-Цитатник

В душе наступит благодать: душевная живопись Олега Пятина! - (0)

В душе наступит благодать: душевная живопись Олега Пятина! Картины Олега Пятина можно усл...

Бельгийская художница Генриетта Роннер-Книп: картины с котиками и сельскими животными! - (0)

Бельгийская художница Генриетта Роннер-Книп: картины с котиками и сельскими животными! Се...

Гармония с природой... Художница Михо Хирано (Miho Hirano - 平野実穂). - (0)

Гармония с природой... Художница Михо Хирано (Miho Hirano - 平野実穂). Sm...

Австрия, Вена. Прошлое и настоящее. Часть 136. Дворец Шёнбрунн. Часть 51. Kaiserliche Wagenburg или Музей императорских карет. Часть 5. - (0)

Австрия, Вена. Прошлое и настоящее. Часть 136. Дворец Шёнбрунн. Часть 51. Kaiserliche Wagenburg или ...

"Человек собаке друг": художник Вадим Солодкий! - (0)

"Человек собаке друг": художник Вадим Солодкий! Не могу не вернуться к творчеству Вадима ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в луида

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.06.2012
Записей: 39669
Комментариев: 83034
Написано: 164434


Династии знаменитых мастеров императорской России: ювелиры Сазиковы

Четверг, 17 Декабря 2020 г. 20:30 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Династии знаменитых мастеров императорской России: ювелиры Сазиковы

Ювелиры  бренды


Внимание к предметам русского декоративно-прикладного искусства в России и за ее пределами значительно выросло в последние годы. Остро стоит вопрос экспертизы и атрибуции предметов, в частности памятников золотого и серебряного дела. При этом история русского ювелирного искусства изучена недостаточно хорошо. Работ, в которых была бы подробно освещена история и  деятельность крупнейших художественно-промышленных фирм XIX века, таких как Сазиков, Губкин, Овчинников, Хлебников, Морозов и других, очень мало. Каждая из них среди профессиональных коллекционеров и арт-дилеров на вес золота. Поэтому   выражаю большую признательность Волдаевой Веронике Юрьевне за ее диссертацию "Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века", в которой более чем 70-ти летняя деятельность фирмы получила свое достойное отражение. Этотпост в ее исторической части целиком основывается на данном научном труде

Ювелирная фирма «Сазиков» за семьдесят лет своего существования оставила яркий след в истории искусства своими работами из серебра в русском стиле. Мануфактура Сазикова получила мировую известность благодаря скульптурным работам на тему русского фольклора и новаторскому подходу к организации производства.

Основатели фирмы "Сазиков", согласно архивным документам, Федор Ермолаевич и его сын Павел Федорович, происходили из экономических крестьян «Московской губернии Богородского округа Вохонской волости». В настоящее время это место носит название Павловский посад. Прибыли в Москву и записались в купечество в 1796 году. Право "именоваться фамилиею Сазиков" официально получили от Московского магистрата в 1811 году. Как отмечает Волдаева В.Ю., самый ранний документ, точно характеризующий род деятельности Сазиковых, относится к 1804 году и свидетельствует о том, что они изготовляли и продавали серебряные изделия. Вопреки высказываниям современных исследователей, отмечает Волдаева, изделия раннего периода деятельности фирмы были не только церковного, но и светского назначения.

Ювелирная фирма «Сазиков». Пресс для бумаг, серебро, агат, 1830-1837 гг. 

Родоначальник фирмы Сазиковых, Павел Фёдорович Сазиков (?– 1830-е), искусный гравер и 3-й гильдии купец, основал в Москве в 1793 году мастерскую по производству серебряных изделий. Постепенно расширяясь, с 1810 года она стала именоваться фабрикой. На ней производилась серебряная посуда и церковная утварь, а поскольку финансовый оборот её достиг 100 тысяч рублей, то владелец переписался в первую гильдию

Точная дата законодательного решения Департамента мануфактур и внутренней торговли о придании мастерской Сазиковых статуса фабрики – 1836 год. А в 1837 году лично Игнатий Павлович Сазиков, сын основателя Павла Федоровича, получил «Высочайшее дозволение именоваться Придворным фабрикантом серебряных изделий». Клейма фирмы, содержащие в своем составе изображение двуглавого орла, согласно замечаниям автора исследования, появились на изделиях позднее - в 1842 году.

 .  

Ювелирная фирма «Сазиков». Жбан, серебро, золочение, чеканка, гравировка, 1861 г.

Наследником основателя семейного дела стал Игнатий Павлович Сазиков (1796–1868). Талантливый юноша ещё в 1812 году вступил золотых и серебряных дел мастером в петербургский Русский цех. В специально предпринятой поездке в Европу Игнатий Павлович Сазиков смог ознакомиться с особенностями производства изделий из драгоценных и цветных металлов, с последними технологическими новинками, что позволило ему освоить на своём предприятии точное ювелирное литьё и усовершенствовать чеканку при украшении производимой посуды. Но, главное, он быстро оценил возможности увиденного за границей разделения труда и ввёл зарубежное «ноу-хау» среди «посудчиков, шлифовщиков и полировщиков», что резко увеличило производительность труда и объёмы выпускаемых вещей, а также улучшило качество изделий на завершающей стадии их окончательной отделки

В 1835 году фабрике Игнатия Павловича Сазикова на выставке отечественных произведений в Первопрестольной за оклад из кованого серебра для престола для одного из московских храмов присудили золотую медаль, а уже через два года владельцу, первому (и тогда единственному) среди русских мастеров, «дозволено было именоваться придворным фабрикантом серебряных изделий», да ещё ставить на продукции предприятия государственный герб. Знатоки восхищались искусством, с каким выполнили царские врата в Чудов монастырь «сорок восемь мещан, крестьян с бородами, в изорванных халатах». И эти простолюдины с предприятия Игнатия Павловича Сазикова со знанием дела чеканили-«долбили твёрдое вещество» благородного металла, умело высекали выпуклости и впадины лиц на изображениях, воплощая в серебре рисунки трёх сыновей хозяина, а те внимательно и неотрывно надзирали за процессом работы, чтобы в результате стараний из рук умельцев выходили отличные произведения.  Уже тогда в декоре изделий фабрики появились фигуры людей и животных.

Фабрика Сазиковых. Блюдо для трюфелей в виде двух сложенных салфеток. 1849 г. ГЭ

Выставка российских мануфактурных изделий в Петербурге в 1839 году принесла Игнатию Павловичу Сазикову золотую медаль с портретом императора для ношения на Владимирской ленте за представленную чайную и кофейную посуду. Однако следовало расширять производство, и в 1842 году в столице появился филиал московской фабрики И.П. Сазикова в доме Стакельберга (Штакельберга) в Чернышёвом переулке, а магазин фирмы вначале разместился на престижном месте в доме Энгельгардта на Невском проспекте (практически напротив Казанского собора), с 1853 года переехал ближе к Литейному (на Невский, 60), а затем оказался на Большой Морской, в доме № 29, впоследствии полностью выкупленном у предыдущих владельцев. 

 



Самовар в стиле неорококо.

Придворный фабрикант серебряныхизделий Сазиков.Российская империя, Москва, 1839 год.

На предприятии исполнялись ковчеги, ризы икон, «створец чёрного дерева с серебряною оправою», кубки, «чеканенные салфетки» и многое другое, причём на работах, «независимо от времени и места их производства, всегда очевиден отпечаток творческой выдумки, оригинальности технического и художественного воплощения. Для Сазикова как художника и предпринимателя особенно важным было поддержание художественного уровня изделий фирмы, соответствовавшего как эстетическим идеалам наиболее широких масс покупателей, так и передовым тенденциям развития современного ему искусства».  Игнатий Павлович первый обратился к скульптуре в серебре: в ранних произведениях 1847–1848 годов чайные приборы дополнялись скульптурно исполненными головками, а с 1850-х впервые стали создаваться скульптуры на темы русской истории, а также на аллегорические и жанровые темы, причём по эскизам Микешина, рисункам архитектора-рисовальщика B. Быковского,моделям таких скульпторов, как Витали и Клодт, костюмы же и атрибуты древнерусских персонажей выверялись со знатоком российской истории Ф. Солнцевым.
 



Кружка в стиле историзм.

Придворный фабрикант серебряных изделий Сазиков.Российская империя, Москва, 1873 год.

Хозяин семейного предприятия, «поняв, что техника в мастерстве – как бы она ни была совершенна – есть только средство, а не цель, что усовершенствование в техническом отношении перестаёт быть ремеслом только тогда, когда оно сливается с художеством», не только заботливо привлекал к работе известных художников и скульпторов, но и, следя за новинками техники, выписал из Франции в 1843 году первую в России гильоширную машину, а через два года открыл при фабрике особое отделение на 80 человек для обучения серебряников и золотых дел мастеров. Да и сыновья его получили художественное образование.

Ювелирная компания «Сазиков». Столовая миска с крышкой, серебро, золочение, чеканка, гравировка, 1870 г.

Особенно талантливым оказался Павел (1815–1856), вначале учившийся в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, потом в Петербурге,  а затем направленный отцом в Париж и сумевший активно «воспользоваться доставленными ему средствами к своему образованию», чтобы обучиться там «рисованию, чеканной и литейной работе». Павел Игнатьевич Сазиков представил в 1849 году на столичной выставке российских мануфактурных изделий исполненные им по собственному рисунку «голову Христа Спасителя» и «отделанный в серебро с позолотой церковный яшмовый сосуд с принадлежностями к оному», за что ему присудили звание неклассного художника Императорской Академии художеств по скульптуре. Он же активно участвовал в создании большого серебряного канделябра (высотой около двух метров и весом почти 130 кг), украшенного скульптурной группой «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

Ювелирная фирма «Сазиков». Скульптурная группа «Витязь в дозоре», 1852 г.

 Это произведение принесло славу не только фабрике Сазиковых, но и России. На первой Всемирной выставке 1851 года перед восхищёнными лондонцами и гостями Хрустального дворца предстала коллекция «из девятнадцати предметов, украшенных по мотивам крестьянской жизни, что было совершенно новым явлением для дорогого и элитарного вида искусства. Простые и близкие к действительности, разнообразные по сюжетам изображения – медведь-плясун с поводырём (любимый персонаж народных ярмарок и балаганов); казачка, играющая на бандуре; охтинка-молочница около деревянной бочки с крадущейся кошечкой на ручке и другие, выполненные чеканкой, украшали серебряные кубки, молочники, кувшины, пресс-папье. Но главным произведением фирмы, за которое Игнатий Павлович Сазиков получил золотую медаль, стало большое настольное украшение-канделябр в виде скульптурной группы, посвящённой победе на Куликовом поле. В центре её – Дмитрий Донской, лежащий под елью, в окружении бояр, военачальников, знаменосца и всадника, рассказывающих ему о победе. Канделябр создавался скульпторами И. Витали, П. Клодтом под наблюдением академика Ф. Солнцева для соблюдения исторических подробностей в одежде и вооружении… Скульптурная группа выдержала сравнение с работами лучших ювелиров Европы»

Ювелирная фирма «Сазиков». Портсигар, серебро, эмаль, последняя четверть XIX века

Портсигар

Россия, Санкт-Петербург.Последняя четверть XIX в.Фирма "Сазиков"Серебро; эмаль выемчатая, канфарение, золочение

Игнатий Павлович Сазиков, заплатив 10 рублей, добился выдачи «лишнего экземпляра присуждённой ему на Лондонской выставке медали Совета – „council medal“ – для сына, свободного художника, почётного гражданина Павла Игнатьева Сазикова, как главного сотрудника по управлению его фабрикою серебряных изделий».  Кстати, такую Большую золотую медаль первого достоинства получили помимо Сазиковых «лишь по одному мастеру в Лондоне и Париже», и корреспондент «Русского художественного листка» радостно написал: «До сих пор все серебряные изделия, изготовлявшиеся в России, были подражанием заграничным образцам, в вещах г. Сазикова вымысел, рисунки, модели и само их исполнение принадлежит уму и трудам русских».  После Первой Всемирной выставки 1851 года началась известность фабрики за границей, появились зарубежные заказы.

Миска столовая со съемной крышкой

Россия, Санкт-Петербург1870 г.Фирма "Сазиков"Серебро; литье, рельефная чеканка, гравировка, золочение

Николай I был очень доволен. Он, ратовавший за подъём патриотизма в России, предписавший в деловых бумагах пользоваться только русским языком, заботился и о процветании отечественного искусства. Ведь национальные мотивы уже несколько десятилетий пронизывали работы европейских мастеров, обратившихся к истории своих стран. Неслучайно император заказал И.П. Сазикову исполнить серебряную скульптурную группу «Витязь в дозоре», чтобы та достойно дополнила сервиз на полсотни персон, заказанный самодержцем в Англии лондонской фирме «Мортимер и Хант» и королевскому ювелиру Роберту Гаррарду. Работа Игнатия Павловича и Павла Игнатьевича Сазиковых ничуть не уступила ни скульптурной композиции, изображавшей средневекового рыцаря на лошади, ни группе «Шотландский охотник с убитым оленем». Правда, сработанный мастером Самуэлем Арндом для «Английского магазина Никольса и Плинке» пьедестал под творение Сазикова, усеянный легкомысленными, зато столь модными рокайлями и трельяжными сеточками, не очень-то вязался с мощной фигурой древнерусского витязя. Но, в конце концов, стиль эклектики потому так и назывался, что позволял заимствовать из арсенала исторических стилей всё наиболее близкое сердцу заказчика, греческое слово «эклегейн» означало «выбирать»

Орешница

Россия, Санкт-Петербург1869 г.Фирма "Сазиков"Серебро; гравировка, золочение, ручная выколотка

Орешница

Россия, Санкт-Петербург1859 г..Фирма "Сазиков"Серебро; ручная выколотка, чеканка, канфарение, литье

В 1857 году Игнатий Павлович Сазиков удостоился звания поставщика Высочайшего двора, а в 1865 году сей «временный Московский 2-й гильдии купец» стал мануфактур-советникомВ тот же год Павел Игнатьевич Сазиков по рисункам профессора А.М. Горностаева сделал роскошные серебряные золочёные оклады, изукрашенные разноцветными каменьями, для Остромирова Евангелия 1056–1057 годов и «Московского Апостола» 1564 года

 Солонка в форме крестьянской солоницы-стульчика

Солонка

Россия, Санкт-Петербург1874 г.Фирма "Сазиков"Серебро; чеканка, золочение

Десятилетие спустя он исполнил для столичного Исаакиевского кафедрального собора утварь «по рисункам с древних предметов». Только из казённого серебра было сделано 89 вещей. Особенно удались фабриканту Сазикову «три креста запрестольных, двенадцать паникадил перед иконами в малых приделах и боковых стенах большого иконостаса, три паникадила пред иконами у жертвенников, двадцать паникадил перед иконами в нишах, три выносных подсвечника, рукомойник и таз для умовения рук архиерею, блюдо для освящения хлебов и фонарь. Весу во всех 89 вещах 56 пудов 32 фунта и 41 золотник, а за работу их уплочено 69 429 рублей серебром. Из собственного серебра фабрикант Сазиков представил пятьдесят семь вещей: Евангелий, сосудов, крестов, кадил, кропил и прочее. Весу в них 2 пуда 25 фунтов и 47 золотников, а цена их 8288 рублей серебром»

После длительных заказов из Императорского двора и его близкого окружения в 1845 году в Санкт-Петербурге было открыто предприятие и несколько сувенирных лавок на Невском проспекте. В них могли найти для себя необходимый предмет и бедные и богатые. Многие изделия были выполнены на высоком художественном уровне.

Чарка с цветочной розеткой на мишени и надписью по венцу: «ДОБРО ТОМУ ПИТЬ, КТО МОЖЕТЪ ХМЕЛЬ ВЪ СЕБЕ СКРЫТЬ»

Россия, Москва1856 г.Фирма "Сазиков".Серебро, эмаль; золояение, эмаль выемчатая (шамплеве), эмаль по гравировке (резьбе)

Он хорошо известен членам императорского семейства. Недаром когда императрице Александре Феодоровне захотелось в 1860 году сделать подарок престарелому ректору Гарнишу, некогда бывшему её учителем, она отправила из Петербурга в Пруссию «прекрасный вызолоченный кубок работы Сазикова, на котором было изображено два вида Кремля, при рескрипте, в коем говорилось, что в память радости, испытанной ею при свидании с ним, она посылает ему вещь» с двумя видами «зданий той страны, которая сделалась моим вторым отечеством».[883] Да и наследник-цесаревич Александр Александрович презентовал родителям своей супруги, датскому королю Христиану IX и королеве Луизе, парадный серебряный золочёный сервиз с непременным великолепным самоваром в русском стиле

Фабрика Сазиковых. Подсвечники парные в виде фигурок Амура и Психеи. 1850–1860-е гг. ГЭ

Когда же император Александр II после взятия Плевны наконец-то смог вернуться с полей русско-турецкой войны в Петербург утром 23 декабря 1877 года, то вечером, освободившись от многочисленных приёмов, сразу же поспешил к своей любимой княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой. А на следующий день самодержец преподнёс своей возлюбленной достойный подарок. То была книга священных писаний, содержащая Евангелие и Деяния апостолов. Под переплётом, обтянутым красным бархатом, таился роскошный, великолепно прочеканенный искусными работниками петербургской фирмы Игнатия Павловича Сазикова, серебряный вызолоченный оклад, созданный, судя по клеймам, ещё в 1867 году. Взор невольно притягивает чрезвычайно выразительный рельефный образ Христа, в лучах сияния парящего на облаке. По краям лицевой пластины вилась изящная плетёнка в византийском стиле, прерываемая на углах медальонами с символами евангелистов.

В центре оборотной стороны оклада красовался большой крест, повторяющийся на одной из подвесок парчовой закладки, но на сей раз дополненный запечатлённым обетом «Кресту твоему поклоняемся». Прицепленную же к другой стороне закладки вторую изящную подвеску, также исполненную в технике выемчатой эмали, сопровождали не менее выразительные надписи: «Сердце чисто» и «Созижди во мне». Императору-Освободителю так понравилась исполненная с таким тщанием книга, что он, даря её ненаглядной «Катеньке», начертал на листе перед титулом: «Отъ всею душою и сердцем тебя любящаго существа, котораго вся жизнь заключается в тебе. 24-го Декабря 1877 г.» Кто знает, но когда Александр II и Екатерина Долгорукова обычно начинали утро совместным чтением посланий апостола Павла, то они вполне могли молиться по этому дивно изукрашенному весьма неординарному изданию

Икорница

Российская империя, Москва1839 г.Фирма "Сазиков"Серебро, хрусталь; гранение, литье, вальцовка, чеканка, золочение

Работы фирмы Сазикова. Слева вверху - чернильница в виде деревенской избы (чеканка). Русский художественный листок, 1861

На Санкт-Петербургской выставке русской мануфактурной промышленности 1861 года И. Сазиков представил чернильный прибор в виде деревенской избы в окружении хозяйственных построек с многочисленными подробностями крестьянского быта – колодцем, птицей и пр. Пресса отмечала, что в его изделиях почти всё русское – и идея, и рисунок, и модель; он первый дал своим произведениям национальный характер. Знатоки не ожидали встретить в России «такого значительного фабриканта, соединяющего в себе искусство художника с ремеслом промышленника».Игнатий Павлович в этом памятном году удостоился награждения орденом Св. Станислава III степени.

Ваза для фруктов

Россия, Москва1830-1837 гг.Фирма "Сазиков"Серебро; литье, золочение

За подлинно мастерское исполнение своих творений журналисты прозвали Сазикова «русским Бенвенуто Челлини», а на петербургской Всероссийской выставке 1870 года появилась вызвавшая восхищение знатоков сделанная И.П. Сазиковым копия одной из работ прославленного мастера Возрождения, показавшая заслуженность этого прозвища. На Всемирной же выставке 1867 года в Париже серебряные скульптуры Сазикова так поразили не только восторженных посетителей, но и искушённых членов жюри, да и привыкших ко всему парижан, что мастер удостоился вручения ему ордена Почётного Легиона. Выработанный им стиль создания серебряной скульптуры почти сразу подхватили другие прославленные фирмы: Никольса и Плинке, Овчинникова, Хлебникова, Верховцева, братьев Грачёвых и Фаберже.

В 1845 году при фабрике была открыта специальная школа на 80 человек для обучения мастеров серебряного и золотого дела.

Пресс для бумаг

Россия, Санкт-Петербург.1830-1837 гг.Фирма "Сазиков".Серебро, агат; литье, резьба, полировка

После безвременной кончины Павла Игнатьевича и смерти Игнатия Павловича семейное дело продолжал в Москве Сергей Игнатьевич, а в Петербурге – Валентин Игнатьевич (1830–1882). Оба получили в 1870-е годы звание мануфактур-советников, а Валентин Игнатьевич ещё удостоился, как и отец, стать потомственным почётным гражданином.[888] Фирма Сазикова существовала до конца XIX века, выпуская не только скульптуру, но и высококачественную серебряную утварь, умело используя разнообразные ювелирные техники: литьё, чеканку, гравировку, чернь и возрождающую древнерусские традиции перегородчатую эмаль по скани. В эмалевых работах основными мотивами были цветочные гирлянды, лавровые венки и всевозможные рокайли.

После смерти Сергея Игнатьевича унаследованный им от отца магазин в Москве в 1879 году закрылся.

Кружка

Россия, Москва1885 г.Фирма "Сазиков"Серебро; литье, гравировка, золочение

Дело Валентина Игнатьевича в Петербурге продолжали его вдова и сын Павел Валентинович Сазиков. Тот в 1870-е годы создал по заказам Двора серебряную утварь для прогулочных императорских яхт «Держава» и «Ливадия». (Любопытно, что выдающийся композитор Милий Алексеевич Балакирев, входивший в «Могучую кучку», в конце 1870-х годов преподавал музыку дочери и свояченице В.И. Сазикова. Сестра жены владельца фирмы, вышедшая замуж за Глазунова, отличалась тягой к музыке, и её музыкальные способности унаследовал сын, будущий знаменитый композитор и директор петербургской консерватории А.К. Глазунов.)

Соусник в манере неорококо

Россия, Москва1841 г.Фирма "Сазиков"Серебро; ручная выколотка, чеканка, канфарение, золочение (внутри)

По поручению Петербургской городской думы Павел Валентинович Сазиков исполнил по рисунку архитектора Л.Н. Бенуа амарантовую шкатулку в серебряной оправе, ставшую своеобразным футляром для акварелей с видами Петербурга, отражающими изменения в облике Северной Пальмиры за 25-летнее правление императора Александра II со дня восшествия на престол. Памятную вещь торжественно вручили августейшему виновнику торжества в день юбилея, 19 февраля 1880 года

Медовница

Россия, Москва1881 г.Фирма "Сазиков"Стекло, серебро; гранение, литьё, вальцовка, чеканка, золочение, матирование

В 1881 году на петербургской фабрике Сазикова, выпустившей церковной утвари и столовых вещей общим весом 67 пудов и имевшей годовой оборот в 39 тысяч рублей, работали 74 человека. Помимо механических приспособлений на ней впервые ввели паровой двигатель. Чеканные работы «всегда приковывали внимание знатоков и любителей серебряного дела силою и смелостью придаваемого им рельефа». В начале того же года Павлу Валентиновичу Сазикову довелось трудиться над целой партией серебряных блюд, создаваемых по эскизам Леонтия Николаевича Бенуа к пышным торжествам как очередного юбилея царствования Александра II, так и двадцатилетия отмены императором крепостного права, отмечаемого 19 февраля. Правда, празднества через 10 дней омрачило смертельное ранение самодержца бомбой, брошенной на Екатерининском канале народовольцем Игнатием Гриневицким.

Подстаканник

Россия, Москва.875 г.Фирма "Сазиков"Серебро; штамп, просечка, золочение

За достойное участие во Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года наследникам Сазикова подтвердили право помещения на их изделиях государственного герба «за отличное производство по серебряному мастерству, изготовление новых моделей и постоянное стремление поддерживать многолетнюю заслуженную известность»438а. Однако удержать прежнее превосходство над конкурентами не удалось, финансовое положение семьи пошатнулось. Дом под № 29 на Большой Морской пришлось продать вдове генерала Е.П. Маслова, а Павел Валентинович сохранил за собой должность управляющего особняком

В 1881 году московская фабрика обработала 58 пудов серебра на 127 тысяч рублей, Санкт-Петербургская — 67 пудов серебра на 39 тысяч рублей. В Москве трудилось 46 рабочих, в Петербурге — 74.

Россия, Москва1864 г.Фирма "Сазиков"Серебро; просечка, гравировка, золочение

После смерти Павла Валентиновича Сазикова все магазины и образцовые фабрики семьи в Петербурге и Москве в 1887 году перешли к фирме Хлебникова. Тогда же заведовавший магазином «вдовы мануфактур-советника Евдокии Павловны Сазиковой и Павла Валентиновича Сазикова» Николай Михайлович Рахманов (1840—?), личный почётный гражданин, мастер серебряного дела, награждённый по итогам выставки 1882 года в Москве золотой медалью на Станиславской ленте, стал работать самостоятельно в мастерской, находившейся по адресу: Знаменская, дом № 5 (в здании фабрики, до того принадлежавшей его бывшим патронам), а в 1900-х – сотрудничать с фирмой Карла Густавовича Фаберже

Известные работы, стиль и клейма

Фирма Сазикова считается основоположником русского стиля в ювелирном искусстве. Ассортимент Сазикова включал предметы, стилизованные под лапти, корзинки, деревенские домики, утварь.

Для создания многих сложных работ привлекались художники высокого уровня: Клодт, Витали, Солнцев, Лансере.

К свадьбе Великого князя Константина Николаевича Сазиков изготовил из серебра сервиз с византийскими орнаментами по эскизам Федора Солнцева 



В фильме «Сибирский цирюльник» Александр III приветствует на Красной площади полки с кубком работы Сазикова. Для того, чтобы снять в фильме подлинный предмет, были получены особые разрешения 


Авторская сахарница из серебра 84 пробы (Сазиков)
·Бренд: Сазиковъ Игнатий Павлович - поставщик двора его Величества
 Материал:Серебро 84 пробыРегион:РоссияМасса:644,03 
В Государственном историческом музее хранятся чайные приборы с литыми головками, ложки, солонки, кружка, несессер и другие утилитарные предметы 


4 редкие серебряные вилки с цветной эмалью и клеймом «Сазиковъ», общим весом 352 грамма. Год изготовления – 1865.
Изделия фирмы Сазикова известны с клеймами «ПС», «ИС», «И.С», «САС», «САЗИКОВЪ», «П. САЗИКОВЪ», «САЗИКОВА»[5].

Награды

Всемирная выставка в Лондоне в 1851 году — Гран-при

Всемирная выставка в Париже в 1867 году — Большая золотая медаль 

Всемирная выставка в Париже в 1867 году — И. П. Сазикову вручен Орден Почетного Легиона 

Всероссийская художественно-промышленная выставка 1882 года — государственный герб (высшая награда)

 


Память

В честь ювелирной фирмы Сазикова Банк России в 2016 году выпустил памятную монету из серебра 925 пробы общим весом 169 граммов. Авторы аверса — художник Е. В. Крамская и скульптор А. А. Долгополова, реверса — художник А. А. Брынза и скульптор А. В. Гнидин. Тираж был отчеканен на Санкт-Петербургском монетном дворе и составил 850 экземпляров


Чайно-кофейных сервиз из смеси позолоты, серебра и слоновой кости, созданный на московкой фабрике в 1847 году, хранящийся в Государственном историческом музее. Клейма: герб санкт-Петербурга, название фирмы «Сазиковъ», другие монограммы. 6 предметов: кофейник, сахарница, чайник, сливочник, конфетница, ложечка-ситечко

В 2014 году в Гохране прошла выставка «Великие мастера XIX столетия. Ювелирный дом Сазиковых и его современники» 


В 2017 году Гознак выпустил серию из 7 настольных медалей, посвященную прославленным российским ювелирам. Одна из медалей посвящена Игнатию Сазикову. На аверсе медали изображена известная скульптурная композиция «Тройка», созданная по модели Е. А. Лансере 

 https://culture.wikireading.ru/hvMKcEGIXA

https://veryimportantlot.com/ru/

https://mus-col.com/collection

https://bank25.ru/sazikov-serebro-84-proby/

Серия сообщений "Серебро":
Часть 1 - Красота русского серебра
Часть 2 - Дворцы Вены:Хофбург(5).Столовые принадлежности в императорской коллекции
...
Часть 39 - Сокровища Эрмитажа: Сливочники
Часть 40 - Сокровища Эрмитажа. КУРИЛЬНИЦА
Часть 41 - Династии знаменитых мастеров императорской России: ювелиры Сазиковы
Рубрики:  антиквариат
ювелирные изделия
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

virfox   обратиться по имени Пятница, 18 Декабря 2020 г. 16:18 (ссылка)
.
MAL124286 (700x526, 126Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку