-Цитатник

>БОЛЕРО. - (0)

БОЛЕРО. ...

Эффектный вязаный мотив - (0)

Эффектный вязаный мотив     ...

СЕРЕБРИСТОЕ ФИЛЕЙНОЕ БОЛЕРО - (0)

СЕРЕБРИСТОЕ ФИЛЕЙНОЕ БОЛЕРО

Вязание рюши спицами. Подробный урок. - (0)

Вязание рюши спицами. Подробный урок. Рюши часто используют для декорирования краев в...

бюстье - (0)

Вязание крючком - Как связать лиф у сарафана (чашечки)

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Петалуда

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.06.2012
Записей: 6069
Комментариев: 117
Написано: 7080


Эсамбаев Махмуд Алисултанович (часть 2)

Суббота, 20 Июля 2019 г. 17:23 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова «Чтобы Помнили» Эсамбаев Махмуд Алисултанович (часть 2)

Впервые в СССР Эсамбаев исполнил «Золотого Бога» в 1957 году в Москве в зале имени П.И.Чайковского. На Всесоюзном художественном конкурсе и Всемирном фестивале молодежи за исполнение «Золотого Бога» Махмуд Эсамбаев был удостоен золотой медали, а за «Таджикский воинственный танец с ножами» в постановке народной артистки РСФСР Тамары Зейферт и испанский танец с кастаньетами «Булерияс» — серебряных медалей.



Но мало кто знает, что, несмотря на творческие успехи, благополучие пришло в семью Махмуда Эсамбаева не сразу. Его дочь Стелла рассказывала: «Материально мы жили очень туго. Папа пришел с репетиции и говорит: «Нина, как же мне быть? Я сейчас узнал, что будет фестиваль всемирный в Москве, а мне так хочется поехать, попробовать себя, может быть, я хоть что-то получу». Но мама, как-то не задумываясь, говорит: «Если ты хочешь, давай это сделаем». «А как, у нас же ничего нет. Что я вам оставлю, на что я поеду?». Она говорит: «Да вот у меня есть швейная машинка и ковер, я продам, а ты поедешь». И когда папа уезжал, она, конечно, продала, у нее быстро купили. Он говорит: «Нина, а что я вам оставлю?». «А ты не беспокойся (она же врач была по профессии), ты не беспокойся. Я буду ходить делать уколы, и мы как-нибудь прокормимся». И папа уехал. И потом, конечно, я была маленькая, а мама, я помню, услышав по радио, что папа получил три медали, завоевал первые места, она кричит: «Стеллочка, папа наш получил все!», И вот я помню этот момент, я как ребенок его понимала, но я была тоже очень счастлива, а мама просто плакала от радости. То есть на самом деле как-то по жизни она очень хорошо его понимала и всегда способствовала его росту. Безумно радовалась его успехам, то есть она была просто настоящим ему другом и необыкновенной для меня мамой».
Где бы Махмуд Эсамбаев ни оказывался, свою концертную программу он начинал чеченским (вернее, чечено-ингушским) танцем. Сам Эсамбаев стиль чеченских танцев трактовал так: «В них должны поражать не внешние трюки, вращения на коленях, не демонстрация наигранного, показного темперамента, нет, — целеустремленность, элегантность, грация, благородство осанки, совершенное владение своей пластикой». Эсамбаев как балетмейстер и блестящий исполнитель создал несколько новых типов эстрадных сюжетных чеченских танцев. Нежный и одновременно темпераментный, жизнерадостный чечено-ингушский танец пленял зрителей своей лиричностью. Танцевальную драму «Любовь к родине» артист сам сочинил и исполнил.

За свою многолетнюю плодотворную творческую биографию Махмудом Эсамбаевым в балетных спектаклях, на эстраде, в кинофильмах было исполнено около 100 балетных партий, танцев-новелл, танцев-легенд, хореографических миниатюр. Среди них были такие шедевры, как бразильский ритуальный танец «Макумба», «Мелодии Испании», узбекский танец «Чабаненок», русский — «Эмигрант», монгольский «Орел и охотник», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин», башкирский, цыганский, которые доставляли огромную радость зрителям разных стран.



 

Махмуд Эсамбаев посвящал много времени репетициям. Его дочь Стелла Эсамбаева рассказывала: «Его искусство было настолько интернациональным, оно объединяло народы. И как бы смысл его искусства был в этом заложен. Он знал, что танец всегда сближает людей. Посредством танца люди выражали и горестные свои мысли, и радостные. То есть он знал, что он, его искусство несет помимо радости — объединяет людей. Вот это главная была его цель в жизни — объединить людей. Он говорил: «Главное, чтобы люди были объединены, чтобы они не говорили, кто какой национальности. Об этом не думали». Вот это была цель его искусства. Это был фанат, трудоголик, он мог работать в репетиционном зале по восемь часов. Утром у него был легкий завтрак, так как он мало ел, а потом он уходил и работал. Если концерт, то он четыре часа репетировал до концерта, он старался каждый день репетировать, чтобы поддерживать себя в форме. Спокойно восемь часов, десять часов мог быть в репетиционном зале. Просто человек был одержим своим искусством, и он не представлял себя вне работы. Если он не репетировал, и если у него не было концерта, значит, он должен был целый день ходить помогать людям, кому он мог помочь. То есть у него все время было занято, тем не менее, он всегда находил время уделить каждому, как бы и мне, и своим внукам. Все танцы он вынашивал очень долго, у него не было таких спонтанных постановок. Я просто знаю, что если он начинал вынашивать танец, этот танец появлялся через три года, некоторые через пять лет. Но, мне кажется, что одним из любимейших танцев лезгинку он очень любил, потом «Макумба» — «Золотой Бог». Знаете, а вообще сложно сказать, какой самый любимый танец. Танец-заклинание. Там такой текст, что колдун режет белую курицу, наносит на себя магические пятна и начинает свой танец медленный, ритуальный для того, чтобы освободить людей от зла. И потом вбирает всю негативную энергию и в конце он гибнет. И вы знаете, на самом деле это был танец, который был потрясающий. Он настолько себя отдавал в этом танце, он настолько входил в эту роль, что даже был такой случай: на сцене вошел гвоздь ему в ногу, и он дотанцевал этот танец и упал без сознания. То есть он входил в этот образ. Да, этот танец очень сильное впечатление оставлял у зрителя. Просто я знаю отзывы о «Макумбе, сам танец был настолько поставлен виртуозно и здесь, можно сказать, его воплощение в роль. То есть были такие случаи, когда приводили своих больных детей, просили его исцелять после этого танца. То есть настолько верили в то, что он на самом деле колдун».

Часто искусство Эсамбаева уходило своими корнями в далекое прошлое. Так, в индийских танцах ритуальная пляска не отделялась от пантомимы и мимики. И в творчестве Эсамбаева было много сходного как с древними индийскими, так и античными греческими плясками. В хореографическом искусстве Эсамбаева можно увидеть как отражение творчества современных цивилизаций, так и древних. Хореограф Григорий Чапкис рассказывал: «Коллеги даже не пытались повторить движения, которые Махмуд выполнял с легкостью. Его универсальность в хореографии не знала границ. Эсамбаев был потрясающим танцором! Классические, народные, осетинские, индийские танцы он исполнял просто и виртуозно. Равных ему не было. Причем ему запросто давались как мужские, так и женские партии, а это абсолютно уникальное явление. Эсамбаев в 1950-х годах прошлого века был чуть ли не единственным танцором, который с легкостью мог дать сольный аншлаговый концерт во Дворце «Украина». Купить билет на его выступление было невозможно».



Блистательный исполнитель ряда ведущих балетных партий привлек внимание кинорежиссеров. Дебют Махмуда Эсамбаева в кино в 1961 году состоялся не только как актера, но и как сценариста. Он написал сценарий к телеспектаклю, фильму-балету «В мире танца», а вскоре последовала главная роль Ишкоева в киноленте «Я буду танцевать». В экранизации балета Петра Чайковского, в фильме-балете «Лебединое озеро» в постановке режиссеров Аполлинария Дудко и Константина Сергеева Эсамбаев исполнил одну из главных партий.

М.Эсамбаев — Хан Гирей в балете «Бахчисарайский фонтан». Кадр из фильма «В мире танца».
Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов пригласили Махмуда Эсамбаева на одну из главных ролей в приключенческо-романтическую драму «Земля Санникова» по сценарию Марка Захарова. В этой картине Махмуд Эсамбаев сыграл Черного шамана, отпугивавшего своими завораживающими танцами беглого каторжника Ильина, сыгранного Владиславом Дворжецким, ссыльного поселенца Крестовского, сыгранного Олегом Далем, и авантюриста Губина в исполнении Юрия Назарова. 

В фильме «Земля Санникова».



Профессиональной победой в кино маэстро танцев стала роль придворного Музыканта «Несравнейнийшего» Иги-Наш-Туш у режиссера Геннадия Васильева в музыкальном фильме-сказке о волшебном Городе веселых тружеников «Пока бьют часы». Неугомонный «Огонь» в сказке Юрия Победоносцева «Честное волшебное» был в исполнении Эсамбаева также очень убедителен. Режиссеры обожали Эсамбаева за талант, их покоряла внутренняя мощь актера. Елизавета Кимягарова пригласила танцовщика на роль казначея в «Приключения маленького Мука» по мотивам произведения Гауфа, и в этой необычной роли Эсамбаев тоже был превосходен. 
В 1976 году был снят документальный фильм «Танцует Махмуд Эсамбаев.



 

Режиссер Георгий Базаров утвердил актера на роль строго Учителя в политической драме «Репортаж из бездны», повествовавшей о военном перевороте в небольшой азиатской стране в конце 1970-х годов. В 1995 году Эсамбаев снялся в роли Великого Турана в международном кинопроекте. Кинолента «Зов Предков» стала совместным кинопроектом Алжира и Узбекистана.

М.Эсамбаев в роли «Злого Гения». Кинофильм «Лебединое озеро».
Его фигуре и осанке можно было позавидовать. В одной из столичных газет как-то было написано, что манекенщицы лучших домов мод Парижа мечтали бы иметь при росте 180 с лишним талию в 47 сантиметров, как у Махмуда Эсамбаева. Уже в преклонном возрасте Махмуд шутил: «Это сейчас у меня телосложение, а в молодости было теловычитание».

Эсамбаев избирался депутатом ВС Чечено-Ингушской АССР, ВС РСФСР, ВС СССР. Был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства. При его активной поддержке в Грозном строились новые здания драматического театра и цирка. Стелла Эсамбаева рассказывала: «Папа 35 лет был депутатом. И так как вся его жизнь была посвящена тому, что делать добро людям, он старался всегда делать, даже когда не был депутатом. Но став депутатом, я просто вспоминаю такие моменты, когда у него была встреча с избирателями, один из журналистов задал ему такой вопрос: «Махмуд, скажите, пожалуйста, а какова ваша платформа?». Он так ответил: «Платформа бывает на вокзале. Моя платформа — это делать людям добро постоянно. Сколько я могу, я буду делать, если даже вы меня не изберете». Вспоминая, что за все время, так как он 35 лет — это огромный срок, сколько он был депутатом, он сделал столько, он отменял концерты, если ему надо куда-то полететь, кому-то что-то сделать. То есть он не думал о том, что простаивает, и его музыканты сидят, он думал о человеке. Не помню даже момента, когда он мог отказать кому-то. То есть все просьбы он старался выполнить. На самом деле я видела, что это слуга народа, потому что говорили: депутат — слуга народа. Это на самом деле было так, он был слугой. Никогда не было отказа, чтобы кому-то отказал. Когда он был в комиссии «Материнство и детство», то он вообще безумно любил детей, и настолько он хотел помочь детям, помочь матерям-одиночкам. Я тоже помню, что как-то одна мамаша из Красноярска позвонила, а у него были серьезные очень гастроли, которые он не мог оставить, он все бросил и полетел туда на два дня, все ей сделал. То есть он себя отдавал полностью на своей депутатской работе, помимо того, что были такие нагрузки на сцене, он это все успевал. У него такой девиз был: делай добро и никогда не думай о том, сколько ты его сделал. Никогда не жди благодарности, а делай это добро. И он был счастлив, когда он это делал. И девиз его был, есть «красота спасет мир», а он говорил «доброта спасет мир». И он говорил: ну что человеку улыбнуться, глаза добрые? Он хотел всех обогреть своим теплом. И мы всегда видели, что что-то сделав кому-то, он просто счастлив. Добро он, можно сказать, делал все время, постоянно, он себя не жалел. Несмотря на свою занятость, репетиции, концерты, потом очень большие переезды, он в каждом уголке старался сделать добро. И так учил нас, и меня, и детей, что делайте добро, и чем больше, тем лучше. То есть это был девиз его жизни — делать больше добра». 

С женой Ниной и дочерью Стеллой.
Он очень болезненно переживал события в 1995 году. В Чечне шла война, в то время как Эсамбаев всю жизнь проповедовал идею единения людей разной веры, разных взглядов и разных национальностей. Его искусство примиряло, объединяло и возвышало. Он был человеком Мира.

Москва. Кремлевский Дворец Съездов. Слева направо: начальник Гражданской Обороны СССР, заместитель Министра Обороны СССР, генерал армии А.Т.Алтунин, М.Эсамбаев, летчик-космонавт СССР А.А.Леонов.

Народные артисты СССР Махмуд Эсамбаев и Аркадий Райкин.

Махмуд Эсамбаев и писатель Сергей Михалков.
Очевидцы рассказывали о случае, произошедшем после спектакля в Большом театре в Москве на фуршете, где было много высокопоставленных чиновников. Махмуд Эсамбаев был не похож на себя – обычно такого веселого и доброжелательного. Он был подтянут и аккуратен, в своей знаменитой папахе и при галстуке. Но в глазах такая скрывалась боль. За столом Эсамбаеву, пожалуй, самому известному тогда чеченцу дали слово. «Скажи!» – подталкивали его. И он сказал довольно грубые, не свойственные ему, но четкие слова: «Пусть сдохнут все, кто начал войну!». Выдохнул и продолжил: «И все, кто за это не выпьет». И все выпили.
Война в родной Чечне – это та боль, с которой он не смог долго жить. И дело вовсе не в том, что во время чеченской войны его семья потеряла целое состояние, на которое, как он шутил, можно было построить в Москве целую улицу. Был разрушен дом Эсамбаева, погибла коллекция его картин и дорогих уникальных костюмов. Но когда ему начинали в этом сочувствовать, он отвечал: «Все это ерунда, там гибнут люди – вот это самое страшное». 
После этих событий мэрия Москвы предложила танцору квартиру в Москве на выбор, и он поселился на Новом Арбате. Племянник «короля танцев» Абдулла Эсамбаев рассказывал: «Когда началась война в Чечне, дядя Махмуд сказал нашему отцу, что надо уезжать. Сам он поселился в Москве, а мы в Одинцовском районе. Наш дом в Чечне вскоре безжалостно сожгли. Исчезли уникальные костюмы Махмуда, исчезли книги, исчез весь архив Махмуда. Хороший был дом, добрый и красивый. Его называли «чеченским Эрмитажем». Там были подлинники великих художников. Люди просто приходили, как в музей: посидеть в комнате, посмотреть. Ему Индира Ганди, например, подарила костюм, вышитый бриллиантами и другими драгоценными камнями. Потеря родного дома стала для дяди большой трагедией. Каждый свой концерт он впоследствии начинал с чеченского танца «Легенда», рассказывающего о трагической судьбе горца, семье которого пришлось покинуть родные места. Он очень переживал, что пришлось уехать из Чечни. Ему было невероятно больно, что на чеченской земле лилась кровь, и он надеялся, что доживет до того дня, когда будут судить тех, кто развязал эту войну».

О завершении творческой карьеры Махмуда рассказывала его дочь Стелла: «Несмотря на то, что он был фанат в искусстве, когда он ушел со сцены, мы даже с мамой об этом не знали, что он уйдет со сцены. Бывает «прощальный концерт Махмуда Эсамбаева», нет, этого не было. Был просто последний концерт, мы думали, что через какое-то время опять начнутся гастроли. И он прекратил свои гастроли. Но, несмотря на это, что он оставил сцену, я не помню ни одной свободной минуты у него, то есть его жизнь также бурлила, он также постоянно чем-то был занят, постоянно помогал людям. На вечера ходил, встречи, общался с очень многими людьми. Его жизнь так же продолжалась. А мы с мамой думали, что когда он бросит сцену. Это для него будет страшно тяжело морально, но это не случилось, или он себя подготовил внутренне, но мы об этом так и не узнали. То есть это не сказалось ни на семье, как многие художники, когда оставляют свое ремесло, они страдают, это отражается на семье, нет, мы этого даже не почувствовали перехода от сцены к его повседневной жизни, очень бесполезно было. Он говорил, что главное — это уйти со сцены вовремя, чтобы оставить хорошее впечатление. А ходить по сцене не надо. Вот это было его главное — ты должен уйти со сцены еще в силе, оставить хорошее впечатление. У него продолжателей не было. Он очень хотел, чтобы кто-то танцевал танцы народов мира, и увидеть своего последователя. Но не нашел. К сожалению, у него не было последователей. Много тонкостей. Народный танец, вообще искусство танца очень сложное, а тем более народный танец, потому что это душа народа. Технически станцевать может человек, но станцевать с такой душой, отдачей — это очень сложно. Потому он как бы и не видел ученика, последователя, к сожалению большому. Просто я помню, когда у него возникала идея поставить танец, он его мог вынашивать очень долго. Для того, чтобы познать душу народа, так станцевать, чтобы народ сказал: да — это наш башкирский танец или — это наш индийский танец. Народ помнит Махмуда, многие мне звонят, говорят о нем со слезами. Я знаю, что он любил своей народ очень. Недавно мне сообщили, что там названа одна из улиц его именем. Память о нем жива».

Махмуд Эсамбаев ушел из жизни 7 января 2000 года. Но он оставил огромное наследие. «Представитель гордого народа, — писал Игорь Моисеев на страницах газеты «Известия» в связи с кончиной Махмуда Эсамбаева, — отдавал себя служению людей. Не случайно его репертуар состоял из танцев разных народов. Дружба, добро, красота были целью его творчества, основой его взглядов. С уходом Эсамбаева мы стали беднее. Но скажем спасибо ему за то непреходящее, что он оставил в искусстве и человеческих отношений… Уход такого человека, как Махмуд Эсмабаев, — невосполним для искусства, для культуры».

Махмуд Эсамбаев был похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве. В 2001 году на Даниловском кладбище был торжественно открыт памятник Махмуду Эсамбаеву работы скульпторов А. и Н.Ковальчуков. Он представляет собой гранитный постамент, на котором были выгравированы полумесяц и арабская молитва, и фигура самого артиста с поднятой вверх рукой в хорошо всем знакомом характерном для него жесте.

В Грозном в 2008 году был установлен памятник Эсамбаеву, в 2009 году его именем был назван проспект (бывший проспект Революции). Существует Всемирный благотворительный фонд имени Махмуда Эсамбаева.

О Махмуде Эсамбаеве была снята телевизионная передача из цикла «Жизнь замечательных людей».

 



 

Фильмография:
1961 — «В мире танца»
1962 — Я буду танцевать — Махмуд Ишхоев
1968 — Лебединое озеро — Ротбарт
1972 — «Вино из одуванчиков»
1973 — Земля Санникова — Шаман
1975 — На край света
1976 — Пока бьют часы — придворный скрипач Иги Наги Туги
1976 — Честное волшебное — Огонь
1983 — Приключения маленького Мука — казначей
1984 — «Репортаж из бездны»
1988 — Дорога в ад
1994 — Увертюра
1995 — «Зов предков»

Дата рождения: 1924-07-15 
Дата смерти: 2000-01-07

via

 

Рубрики:  искусство/танцы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку