Гифки . - (2)
Гифки 58 - (2)
Царское Село. Кухня-руина. - (2)
Таинственный художник Арсений Мещерский, который учился живописи с 3 лет и стал одним из лучших пейзажистов XIX века - (2)
Гифки с животными (18.10.2021) - (2)
Акварельные пейзажи Игоря Дубового: вдохновение и умиротворение природы! Дорогие читатели...
"Коты прилетели": художник стоматолог Анастасия Малышева и ее осенние иллюстрации! Каждый...
Ох, как пахнет сирень... Художник Эдуард Порфирьевич Панов. Сиреневый майОх, как пахнет сирень О...
Путешествие в мир сказок: волшебные иллюстрации Анастасии Столбовой! Настоящий волшебник,...
Добрые герои и волшебные истории: осенняя акварель художницы Виктории Кирдий! Я с большим...
Фарфор Медичи — первый достоверный и успешный опыт изготовления европейцами фарфора, осуществленный в конце XVI века во Флоренции, в мастерской под покровительством Франческо I Медичи.
Оригинальный фарфор, поставляемый из Китая, тайна производства которого тщательно охранялась, был огромной ценностью в европейских странах. Хотя широкое изготовление качественного европейского фарфора началось только в XVIII веке, были и более ранние попытки открыть собственное фарфоровое производство.
В 1574 году семья Медичи попыталась воспроизвести китайский фарфор. Хотя эта попытка была неудачной, она привела к созданию одного из самых редких видов керамики, когда-либо сделанных за всю историю человечества.
Фарфор был сделан в Китае примерно в VII веке и производился с очень специфическими ингредиентами и мерами, в результате чего мы теперь называем фарфор твёрдой пастой. Итальянскому исследователю Марко Поло (1254-1324) приписывают доставку китайского фарфора в Европу в конце XIII века.
С конца XIII века он стал появляться при дворах Европы по мере расширения торговых путей. Ко второй половине XV века китайский фарфор был в изобилии в портах Турции, Египта и Испании. Португальцы начали систематически импортировать его в XVI веке после основания поста в Макао. Из-за ценности китайского фарфора возникло желание его тиражировать.
Наконец, в последней четверти XVI века, фабрики Медичи во Флоренции произвели первый европейский фарфор мягкой пасты, ставший совершенно новым творением семьи Медичи.
Пир богов Тициана и Джованни Беллини, с детализацией фигур, держащих китайский бело-голубой фарфор, 1514/1529 гг.
Посуда с полихромной надглазурной росписью
Для неискушённых европейцев твёрдый китайский фарфор был прекрасным творением, красиво и ярко украшенный, чистая белая керамика (часто называемая белой слоновой костью или молочно-белой), гладкая и безупречная поверхность, твёрдая на ощупь, но при этом хрупкая. Некоторые верили, что он обладает мистической силой. Этот необыкновенный товар с удовольствием приобретался королевскими особами и богатыми коллекционерами.
Династия Мин (1365-1644) произвела отличительный бело-голубой фарфор, известный сегодня энтузиастам.
тарелки династии Мин
Основными компонентами твёрдого китайского фарфора являются каолин и петунце (которые дают чистый белый цвет), а изделия окрашиваются под прозрачную глазурь с оксидом кобальта, который даёт насыщенный синий цвет после обжига при температуре 1290° C. К XVI веку узоры на китайском твёрдом фарфоре включали разноцветные сцены с использованием дополнительных цветов - вездесущего синего, а также красного, жёлтого и зелёного.
Изделия династии Цин
Рисунки изображали стилизованные цветы, виноград, волны, цветы лотоса, виноградную лозу, тростник, фруктовые кусты, деревья, животных, пейзажи и мифических существ. Наиболее известным дизайном эпохи Мин является сине-белая схема, которая доминировала в китайских керамических работах с начала XIV века и до конца 1700-х годов. Типичные сосуды, производимые в Китае, включают вазы, чаши, кувшины, чашки, тарелки и различные предметы искусства, такие как кисточки, чернильные камни, коробки с крышками и курильницы.
Блюдо со знаком мастерской Медичи с обратной стороны
В это время Италия переживала Ренессанс. Живопись, скульптура и декоративное искусство были завоеваны итальянскими художниками. Мастера и художники Италии (и Европы) с энтузиазмом восприняли дальневосточные образцы, которые уже более века распространялись по континенту.
Фарфор Медичи
Они были вдохновлены восточными художественными практиками и произведениями, последние из которых можно увидеть во многих картинах эпохи Возрождения. После 1530 года китайские мотивы часто встречались в майолике, итальянской оловянной глазурованной фаянсовой посуде, которая демонстрировала разнообразные орнаменты. Кроме того, многие произведения майолики были оформлены в стиле историато, позаимствованный в дальневосточной культуре, который повествует через визуальные эффекты.
Посуда Медичи Стремление воспроизвести китайский фарфор предшествовало Франческо де Медичи. В своём издании «Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» 1568 года Джорджо Вазари сообщает, что Бернардо Буонталенти (1531-1608) пытался разгадать тайны китайского фарфора, однако никаких документов, подтверждающих его открытия, нет. Буонталенти, художник-постановщик, архитектор, театральный художник, военный инженер и художник, всю свою жизнь работал на семью Медичи. Но как он повлиял на создание фарфора Медичи, неизвестно.
Ceramics in the Detroit Institute of Arts.Bernardo Buontalenti
Джорджо Вазари сообщал также, что эксперименты шли в флорентийской мастерской уже в 1568 году, но первые успехи, состоялись, вероятно, не раньше 1575 года, когда венецианский посол Андреа Гуссони сообщил, что Франческо Медичи открыл способ производства фарфора, и также указал на его качества: прозрачность, твёрдость, лёгкость и изящество.
фарфор Медичи
В отчёте венецианского посла во Флоренции Андреа Гуссони, датированном 1575 годом, упоминается, что он (Франческо) придумал метод производства китайского фарфора после десяти лет исследований (что подтверждает сообщения о том, что Франческо исследовал методы производства до того, как открыл заводы).
И такие клейма использовал Медичи
Гуссони описывал так:
Но то, что Франческо и его нанятые ремесленники на самом деле изобрели, было не твёрдым китайским фарфором, а тем, что будет называться фарфором мягкой пасты. Формула фарфора Медичи задокументирована и гласит: «белая глина из Виченцы, смешанная с белым песком и молотым горным хрусталём (пропорция 12:3), оловом и свинцовым флюсом». Используемая глазурь имеет в своём составе фосфат кальция, в результате чего образуется непрозрачный белый цвет. Надглазурное украшение было сделано в основном в оттенке синего (чтобы имитировать популярный азиатский стиль росписи в схожих оттенках), однако также используются марганцевый красный и жёлтый. Фарфор известного семейства обжигали тем же способом, что и в итальянской майолике. Затем была нанесена вторая низкотемпературная глазурь, содержащая свинец.На это ушло 10 лет...Позавидовать терпению и целеустремленности мастеров
К середине XVI века семья Медичи, великие покровители искусства и известные во Флоренции с XIII по XVII века, политически, социально и экономически владели сотнями предметов китайского фарфора. Есть записи о том, как египетский султан Мамлюк подарил этому семейству экзотических животных и несколько фарфоровых сосудов, равных которым не было в 1487 году.
Франческо I
Герцог Франческо Медичи, как известно, интересовался алхимией и, как полагают, уже экспериментировал с фарфором в течение нескольких лет до открытия своих фабрик в 1574 году. Интересы Медичи заставили его посвятить много часов изучению в своей частной лаборатории или студиоло, в Палаццо Веккьо, где хранились его диковинки и коллекция предметов, что давало ему уединение для созерцания и изучения алхимических идей.
Полученные в его мастерских продукты демонстрировали экспериментальную природу, в которой они были произведены. Изделия могли быть желтоватого цвета, иногда беловатого или серого, и напоминали керамику. Получающиеся в результате оттенки надглазурных декоративных мотивов также варьируются от блестящих до тусклых (синий цвет варьировался от яркого кобальта до серого). На формы изготовленных изделий повлияли торговые пути эпохи, демонстрирующие китайский, османский и европейский вкусы, включая тазы и кувшины, тарелки, вплоть до самых маленьких кружек. Предметы демонстрировали слегка искривлённые формы и были толще, чем твёрдый фарфор.
Даже учитывая далеко не идеальные результаты усилий Медичи, то, что производили фабрики, было экстраординарным. Фарфор из мягкой пасты семьи Медичи был совершенно уникальным продуктом и отражал утончённые художественные способности. Изделия были огромным достижением в техническом и химическом отношении, сделанные из фирменной формулы ингредиентов Медичи и различных температур.
Фарфоровый завод Медичи, бутылка , гр. 1575–87, с ямчатой текстурой; Мягкая паста из фарфора; OA 2734, Лувр , Париж. Фарфор Медичи -
Располагая достаточными ресурсами для воссоздания китайского твёрдого фарфора, Франческо в 1574 году основал во Флоренции две керамические фабрики - одну в садах Боболи, а другую в казино Сан-Марко. Фарфоровое предприятие было не ради прибыли – его честолюбие состояло в том, чтобы воспроизвести изысканный, высоко ценимый китайский фарфор, чтобы сохранить свою собственную коллекцию и подарить тому, к кому пылал симпатией и уважение (есть предположения о том, что Франческо подарил её Филиппу II, испанскому правителю).Изделия из мастерской Медичи не предназначались для коммерческой продажи, а использовались в качестве дипломатических подарков
Декоративные мотивы, встречающиеся на изделиях семьи Медичи, представляют собой смесь стилей. В то время отчётливо видная китайская сине-белая стилизация (в изобилии видны различные ветви, цветущие цветы, лиственные виноградные лозы), изделия также выражают признательность и турецкой керамике Изника (сочетание традиционных османских арабесковых узоров с китайскими элементами, демонстрирующими спиралевидные свитки, геометрические мотивы, розетки и цветы лотоса, составленные в основном в голубых тонах, но позже включающие пастельные оттенки зелёного и фиолетового).
Также наблюдаются обычные визуальные эффекты эпохи Возрождения, включая классически одетые фигуры, гротески, извилистую листву и изящно нанесённые цветочные композиции.
Большинство сохранившихся фрагментов отмечены подписью семьи Медичи – на большинстве изображён знаменитый купол Санта-Мария-дель-Фьоре, флорентийского собора, с буквой F ниже (скорее всего, относящейся к Флоренции или, что менее вероятно, к Франческо). На некоторых фигурах изображены шесть шаров (palle) герба Медичи, инициалы имени и титула Франческо или и то, и другое. Эти знаки свидетельствуют о том, как Франческо гордился фарфором Медичи.
Фарфоровая бутыль мастерской Медичи с деталями текстуры
Фарфор Медичи — мягкий фарфор, содержащий порошкообразный полевой шпат, фосфат кальция, волластонит и кварц. Используемые формы, характерные для майолики того периода, включали в себя всевозможные вазы, тарелки, кувшины, в том числе узконосые.(снимок ниже)
На обратной стороне изделий ставился знак в виде купола Брунеллески.
На изделиях из мастерской Медичи хорошо видны многочисленные изъяны производства, такие как: чрезмерная хрупкость, пузыри и трещины глазури, нечёткие узоры с попытками исправления, слишком яркие или блёклые цвета, возникающие после обжига. К тому же изготовление собственного фарфора оказалось слишком затратным и сошло на нет после смерти Франческо. Всего было изготовлено, вероятно, около 300 изделий, из которых до нашего времени дошли несколько десятков.
Стремление Франческо де Медичи к тиражированию китайского фарфора привело к тому, что он создал нечто новое, а главное, произведённое в Европе. Фарфор Медичи очаровал тех, кто его видел, и как изобретение семьи, по своей сути воплощал и представлял огромную ценность.
В Британском музее
Однако срок службы фабрик Медичи был недолгим с 1573 по 1613 год. Известно, что производство сократилось после смерти Франческо в 1587 году. В целом количество произведённых изделий неизвестно. После смерти Франческо опись его коллекций насчитывает около трёхсот десяти штук семейного фарфора, произведённого на собственных фабриках, однако это лишь малая часть из того, что было произведено в действительности. Фарфор хранился в семье до XVIII века, когда в 1772 году аукцион во Флоренции распродал коллекцию. Сегодня существует около шестидесяти предметов фарфора от этого семейства, и все они, кроме четырнадцати, находятся в музейных коллекциях по всему миру.
Поиски формулы китайского фарфора продолжались. Мягкая паста была произведена в Руане, Франция, в 1673 году и в Англии к концу XVII века. Фарфор, сравнимый с китайским вариантом, не производился до 1709 года, когда Иоганн Бёттгер из Саксонии открыл в Германии каолин и произвёл твёрдый прозрачный фарфор высокого качества.
Литература G. Cora and A. Fanfani, La porcellana dei Medici. Milan, 1986. Giuseppe Liverani, Catalogo delle porcellane dei Medici, in series Piccola Biblioteca del Museo delle Ceramiche in Faenza: II (Faenza), 1936. Arthur Lane, Italian Porcelain. London, 1954.
https://kulturologia.ru/blogs/050421/49324/
Серия сообщений "Фарфор": Часть 1 - Дворцы Вены:Хофбург(5).Столовые принадлежности в императорской коллекции Часть 2 - Лондонский музей Альберта и Виктории .Часть 2.Экспозиция"Керамика и фарфор"...Часть 43 - Изысканный фарфор ручной работы компании «Franz Collection»Часть 44 - Прикладное искусство музея Собрание Уоллеса:стекло,хрусталь,фарфор,майоликаЧасть 45 - Редчайший «китайский» фарфор семьи Медичи