Начинаем знакомство с творчеством итальянского архитектора и скульптора Джованни Лоренцо Бернини ( 1598- 1680).Он крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини.
Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью»
Бернини прожил долгую жизнь и заслужил все мыслимые почести. Его талант раскрылся внезапно, будто Природа пыталась наверстать что-то упущенное, а милостивый Создатель вдруг решил щедрою рукой одарить жителей потрепанного Средневековьем Рима.
Похоже на правду: в мире нет другого примера столь масштабного и быстрого перевоплощения города в город искусств. Хватило всего лишь 70 лет творчества гения для того, чтобы привлечь не иссякающие столетиями потоки пилигримов, ценителей искусства и туристов.
Сегодня мы более подробно рассмотрим его скульптурную группу Похищение Прозерпины. Виртуозность в исполнении и утонченность скулыптур Бернини напоминает одновременно работы Микеланджело и античную пластику, а также сочетает в себе стилистические черты его современников - Караваджо, Аннибале Карраччи и Гвидо Рени.
Превосходный архитектор и скульптор, Бернини на всем протяжении золотого века римского искусства фактически монополизировал папские заказы.
Джованни Бернини.Похищение Прозерпины. 1621-1622,Рим Галерея Боргезе.
Тема Похищение Прозерпины нашла своё отражение в искусстве и живописи.Но сначала познакомимся с легендой,которая лежит в её основе.
Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина. Отцом Прозерпины был громовержец Зевс. Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине. Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом. Он отдал её в жены мрачному своему брату Плутону, властителю царства теней и умерших, и с ним должна была жить Прозерпина во мраке подземного царства.
Плутон видел, как резвилась Прозерпина, и решил её тут же похитить. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Но только сорвала она цветок, как разверзлась земля, и появился мрачный Плутон на золотой колеснице.
Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли. Только вскрикнуть успела Прозерпина. Никто не видел, как похитил Плутон девушку, лишь бог солнца – Гелиос.
Услыхала крик Прозерпины Деметра. Стала всюду искать она свою дочь, но нигде не нашла. Спрашивала подруг, но никто не видел её. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь.
На десятый день пришла она к богу Гелиосу и стала молить его, чтобы он сказал, кто похитил Прозерпину. Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери. Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Прозерпину в жены Плутону без её ведома. Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной.
Но Деметра была богиней плодородия, и без неё всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли. Не было плодов в садах, и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья. Замерла жизнь на земле. Гибель грозила всему людскому роду.
Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери. Плутон согласился отпустить Прозерпину, но предварительно дал ей проглотить зерна граната, символ брака. С тех пор Прозерпина две трети года живет с матерью, а одну треть проводит со своим мужем, Плутоном.
Скульптор создал эту работу,когда ему было 23 года.
“Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск…”, - писал Джованни Лоренцо Бернини.
Когда смотришь на скульптуру, Прозерпина кажется совсем крошечной в руках Плутона. Присмотришься к деталям, и все соразмерно. А какие потрясающе красивые руки у этого Плутона! Невозможно отвести взгляд. Как бережно он ее держит... , забываешь, что это мрамор.