Акварельные пейзажи Игоря Дубового: вдохновение и умиротворение природы! Дорогие читатели...
"Коты прилетели": художник стоматолог Анастасия Малышева и ее осенние иллюстрации! - (0)"Коты прилетели": художник стоматолог Анастасия Малышева и ее осенние иллюстрации! Каждый...
Ох, как пахнет сирень... Художник Эдуард Порфирьевич Панов. - (0)Ох, как пахнет сирень... Художник Эдуард Порфирьевич Панов. Сиреневый майОх, как пахнет сирень О...
Путешествие в мир сказок: волшебные иллюстрации Анастасии Столбовой! - (0)Путешествие в мир сказок: волшебные иллюстрации Анастасии Столбовой! Настоящий волшебник,...
Добрые герои и волшебные истории: осенняя акварель художницы Виктории Кирдий! - (0)Добрые герои и волшебные истории: осенняя акварель художницы Виктории Кирдий! Я с большим...
Ювелирные изделия Фаберже (часть 1) |
http://ochendaje.livejournal.com/55707.html
Многое ли вы знаете из истории империи, построенной этим художником?
Мастером, день рождения которого официально стал днем ювелира?
На самом деле, Фаберже - не один человек, а семейная фирма, маленькая ювелирная империя, где в согласии работало несколько поколений ювелиров.
Начало ей было положено в 1842 году, когда Густав Фаберже, уроженец эстонского города Пярну, открыл в Санкт-Петербурге магазин «Золотых и Бриллиантовых Вещей». Почему сын плотника стал ювелиром, история умалчивает, но дела в мастерской шли успешно, что позволило дать детям прекрасное образование. Стоит отметить, что весомую лепту в обучение детей внесла и мать, дочь датского художника Шарлотта Юнгштедт. Именно она помогла развить Карла и Агафона, утонченное восприятие красоты, сделавшее впоследствии их произведения эталоном ювелирного искусства.
Петер Карл сначала учился в немецкой частной школе Святой Анны, затем продолжил образование в Дрездене. Несколько лет путешествовал по Европе, изучая опыт ювелирного производства. Дольше всего он задержался в мастерской франкфуртского ювелира Джозефа Фридмана, которого впоследствии называл своим учителем.
Обучение у лучших европейских ювелиров не прошло даром, в 1872 году 26-летний Карл возглавил мастерскую отца. Нельзя сказать, что мастерская Фаберже сразу же стала знаменита, успех пришел только в середине 80-х годов, когда у произведений братьев Фаберже (с 1882 г. к Карлу присоединился 20-летний Агафон) появился свой узнаваемый стиль. Этому во многом способствовал и талантливый мастер-ювелир Михаил Перхин, пришедший в мастерскую в 1885 году и проработавший в ней до 1903 года.
В этот период Карл участвовал в проведении реставрационных работ в Эрмитаже. По преданию, значительную часть работ он выполнял бесплатно, так как они позволяли досконально знакомиться с лучшими произведениями ювелирного искусства из эрмитажной коллекции. Здесь Фаберже получил свой первый крупный официальный заказ – изготовление копий скифских золотых изделий из «Керченского клада». Затем последовал заказ от императора на изготовление пасхального яйца. Последовали и другие заказы. Уже в мае 1885 года произошло знаменательное событие – Карл Фаберже получил звание «поставщика высочайшего двора». Авторитет фирмы Фаберже стремительно рос.В 1890 году Карл стал потомственным почетным гражданином (привилегированное сословие, стоящее ниже дворянского) и был назначен «оценщиком кабинета его императорского величества».
Принципом Фаберже было отсутствие банальности: ни одно изделие не повторялось дважды, а если заказчик умолял создать копию, то мастер все равно старался внести изменения, превзойти предыдущее изделие по красоте. Эта постоянная гонка за все более великолепным результатом, ежедневное самосовершенствование быстро возвело Дом Фаберже в разряд величайших ювелиров своего времени, которых признали не только в России, но и в Европе и Америке.
В 1899—1900 гг. в центре Санкт-Петербурга возводится главное здание фирмы Фаберже по проекту архитектора Карла Шмидта, двоюродного племянника ювелира. На первых этажах разместились магазин и мастерские. Остальную часть здания заняли жилые комнаты семьи Фаберже.
Дом Фаберже называли «культурной губкой», потому что в его произведениях равномерно сочетались мотивы самых разнообразных художественных направлений: и пышный ампир, и романтическая готика, и плавное Ар Нуво, и пряный Восток, и, конечно, русские национальные стили. Вопреки распространенному мнению, что все изделия Фаберже роскошны и безумно дороги, изготовлены из самых редких и ценных материалов, на самом деле визитной карточкой Дома было умение понять глубинные качества любого материала, одухотворить мертвый металл и заставить камень открыться во всей красе.
Многие вещицы были не так уж и дороги, знаменитые пасхальные яйца были в несколько раз дешевле, чем бриллиантовые ожерелья европейских ювелиров того времени, однако сам Карл Фаберже говорил: «Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга ».
Постоянный поиск новых решений приводил к использованию порой и недрагоценных металлов рядом с изумрудами и бриллиантами, и цветного стекла, и полудрагоценных российских самоцветов, а рядом с золотом непременно присутствовали серебро и платина.
Одной из характерных черт фирмы было использование так называемого «Русского стиля», очень популярного в конце 19 - начале 20 вв. Бриллиантовые кокошники и чарки из самоцветов и серебра, как у славянских князей, удивляли заморских гостей, а яркие подвески, в которых сочетание зеленых изумрудов, синих сапфиров и красных рубинов создавало празднично-ярмарочное настроение...
Православная символика также пользовалась вниманием Дома: для церквей и монастырей Кремля Фаберже создавал золотые оправы для икон, кресты, обложки для Евангелий, панагии и литургические наборы. Все они были изготовлены в старорусском стиле, в точности напоминая предметы 12 – 15 веков, но гораздо более искусно сделанные, обильно украшенные традиционными для того времени жемчугом, альмандинами и турмалинами, красочными эмалями, тончайшей сканью, выложенной в стилизованный растительный орнамент, и металлическими резными узорами.
Традиционная для Древней Руси обработка металла вообще характеризует изделия Фаберже «старорусского» стиля: серебряные ковши и братины, инкрустированные кварцем, аметистами и халцедонами, украшенные лепными цветами и чудо-птицами, порой сплошь покрытые яркими разноцветными сочными эмалями, поражают глаз искусностью стилизации.
Даже самые знаменитые изделия Дома - пасхальные яйца с сюрпризами - также являются продолжением национальной традиции, ведь именно в России был наиболее популярен обычай дарить на Пасху крашеные яйца-«писанки». Из яиц настоящих в 19-м веке вырос «рынок» пасхальных яиц из дерева, фарфора, а потом и самоцветов и металла.Но произведения Фаберже затмили всех конкурентов, ведь Дом изготавливал подарки для членов царской семьи. Исключение было сделано лишь для богатейшего предпринимателя Кельха - им Фаберже изготовили семь яиц.
Первое же яйцо Фаберже было сделано в подарок супруге Александра III Марии Федоровне в 1885 году. Это было так называемое «Куриное» яйцо. Снаружи оно было покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона. Это пасхальное яйцо способствовало присвоению Фаберже в том же году звания Поставщика Высочайшего двора. Этот титул дал право включить императорского двуглавого орла в свой фирменный знак.
Тонкость работы поражает даже сегодня. Многие работы изготавливались в память о каких-либо значимых событиях. Так, в яйце из гелиотропа, покрытом золотыми цветами, скрывается на подставке из аквамарина, символизирующего гладь моря, золотая модель крейсера «Память Азова», на котором сыновья Александра III совершили длительное путешествие по Востоку.
А в другом, серебряном, украшенном эмалью яйце, хранится золотая заводная миниатюрная модель поезда, что знаменует создание Сибирской магистрали.
Первое яйцо подаренное Александре Федоровне императором ."Сюрприз" - роза, как напоминание о Родине императрицы, славящейся своими цветами. Стиль - неоклассицизм. Яйцо из цветного золота, прозрачной красной и непрозрачной белой эмали, бриллиантов, бархата. Бутон из золота, непрозрачной зеленой и желтой эмали.
Яйцо венчает портрет-миниатюра императора Николая II, год написан на пьедестале яйца под бриллиантом. Яйцо открывается; внутри яйца находится желтый бутон розы, в котором, в свою очередь, раньше находилось два сюрприза: миниатюрная модель императорской короны, и рубиновая яйцевидная подвеска, висящая в ней . Оба сюрприза были изъяты из яйца до того, как яйцо-сувенир было продано Советским правительством в 1920-е годы. Местонахождение этого яйца было неизвестно в течение многих лет.Золотое, покрытое прозрачной эмалью яйцо, которое подарил Александре Федоровне Николай II вскоре после событий на Ходынском поле, стоит на золотой модели Московского Кремля - посвящение Москве глубоко символично, потому что первопрестольная не пользовалась после трагедии особой любовью августейшей четы.
"Яйцо-часы с синей змеёй" - было сделано в 1895 году и стало первым из императорских яиц Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Его дизайн был использован Фаберже при создании "Яйца герцогини Мальборо" в 1902 году. В настоящий момент оно находится в собственности князя Монако Альбера II.По всей видимости император Александр III сделал заказ пасхального яйца в фирме Фаберже в 1894 году, однако, после его трагической смерти в 1894 году, и оно было вручено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне её сыном, Николаем II на Пасху 1895 года.
"Двенадцать монограмм" - яйцо было создано в 1896 году по заказу императора Николая II подаренно им своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, на Пасху в память о своём отце, Александре III. В настоящий момент находится в собственности музея Хиллвуд. Ювелирное яйцо считается одним из самых красивых творений фирмы Фаберже. Оно состоит из 6 панелей, покрытых тёмно-синей, гильошированной орнаментами эмалью. Их рассекают рельефные обручи, инкрустированные бриллиантами огранки розой. В местах пересечений обручей установлены более крупные бриллианты, располагающиеся на золотых площадках. На каждой панели находятся монограммы МФ (Мария Фёдоровна) и АIII (Александр III), выложенные алмазами, над которыми располагается императорская корона из бриллиантов. В верхней половине располагаются монограммы МФ, в нижней — АIII. Также с обеих его сторон находятся большие бриллианты, располагающиеся на круглых золотых площадках. Яйцо отрывается и внутри имеет отделку бархатом. Сюрприз яйца - миниатюрные портреты Императора Александра III на подставке из золота, которые были утрачены во время экспроприации.
Пасхальное яйцо императорского двора - "Яйцо с вращающмися миниатюрами". Дата изготовления - 1896 год. Яйцо выполнено из горного хрусталя и окантовано полосой, усыпанной бриллиантами. Внутри яйца на золотом стержне укреплены четыре вращающиеся миниатюры в золотых рамках с видами императорских дворцов. Миниатюры выполнены Иоганнесом Зенграфом. Подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1896 года. Хранится в Музее Изящных искусств штата Вирджиния, Ричмонд,США, коллекция Лилиан Т.Прат.
Яйцо посвященное коронации императора Николая II - "Коронационное" Внутрь яйца вкладывается миниатюрная модель кареты - сюрприз (мастер Георг Штайн), в которой император Николай II и императрица Александра Федоровна ехали на коронацию. Цветовая гамма яйца напоминает цветовую гамму коронационного платья императрицы. В карете висело крошечное яйцо, украшенное бриллиантами. Под портретным бриллиантом на верхней части яйца находятся инициалы Александры Федоровны из розовых бриллиантов и рубинов. Дата написана под меньшим портретным бриллиантом на нижней стороне . Карета, воспроизведенная до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами.
Яйцо "Ландыши". Поверхность яйца просвечивает сквозь розовую эмаль; венчающая его императорская корона – в алмазах и рубинах. Из изогнутых золотых ножек основания прорастают побеги ландышей, охватывающие яйцо с четырех сторон листьями прозрачной зеленой эмали.
На золотых стеблях – цветы из жемчуга, акцентированного мелкими алмазами. Жемчужная кнопка сбоку приводит в действие механизм: корона поднимается и вслед за ней из яйца появляются, веерообразно раскрываясь три миниатюрных портрета, трех самых дорогих ей людей: обожаемого супруга Николая и двух дочерей, Ольги (1895 г. р.) и Татьяны (1897 г. р.).
Яйцо - часы "Букет лилий". Яйцо декорировано прозрачной желтой эмалью по гильошированному фону и накладным узором из цветного золота, увенчано букетом белых лилий, выполненных из халцедона и золота. На лицевой стороне основания алмазами выложена дата: "1899". Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене.Яйцо -"Анютины глазки" сделано в 1899 году. Яйцо сделано из нефрита, золото, позолоченное серебро, бриллианты, эмаль. Сюрприз яйца - золотой мольберт на котором стоит бриллиантовое сердечко в центре с эмалью. На сердце - мольберте одиннадцать овалов из красной эмали, где стоят инициалы семьи Романовых. Все овалы раскрываются и под ними находятся миниатюрные портреты семьи императора.
Яйцо- часы "Петушок", сделано в 1903 году. Маленький золотой петушок, очень реалистично выполненный из золота и раскрашенный желтой, голубой и зеленой эмалью, с бриллиантовой россыпью на перышках появляется из-за золотой решетки, чтобы сообщить время в нужный час; при этом он кивает головкой и хлопает крылышками, и даже его маленький клюв легка шевелится.
Пасхальное яйцо императорской семьи "Гатчинский дворец", это точная миниатюрная копия дворца с прилегаюшие терретории, с деревьями , фонарными столбами,главной загородной резиденцией вдовствующей императрицы - Марии Федоровны.
Яйцо - "Корзинка цветов". Мастер, изготовивший это яйцо - неизвестен. "Сюрприз" яйца был утерян. Ножка поломана и утрачена, реставрированная позже. Яйцо было подарено императором супруге - императрице Александре Федоровне на Пасху 1901 года.
Яйцо с самым сложным механизмом. Для вдовствующей императрицы готовили другое яйцо, но она однажды намекнула сыну, что хотела бы к Пасхе что-то «с голосом». Так она получила дерево с птичкой внутри. В верхней части кроны спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, нажатием которого поднимается замаскированная листвой круглая крышка на вершине дерева. Оттуда появляется птичка из переливающихся перьев и начинает петь
Единственное, которое придумала женщина. Художница Альма Пиль предложила полностью новое решение внешнего вида подарка. Яйцо сделано в стиле дамского рукоделия, которым увлекалась императрица Александра Федоровна, и Фаберже сразу поддержал эту идеюСовсем аскетично яйцо, подаренное Николаем Александре перед самой Революцией - оно изготовлено из стали, лишено декора, единственными деталями служат золотая корона наверху и гербы по бокам, подставка же сделана в форме четырех снарядов на постаменте из нефрита.
Удивительное разнообразие фактур, оболочка то из самоцветов, то из металла, трудоемкие «сюрпризы» сделали яйца Фаберже настоящей легендой. Всего ими было создано пятьдесят семь яиц - однако на сегодняшний день в Российских музеях осталось лишь десять, остальные были проданы в первые годы Революции за бесценок за границу, и многие осели в коллекциях европейских королевских домов или кладовых американских миллионеров, всегда питавших к Фаберже большую слабость .
Однако пасхальные яйца - не единственная сфера деятельности, сделавшая Фаберже знаменитыми. Очень много работали они с российскими самоцветами - фигурки из резного камня были одной из существенных статей дохода. Маленькие обезьянки, тюлени, мышки, носороги, собачки - «зоопарк» Фаберже был огромен, и для каждого животного подбирался камень, наиболее точно передающий его естественный окрас, для поросенка - розовый кварц, для тюленя - обсидиан, для рыбки-карпа - оранжевый сердолик ...
Очень любили в Доме Фаберже горный хрусталь: его использовали повсеместно, иногда сам по себе, делая фигурки совсем прозрачными, иногда с глазками из драгоценных камней. Еще одна серия - самоцветные статуэтки людей в национальной одежде народов России, а также «характерные» работы, показывающие людей разного социального уровня в привычных для них делах - дворник, певица, музыкант, многие из таких работ Фаберже продавали за границу.
Еще одна область использования самоцветов в работе Фаберже - потрясающие воображение «каменные цветки», помещенные в «вазочки» из горного хрусталя, так искусно вырезанные, что в них будто бы налита вода. Стебельки изготовлены из золота и серебра, листики - из нефрита, лепестки окрашены эмалями и тщательно отполированы, так что цветок действительно кажется «живым».
«Одуванчик» сделан из золота и серебра, а к тычинкам приклеен натуральный цветочный пух; серии одуванчиков были особенно популярны. Золотые корзинки с ландышами, веточки рябины и кактусы в горшочках собирали не только русские дворяне, но и европейские аристократы: особенно любила цветы Фаберже английская королева Александра, сестра русской императрицы Марии Федоровны.
Для большинства ювелирных украшений Фаберже характерно следование стилю ар деко - изогнутые линии, причудливое сочетание экзотических восточных мотивов и растительных орнаментов, использование «натуралистической» темы. Много у него брошей в виде насекомых и птиц, веточек и цветов, а блестящие подвески - характерные для Фаберже произведения - поражают орнаментикой и симметрией, в то же время напоминая старинные украшения Средневековья своей массивностью. Часто детали несколько укрупнены, в противовес изящным статуэткам и яйцам, чрезвычайно пышны и сразу бросаются в глаза, камни используются в основном крупные и дорогие - рубины, бриллианты, изумруды, сапфиры.
Интересная область работы Дома - изделия практического назначения. Среди них особенно хорошо продавались портсигары из золота, серебра и платины, украшенные гравировкой или переливающимися эмалями, которые могли имитировать и рыбью чешую, и перламутр, и шелк, и инкрустированные драгоценными камнями, либо покрытые цветочно-растительными узорами в русском стиле.
Лорнеты и лупы из золота и полудрагоценных камней, ручки для зонтиков, печати, рамки для фотографий, ножи для письма, корпусы часов, мундштуки и пепельницы вырезали из родонита, яшмы, горного хрусталя, сердолика, нефрита, бовенита, лазурита, топаза и кварца. Ручка зонта могла иметь форму женской головки, блюдо быть словно выложенным яшмовыми смородиновыми листьями, а шляпка «гриба» из хрусталя отшлифована так, что камень стал золотистым и шероховатым.
Туалетные коробочки могли быть целиком сделаны из самоцветов или серебряными с эмалевым «ситцевым» покрытием, а вечерние сумочки создавались из золота и серебра подвижного «кольчужного» плетения. Серебряная посуда - еще одна сфера деятельности Дома Фаберже, где они, часто сочетая этот металл с горным хрусталем, добились непревзойденных высот, матовый блеск серебра оттенялся объемными изображениями растений, словно вьющихся по поверхности металла.
Обидно, что блестящая история российского Дома Фаберже оказалась так коротка - в 1917 году Карл Фаберже уехал из Петербурга сначала в Ригу, а оттуда пароходом в Европу и, как и многие известные ювелиры того времени, навсегда покинул Россию.
Всего через три года Карл умер в Лозанне, а его сыновья, последовавшие за отцом в эмиграцию, попытались возродить его дело в Париже, где была открыта мастерская "Faberge & Cie", где ремонтировались и переделывались старые изделия и изготавливались новые по сохранившимся эскизам. Через какое-то время лицензия на использование торговой марки Фаберже была продана, в разное время под ней работали разные фирмы, и предпоследним владельцем была транснациональная компании Unilever, производившая под этой маркой столовое серебро и хрусталь в «русском» стиле и ювелирные украшения.
Недавно же ювелирный мир был потрясен известием: марка Фаберже была перекуплена инвестиционной компанией Pallinghurst Resources, причем крупнейшим инвестором собирается стать русский миллиардер Виктор Вексельберг, который чуть ранее выкупил и привез в Россию 15 яиц Фаберже из американских частных коллекций. Планы у покупателей грандиозные - планируется возрождение великой марки.
Осуществятся ли эти планы - пока непонятно. Но одно можно сказать точно - не только миллионные инвестиции решают, будет ли та или иная марка лучшей в своем роде.Дом Фаберже никогда не был наиболее дорогостоящим из всех - однако произведения его отличает искуснейшая ручная работа и видимый невооруженным глазом талант.И вряд ли новым произведениям ювелирного искусства удастся затмить то, что создано было великой семьей - название купить можно, но не все продается за деньги.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |