на российский престол 28 июня 1762 года.

Большой букет Екатерины Алексеевны. Жереми Позье. 1760 год.
Изумруды, бриллианты. Под бриллианты подложена фольга, что создает эффект многокрасочности.
Единственный 15 каратный алмаз имеет природный сиренево-розовый цвет.

Новая императрица умела быть благодарной и на деле доказала, что истинные монархи всегда платят по своим счетам. Позье был единственным ювелиром, которому заказы поступали напрямую от императрицы Екатерины II через канцлера Воронцова. Прошло несколько дней после начала ее царствования, как Еремей Петрович получил задание, от которого закружилась бы голова у любого ювелира, - создать для государыни коронационный венец. Дело оказалось срочным: Екатерина Алексеевна не хотела совершать ошибки своего, так и не коронованного, супруга. Торжественная церемония, символизирующая принятие ею власти, должна была состояться как можно скорее. Именно Жереми Позье, совместно с опытнейшим Главным Придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом, создал свое самое лучшее ювелирное творение, главный коронационный атрибут, которым венчались на царство все Российские самодержцы, начиная с Екатерины II - Большую Императорскую корону.

Жереми Позье

Портрет Екатерины II. Аргунов И. П. 1762 год.

Всего за два, с небольшим, месяца Экарту и Позье удалось создать настоящий ювелирный шедевр. Установлено, что автором эскиза и каркаса большой императорской короны является Георг-Фридрих Экарт: здесь он одержал первенство над Позье, также предложившим свой рисунок. Эскиз Экарта был идеален, а вот инкрустировать корону драгоценными камнями доверили именно Позье. При подготовке к инкрустации Позье воспользовался своим оригинальным методом: сделал восковую модель прорезного каркаса Экарта и на ней опробовал разные варианты расположения камней. Такая проработка позволила поместить каждый бриллиант наиболее выигрышно, скрыть дефекты и подчеркнуть достоинства. Императрица разрешила разломать все вышедшие из моды казенные драгоценности и отобрать из них камни для ее короны.

Большая императорская корона. Жереми Позье, Георг-Фридрих Экарт. 1762 год.

В итоге Большую Императорскую корону украсили 4936 бриллианта общим весом 2858 карата и 75 крупных жемчужин общим весом 763 карата, а увенчала великолепная темно-красная благородная шпинель в 398,72 карата. Общая масса короны получилась 1993,8 грамма, длина нижней окружности 64 сантиметра, а общая высота, с крестом, 27,5 сантиметров. Эта работа стала венцом творчества Позье. В ней проявилось все его мастерство в работе с благородными камнями, умение тонко чувствовать их природу, представляя каждый камень в наиболее выгодном для него свете. В работе Жереми помогали шесть ювелиров из Австрии и француз закрепщик Ороте. Также в создании короны участвовали «русские казённые мастера» Иван Естифеев, Иван Липман и подмастерье Иван Никифоров.

В своих мемуарах Позье так описывает создание короны: «Несколько дней спустя по возшествии на престол, императрица Екатерина призвала меня к себе и сказала проверить казенныя вещи и приказала мне разломать все, что окажется не в современном вкусе, и употребить на новую корону, которую она желала иметь к коронации. Я выбрал между вещами все, что могло годиться на эту работу, и так как императрица сказала мне, что желает, чтобы эта корона осталась в том же виде после коронации, то я отобрал все самые большие камни, не годящиеся на модную отделку, отчасти бриллиантовые, отчасти цветные, что составило богатейшую вещь, какая только имеется в Европе.

 Эгрет- украшение для причёски или шляпы

Несмотря на все предосторожности, принятые мною, чтобы сделать корону легкою и употребить только самые необходимые материалы, чтобы удержать камни, в ней оказалось пять фунтов весу.Я примерил корону ея величеству. Екатерина сказала, что очень ею довольна, и, в течение четырех или пяти часов во время церемонии, как нибудь продержит эту тяжесть».Мастеру удалось угодить заказчице, которая получила великолепную вещь и в очень сжатые сроки, а "богатейшую вещь, какая только имеется в Европе" оценили в сказочную по тем временам сумму: два миллиона рублей! 22 сентября 1762 года в Успенском соборе Московского Кремля Екатерина II торжественно возложила на себя творение Позье и Экарта.

Жереми Позье

Императрица Екатерина II в Большой императорской короне,1766-7. Виргилиус Эриксен.

 

Жереми Позье прослужил при дворе Екатерины Великой еще два года. Но в январе 1764 года он, прихватив жену и трех дочерей, навсегда покинул Россию. Уехал почти тайно, оставив все недвижимое имущество, сказав и своей венценосной повелительнице, и всем петербургским знакомым, что едет в Швейцарию ненадолго - подлечиться и повидать родню. Накопленных средств хватило ему и его семье на безбедную, хоть и без затей, жизнь в Швейцарии. Семейство Позье поселилось в Женеве, в старой части города, сначала на улице Верден, потом на площади Фюстери, где Жереми прожил еще 15 спокойных лет и покинул этот мир в декабре 1779 года.

Жереми Позье

Табакерка с портретом великого князя Павла Петровича. Адор, Жан Пьер. 1774 год.
Золото, серебро, бриллианты, эмаль; чеканка, роспись. 3,3х7,1х5,5 см.

Путь Жереми Позье к должности Придворного ювелира, чьи драгоценности украшали один из самых роскошных монарших дворов XVIII века, был труден, а подчас и опасен. На этом пути встречались невзгоды и лишения, зависть коллег по цеху и интриги сильных мира сего. Чтобы преодолеть все это, Позье понадобилось немало терпения, предусмотрительности и дипломатичности, чтобы пережить неоднократную смену власти, сохранив титул Придворного Ювелира на протяжении всей своей жизни, благо, что всеми этими качествами осторожный уроженец Женевы был наделен сполна.

Мушечница
Золото, серебро, бриллианты, эмаль; чеканка, гравировка, роспись. 2.2х4.3 см
Позье, Иеремия. Россия. Санкт-Петербург. Середина 18 в

С годами широкая публика почти забыла Жереми Позье, но не его коллеги ювелиры, представители следующих поколений постарались перенять многие секреты его искусства. А в начале 2011 года имя швейцарского мастера вновь вошло в мир высокой ювелирной моды - бренд Jérémie Pauzié стал собственностью французской компании по производству товаров класса люкс Vendôme Private Trading.

https://lobortas.com/ru/

Ювелиры
Рубрики:  антиквариат
ювелирные изделия
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

virfox   обратиться по имени Воскресенье, 09 Мая 2021 г. 11:19 (ссылка)
.
7025458_xlarge (700x550, 120Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку