Гифки . - (2)
Гифки 58 - (2)
Царское Село. Кухня-руина. - (2)
Таинственный художник Арсений Мещерский, который учился живописи с 3 лет и стал одним из лучших пейзажистов XIX века - (2)
Гифки с животными (18.10.2021) - (2)
Акварельные пейзажи Игоря Дубового: вдохновение и умиротворение природы! Дорогие читатели...
"Коты прилетели": художник стоматолог Анастасия Малышева и ее осенние иллюстрации! Каждый...
Ох, как пахнет сирень... Художник Эдуард Порфирьевич Панов. Сиреневый майОх, как пахнет сирень О...
Путешествие в мир сказок: волшебные иллюстрации Анастасии Столбовой! Настоящий волшебник,...
Добрые герои и волшебные истории: осенняя акварель художницы Виктории Кирдий! Я с большим...
Хочу ознакомить вас с некоторыми фактами из жизни и деятельности Карла Фаберже не очень известными широкой публике
В каком же виде существовала империя Фаберже, когда она достигла своего максимального развития?
Максимальное развитие, как учили нас в советское время, надо сравнивать с 1913 годом, потому что в 1914 году, когда началась Первая мировая война, начались сокращения работников. Половина из ста мастеров ушли на фронт, в Петербурге их осталось 25, а до этого было 250. В частности, 50 человек ушли на оборонные заводы. Исследователи сегодня спорят о том, сколько ювелиров работало у Фаберже в разных городах. Я считаю, что не меньше 600 человек, но согласна и с цифрой 700, потому что, как пишет главный мастер фирмы Франц Бербаум, перед Пасхой и на Рождество нанимали дополнительную рабочую силу, особенно перед Пасхой - исполнять маленькие пасхальные яички.
Сегодня известно порядка 250 000 предметов, созданных ювелирной фирмой Фаберже за 45 лет (1872–1917). Карл Фаберже был и художником, и геммологом, и реставратором. Но главный его талант — предпринимательский: Фаберже собрал вокруг себя лучших художников своего времени. В общей сложности у него работало около 700 -500 человек от продавцов до бухгалтеров. Это была огромная ювелирная империя, включающая мастерские, дизайн-студии, магазины и филиалы (в Москве с 1887 года, в Одессе с 1890 года, в Лондоне с 1903 года и в Киеве с 1905-го).
Дом Фаберже производил бриллиантовые диадемы и портсигары, перстни и серьги, столовое серебро и иконные оклады. В мастерских Фаберже трудились и мастера-камнерезы, создававшие objets de fantaisie, фигурки животных и людей, выполненные из цельных кусков камня и в сложных техниках эмали и флорентийской мозаики.
Но сегодня говорим «Фаберже» — подразумеваем «яйца»: декоративные пасхальные яйца Фаберже создавал в промышленных количествах. Маленькие изящные яйца-брелоки различных фасонов и отделки, драгоценные кулоны, которые вешали на шею, на пояс, на броши, собирали в ожерелья. Князь Феликс Юсупов вспоминал, как «на балах яйца Фаберже десятками рассыпались по сверкающему паркетному полу». А по воспоминаниям москвичей, в 1950-е годы антикварный магазин на Арбате был буквально завален яйцами Фаберже
Это было самое крупное в мире предприятие.
Почему же все так красиво,стоит дорого и пользуется спросом?
Карл Фаберже заложил ювелирную школу в фундаменте которой лежит чрезвычайно важный принцип: любое, даже самое недорогое изделие должно быть сделано идеально с большим вкусом и художественной фантазией. Ведь фирма Фаберже выпускала огромный ассортимент продукции, предназначенной не для элиты, а для обычных людей. И отношение к качеству изготовления солдатского портсигара было таким же, как при изготовлении подарков для царских родственников. Не случайно, что свой дайджест из малоизвестных фактов, имеющих отношение к жизни (1846-1920) Великого Ювелира я решила начать с его слов на эту тему.
В чём настоящая ценность ювелирного украшения?
Фаберже в 1914 году с оправданным превосходством сказал газетным репортёрам:-"Если сравнивать с моим делом такие фирмы, как 'Тиффани', 'Бушерон', 'Картье', то у них, вероятно, найдётся драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1,5 миллиона золотых долларов (примерно 65 миллионов долларов в сегодняшних ценах). Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга".
Отношение его к работе может охарактеризовать вот такой случай:
Один из членов императорского дома очень интересовался ювелирным ремеслом и хотел лично ему обучиться. С этой целью он обратился к Фаберже, чтобы тот составил ему реестр всех нужных инструментов и инвентаря для мастерской. Старый мастер, которому поручили это дело, был большой оригинал. В список инструментов между молотками, чеканами, штихелями он включил 'плоский ремень достаточной толщины'. На вопрос заказчика, на что может быть ремень употреблен в ювелирных работах, Фаберже ответил: -"Ваше Высочество, это первый и самый необходимый инструмент, без которого ни один ученик ещё не обучился ювелирному искусству".
Трагедия жизни мастера началась с нововведений большевиков...
Сотрудники Карла узнали, что готовится Декрет о золоте и платине. Любой гражданин не имел права владеть золотыми изделиями весом больше 68 граммов. Что такое 68 граммов? Золотой портсигар весит двести граммов. Получается треть портсигара! Отпили треть, и можешь владеть. Ограничено было также владение изделиями из серебра. Нужно было получать различные разрешения. Я даже читала документы 1918 года, в которых сообщалось, что для того, чтобы сделать обручальное кольцо из серебра, необходимо было получить разрешение в наркомате.
Узнав о готовящемся декрете, 6 января 1918 года акционеры приняли решение о ликвидации фирмы Фаберже. Была создана ликвидационная комиссия, которая работала до начала 1919 года. В архиве Татьяны Фаберже есть документы, в которых в марте 1918 года сообщается, что «московское ЧК требует отдать им товарные книги». Чем были интересны эти товарные книги? В них записывались, начиная с 1899 года, после специально принятого закона, покупатели ювелирных изделий.
Сейчас исследователи ведут поиски этих книг. Ни по одной крупнейшей ювелирной фирме, включая Фаберже, нет этих товарных книг. Я почти уверена, что эти книги еще можно найти. Именно по ним работала ЧК. Чекисты ходили по клиентам, которые были записаны в книгах. Приходят, например, к генералу Попову и говорят, что у него должен быть серебряный сервиз на 30 килограммов. Брали людей в заложники. Это описано даже у Булгакова. А Карл Фаберже 24 сентября, после ранения Ленина и убийства Урицкого, после того, как 15 сентября были расстреляны 500 человек, получил известие о том, что он тоже находится в списке заложников. Причем основанием для включения в этот список было то, что он являлся придворным ювелиром.
18 сентября Карл подал документы в Германское генеральное консульство. Оно действовало в Петрограде на основании Брестского договора, одним из пунктов которого было разрешение всем гражданам, способным подтвердить, что они родом из оккупированных Германией областей, выехать туда. Папа Карла был из Пярну. Очень многие россияне таким образом, только на основании устных заявлений, получили возможность по этому договору уехать из России, в частности, на Украину. Только потом большевики очухались и ввели контроль. Карл Фаберже уехал в Латвию.
Оказавшись в Латвии, Карл Фаберже вынужден был вскорости ее покинуть из-за наступления красных латышей и уехать в Германию:
В 1919 году, когда он был в Германии, один из руководителей его фирмы, которому он доверял, главный бухгалтер Отто Бауэр, написал ему письмо, в котором сообщил, что три четверти ювелирных вещей он спас. Бриллианты и другие драгоценные камни извлекались из оправ, продавались по мере возможности за твердую валюту скупщикам, кто-то брал.
Отто Бауэр обманул Карла Фаберже, а затем и его сына Евгения. Он сумел вывезти много драгоценностей в Латвию из большевистской России. Но судьба спрятанных и оставшихся в России кладов семьи Фаберже (а их было множество) до сих пор неизвестна до конца.
Еще в 1926 году у Фаберже были клады в Москве и Петербурге. Многие из них были переданы надежным людям. В 1930 году Евгений Фаберже составил список этих кладов. Я подсчитала, что примерно по 15 пунктам было указано: «получено» или «лежит в Выборгском отделении в Финляндии», а по остальным пунктам: «неизвестно» или «разграблено большевиками».
С 30 мая по середину июня 1918 года в доме Фаберже прошло 4 обыска. Там в одном месте (я изучала документ в архиве ) есть фамилия некоей женщины, которая указала на то место в библиотеке Карла Фаберже, где были спрятаны драгоценности. Фамилия ее зачеркнута, но я посмотрела на свет. Выяснилось, что это экономка-эстонка по фамилии Казик. Она была уже не молодая, за 60. Приставили штык к горлу и вынудили сказать.
Еще интересно, что в подвале обнаружилось замурованное помещение. 30 декабря 1917 года Карл Фаберже отдал свой дом Швейцарской миссии, хотя и сам там проживал еще 9 месяцев. А Ленин одним из первых своихдекретов постановил не отбирать имущество у иностранных миссий. И до тех пор, пока там находилась миссия, обысков не проводилось.
Во время обысков там были найдены замурованные в подвале полторы тысячи ящиков. Из них Фаберже принадлежали только 220, а остальные – имущество швейцарцев, в основном часы. Понятно, ведь швейцарцы торговали в Петербурге часами, а когда произошла революция, отнесли все часы в миссию. А часы, если кто забыл, и в Первую мировую войну, и в Гражданскую были страшно дефицитным стратегическим товаром. Командиры полков не имели часов. А как начинать, например, наступление, назначенное на определенный час? Так что все эти часы были сразу же отвезены на склады ВЧК. Такова судьба дома Карла Фаберже.
В государственных музеях страны чуть больше тысячи предметов Фаберже. В частном музее «Связь времен», который находится в Петербурге, тоже примерно тысяча изделий Фаберже. А только Хаммер пишет в своих мемуарах, что в 30-х годах через его руки прошло более двух тысяч вещей Фаберже. На днях я заглядывала на сайт английской королевы. На всех членов королевской семьи – 560 предметов, из них 300 – у королевы Елизаветы II. Внуку Вильяму бабушка, которая несколько лет назад умерла, передала свою коллекцию из 100 предметов, минуя внука, наследного принца. Вообще, 20-30 предметов Фаберже уже считаются коллекцией. И, несмотря на кризисы 1998 и 2008 годов, цены на предметы Фаберже все время поднимаются. Существует закономерность: они никогда не снижаются. В их стоимость входит и стоимость золота, которая постоянно растет в последние годы.
Аукцион Кристи
Когда готовятся различные аукционы раз в полгода в Лондоне и Нью-Йорке, то обычно месяца за три, а иногда и за полгода посылают документы с вещей, особенно с вещей Фаберже, на которых присутствуют нацарапанные номера. В хороших коллекциях такие вещи составляют до 80%. Причем многие владельцы даже не знают, что у вещей в их коллекциях есть нацарапанные номера. А такой номер – это так называемая французская система клеймения. Она существует с 40-х годов XIX века.
Несмотря на кризисы 1998 и 2008 годов, цены на предметы Фаберже все время поднимаются
Существует фонд Картье в Женеве. И, если вы на вашей брошке Картье обнаружили нацарапанный номер, то можете отправить в этот фонд запрос, и вам за скромную плату (примерно, 1000 швейцарских франков) пришлют сертификат с указанием времени изготовления этой вещи и с подтверждением ее подлинности. При наличии такого сертификата вещь становится дороже. С 1994 года эксперты вместес Татьяной Федоровной Фаберже создавали электронную базу данных, в которой сейчас насчитывается более 35 000 номеров. Каждый месяц они получают несколько запросов из разных стран мира, особенно много - из Америки и Германии. Эксперты смотрят эту базу данных. Если выясняется, что, предположим, эту брошь или часы купила великая княгиня Ксения Александровна или императрица Мария Федоровна, то начинается уже архивный поиск. Многие документы у них уже сканированы, и их документ прикладывают к описанию вещи.
Во многих городах находится один-два коллекционера, которые владеют какими-то предметами Фаберже или предметами других, тоже очень уважаемых, фирм придворных фабрикантов: «Хлебников», «Овчинников» и т.п. Сейчас очень большой спрос, например, на оклады икон, которые делали московские артели.
А что касается технико-технологических исследований, то здесь - очень большой минус: за последние 25 лет эксперты практически не продвинулись в определении возраста изделий. Если поддельщик берет какие-то старые ложки, например, от Фаберже, и делает из них предмет уже более сложный, то эксперт подтвердит, что по металлу лигатура совпадает. В этом проблема технико-технологического исследования. Это не только у нас. Самые лучшие лаборатории Англии, Америки очень хорошо работают по изделиям, которым 3000 лет, а что касается более современных вещей, увы…
Валентин Скурлов. 2014 год, осмотр яйца 1902 года «Ампир», Нью-Йорк
Как проходит экспертиза
Первая экспертиза прошла в 1989 году, когда в СССР состоялась первая выставка «Великий Фаберже». На нее из других стан было привезено 220 предметов, и штук 50 были представлены российскими музеями. Предъявляется изделие или крупные его фотографии, крупные фотографии клейм, проводит Валентин Скурлов-специалист по клеймам, автор книги «Клеймение русских золотых и серебряных вещей на рубеже XIX-XX вв.». Дальше экспертиза происходит по следующим параметрам: искусствоведческо-стилистическая, архивно-историческая, ювелирно-технологическая, геммологическая, пробирная, графологическая и товароведо-органолептическая. Такая экспертиза позволяет установить, что произведение сделано, например, в мастерской того или иного мастера,например-Рюкерта...Даже специалисты, работающие по 30-40 лет, не всегда могут определить, например, качество светло-зеленого камня. Это может быть бовенит, нефрит, зеленый оникс, серпетинит и т.д.
У нас есть знатоки, которые пальцами способны определять возраст фарфора. Они не срезают бритвой, как картежники, кожу с пальцев, у них просто сверчувствительные капилляры на кончиках пальцев, которые позволяют им определять возраст произведений. Это называется «знаточество». Оно, конечно, имеет право на существование, но научным, в строгом смысле, не является. Есть «знаточество», а есть экспертиза. Эксперт пишет свое заключение, используя мнение знатоков или не используя, но, в соответствии с законом, за истинность своего заключения он несет уголовную ответственность, в отличие от знатоков.
Работы ювелирной фирмы Фаберже устойчиво растут в цене уже сто лет. Фаберже — идеальная арт-инвестиция с гарантированной высокой доходностью для долгосрочных и краткосрочных вложений. Последние 10 лет произведения искусства конца XIX — начала XX века пользуются ажиотажным спросом на аукционах и ярмарках. Но наследники знаменитой ювелирной фамилии не получают от продаж ничего.
Карл Фаберже и его сыновья не сделали главного: не зарегистрировали имя Карла Фаберже в качестве торговой марки.
Революционеры и авантюристы. Кто и как в Советской России зарабатывал на Фаберже Американец Арманд Хаммер, сын эмигрантов из Одессы, приехал в Россию в 1921 году и быстро нашел общий язык с Лениным: в обмен на поставки в разоренную страну лекарств и пшеницы Хаммер получил от вождя пролетариата право на вывоз предметов искусства и множество других преференций. Он говорил: «Стать миллионером не трудно. Нужно просто дождаться революции в России».
Хаммер прожил в Советской России девять лет, представляя интересы крупных западных компаний, основал собственную карандашную фабрику и успел переправить в Европу огромное количество ценностей.
По иронии судьбы Хаммера поселили в доме Купеческого общества на Кузнецком мосту, где раньше располагался магазин Фаберже и студия художников фирмы.
В 1927 году директор Оружейной палаты Кремля Дмитрий Иванов добился получения из валютных резервов в фонды Кремля 24 императорских пасхальных яиц. Однако в 1930 году власти забрали для экспорта 11 из них. Эти императорские яйца, как и множество других драгоценностей, оказались в руках Хаммера. «Некоторые вещи он покупал по цене материала — например, императорское пасхальное яйцо «Ренессанс», за 1500 золотых рублей, в то время как императорская семья заплатила за него 4750 рублей», — рассказывает хранитель коллекции Фаберже в Музеях Кремля Татьяна Мунтян.
Хаммер вывозил сокровища Фаберже из России и продавал на антикварных рынках, а позже открыл вместе с братом в Нью-Йорке галерею и организовал поточное производство пасхальных яиц Фаберже и камнерезных фигурок. Хаммеру удалось собрать вокруг себя мастеров из мастерских Фаберже и обзавестись копиями фирменных петербургских клейм и императорских шрифтов. В его галерее работал консультант, «специалист по русскому Фаберже». Он и агенты братьев Хаммеров выдавали подделки за редкие дубликаты оригинальных вещей Фаберже или даже за подлинники.
Одновременно в Европе и Америке друг за другом шли аукционы, на которых агенты советского правительства продавали подлинные вещи Фаберже. Например, на аукционе немецкой антикварной фирмы Rudolph Lepke’s Kunst-Auctions-Haus в Берлине в 1927 году прошли самые значительные в довоенный период распродажи Фаберже.
В 1933 году из Оружейной палаты изъяли еще четыре яйца. Ее директор Дмитрий Иванов, не выдержав разграбления коллекции и уничтожения памятников в Кремле, кончил жизнь самоубийством. На следующий день после его гибели в Оружейную палату пришел представитель советского «Антиквариата» с мандантом на изъятие еще 120 предметов.
На этом фоне бизнес братьев Хаммеров процветал: рекламируя фирму как «императорский Фаберже», к 1930-м годам они создали в Европе и США настоящий культ Фаберже.
Галерея Wartski, один из самых именитых и авторитетных дилеров Фаберже на антикварном рынке, тоже получала вещи непосредственно в Советской России: за покупками ездил лично владелец Wartski Эммануил Сноумен. Но большую часть предметов Фаберже привез в Лондон в 1927 году деловой партнер Wartski: пообщавшись с советским представителем в Париже, он вывез оттуда огромный чемодан ювелирных изделий. Так галерея Wartski стала европейским центром продажи произведений Фаберже.
Fabergé и Fauxbergé: подлинники и фальшивки «В Нью-Йорке, на знаменитой 47-й улице, почти каждый ювелир с амбициями держит в ящике стола весь необходимый набор клейм Фаберже», — рассказывал эксперт по прикладному искусству Владимир Тетерятников. Историк Георгий Зуев в книге «Империя Фаберже» подтверждал, что ювелирные мастерские Нью-Йорка «выпускали на рынок почти безукоризненные подделки, с точными копиями клейм и шифров».
Порядка 8–10% от оборота предметов Фаберже составляют подделки, утверждает директор музея Фаберже в Санкт-Петербурге Владимир Воронченко. По его словам, есть вещи и полуфальшивые — когда берется несколько не подлежащих восстановлению предметов и из них делается один. «Америка, Украина, Греция, Россия — основные страны-производители подделок, — рассказал Forbes Life эксперт аукционного дома Christie’s, исследователь наследия Фаберже Валентин Скурлов. — Реже всего подделывают самые известные работы Фаберже — пасхальные яйца, сюрпризы в них, некоторые ювелирные украшения, механические куклы-автоматоны и часы, в особенности с гильоше-эмалью. Отчасти потому, что эти предметы уже хорошо изучены, а отчасти — в силу их сложности. Фаберже всегда использовал швейцарские механизмы, поэтому его вещи работают и сто лет спустя, а вот подделать такой механизм крайне сложно».
Чаще подделывают, например, камнерезную пластику. «Это проще и дешевле. Главное, что требуется, — подобрать камни из правильного месторождения, — говорит Владимир Воронченко. — Искусство обработки камня в России всегда было на высоком уровне». «Важно понимать разницу между подделками с фальшивыми клеймами и вещами, стилизованными «под Фаберже», не повторяющими предметы, которые уже были произведены», — уточняет Валентин Скурлов. Коллекционеры понимают, что подделки неизбежны, и стараются обратить такие ситуации себе на пользу: в каталогах публикуют и список подделок, разделы «Фальшберже», Fauxbergé.В 1931 году на рынке Европы появилась компания Fabergé Inc. Под товарным знаком Fabergé стала продаваться парфюмерия и туалетные принадлежности. Это не просто Fauxbergé, а отдельный бизнес.И тут тоже не обошлось без Арманда Хаммера.
Как купить бренд Fabergé за $25 000 Компанию Fabergé Inc. зарегистрировал друг Хаммера, испанский бизнесмен Самуэль Рубин, экспортер мыла и оливкового масла. Когда в Испании началась гражданская война и стало не до масла, Рубин по совету Хаммера основал новую компанию, Fabergé Inc., которая занялась производством одеколона и духов. Семья Фаберже случайно узнала об этом в 1945 году. В это же время братья Фаберже, Евгений и Александр, пытались возродить семейное дело: зарегистрировали в Париже компанию Fabergé & Cie и открыли мастерскую, где чинили старые изделия и произво-дили новые по старым эскизам. Вместе с сыновьями Карла Фаберже работали бывшие мастера отцовской фирмы.
Братья Фаберже пытались защитить права семьи на бренд и подали судебный иск против Самуэля Рубина. На суде выяснилось, что бренд «Фаберже» никогда не существовал в юридическом поле, он не был зарегистрирован.
Яйцо Фаберже «Херувим и колесница»
Тем временем Рубин зарегистрировал товарный знак Fabergé и в США. Тяжба длилась шесть лет. Братья Фаберже проиграли. Как объясняет Валентин Скурлов, по решению суда Самуэль Рубин мог использовать имя Fabergé в отношении широкого ряда товарных групп (от ремней до накладок на сумки), за что заплатил Fabergé & Cie $25 000.По сути, это единственная выплата за право использования бренда, которую когда-либо получали наследники Карла Фаберже.Вплоть до сегодняшнего дня семья Фаберже не получает ничего за наследие своего предка. Когда компенсацию Рубина разделили между всеми наследниками, каждому Фаберже досталось в итоге около $800, утверждает Валентин Скурлов. Fabergé & Cie закрылась в 1960 году после смерти Евгения, сына Карла Фаберже.
В 1964 году Рубин продал Fabergé Inc. косметической компании Rayette за $26 млн. С этого момента бренд стал выпускать косметику, парфюмерию, товары личной гигиены, ювелирные изделия.
В 1984 году Riklis Family Corporation выкупила Fabergé Inc. за $670 млн.
В 1989 году Fabergé Inc. приобрела глобальная корпорация Unilever F 31 за $1,5 млрд.
Unilever не только зарегистрировала в качестве товарного знака Fabergé в широком ассортименте товаров по всему миру, но и предоставила лицензии на производство и продажу отдельных видов продукции под брендом Fabergé. Наряду с очками, парфюмерией, столовым серебром, фарфором и прочими вещами свое скромное место в списке занимали и ювелирные изделия. И тут бренду, наконец, немного повезло.
В 1989 году эксклюзивные права на лицензии по производству ювелирных изделий и часов приобрела немецкая ювелирная фирма Victor Mayer. Почти за 20 лет действия лицензии фирма создала большое количество новых ювелирных изделий и пасхальных яиц в стилистике Фаберже из золота и платины с драгоценными камнями и эмалями. Кроме этой небольшой компании, ювелирное направление Fabergé мало кого интересовало: в США Fabergé знали как косметический бренд.
К 2006 году Fabergé по-прежнему оставался брендом, выпускающим товары повседневного спроса. Хотя попытки продвигать ювелирное направление Unilever все-таки предпринимал, выпускал «коллекции» разных ювелирных вещей (эксплуатируя в основном пасхальные яйца) и вместе с очками и фарфором продавал в универмагах Нью-Йорка. К счастью, попытки были не очень успешные и окончательно дискредитировать ювелирный бренд компания не успела.
Неудивительно, что в итоге миллиардеру Виктору Вексельбергу пришла в голову мысль вернуть бренду прежние права и вдохнуть в него новые силы.
Воссоздать из руин самый известный в мире русский бренд Вексельберг не успел. Его интересы сразу же столкнулись с интересами его бизнес-партнера. За бренд обоим пришлось бороться, дело кончилось судом.
Борьба Виктора Вексельберга за Fabergé Поначалу все шло хорошо: переговорами с Unilever занялся инвестиционный директор ГК «Ренова» Владимир Кузнецов, новый актив должен был войти в инвестиционный фонд Pallinghurst Resources. На паритетных началах фонд контролировался компанией «Ренова» и бизнес-партнером Вексельберга по СУАЛу, южноафриканским предпринимателем Брайаном Гилбертсоном.
Как сообщала газета «Ведомости», вместе со своими партнерами и сыном Шоном Гилбертсон договорился о выкупе подразделения Unilever, Unilever Lever Fabergé, сумма сделки — порядка $36 млн — всех устроила.
Гилбертсон — один из основных владельцев крупнейшей в мире компании по добыче изумрудов, рубинов и аметистов в Мозамбике и Замбии. Возможно, понимание того, какие возможности получает владелец драгоценных копий, вооруженный историческим ювелирным брендом, и сыграло в истории с покупкой Fabergé роковую роль.
22 декабря 2006 года специально созданная компания Project Egg Ltd Брайана Гилбертсона приобрела глобальный портфель товарных знаков, лицензий и связанных с ним прав, относящихся к бренду Fabergé. Project Egg Ltd (ставшая позже Fabergé Limited) вошла в структуру Pallinghurst без ведома владельца «Реновы». Самому Вексельбергу Гилбертсон, уже покинувший к тому моменту СУАЛ, предложил стать основным инвестором нового проекта.
Свежеприобретенные права на выпуск восьми видов продукции (от косметики до одежды) Гилбертсона и Вексельберга мало интересовали. В центре их коммерческих интересов стояла исключительно возможность производства вещей из драгоценных камней. В октябре 2007 года Pallinghurst Resources публично заявляла о намерениях группы инвесторов потратить до $450 млн на разработку цветных камней для производства предметов роскоши под брендом Fabergé. В числе инвесторов участники рынка называли и Виктора Вексельберга. Но и с этими договоренностями не сложилось, из-за чего Вексельберг и Гилбертсон судились друг с другом. Один из последних процессов состоялся в 2012 году. К этому моменту Гилбертсон уже успел открыть сеть магазинов Fabergé в знаковых для бренда местах — Женеве, Гонконге, Нью-Йорке и Лондоне, писала лондонская Telegraph.
В том же году портфельная компания Гилбертсона Gemfield приобрела Fabergé Limited примерно за $90 млн. Тогда же представители компании Виктора Вексельберга оставили судебные претензии к компании Брайана Гилбертсона. «Спор с Брайаном Гилбертсоном, как и обладание им брендом Fabergé, уже свершившийся исторический факт. Дальнейшие разбирательства Вексельберга не интересуют», — рассказал Forbes Life источник из ближайшего окружения миллиардера.
Год спустя, в 2013-м, Вексельберг открыл в Петербурге Музей Фаберже. Не задалась и торговля предметами Fabergé у бизнесмена Владимира Воронченко. Сейчас Воронченко возглавляет Музей Фаберже в Петербурге, а сеть ювелирных бутиков Louvre, сократившаяся до двух магазинов, больше не торгует Fabergé.
Возвращение легендарного бренда все же состоялось — в современной инкарнации в исполнении южноафриканского бизнесмена. Судя по сайту Gemfield, компании сегодня принадлежат магазины Fabergé в 21 стране по всему миру — от Бахрейна до Украины. По иронии судьбы бутик Fabergé в Баден-Бадене находится буквально на одной улице с музеем Фаберже, открытым российским бизнесменом Александром Ивановым.
С сайта Gemfields.com легко перейти на Faberge.com, с которого смотрит фотография правнучки Карла Фаберже Татьяны, там же цитата из написанной ею книги об истории ювелирного дома. Но Татьяна Федоровна Фаберже никакого отношения к Gemfield не имеет. Единственный, кто из потомков Фаберже согласился сотрудничать с компанией Гилбертсона, — англичанка Сара Фаберже. Так, через 90 лет после революции 1917 года, в октябре 2007 года наследники и бренд Фаберже все-таки воссоединились. Кто же сегодня продолжает династию Фаберже?Смотрите в следующих постах
https://www.svoboda.org/
https://www.forbes.ru/forbeslife/