Без заголовка |
Иоганн Kристиан Бах (1735 — 1782).
Галантнейший из всех сыновей Себастьяна (Г. Аберт), властитель дум музыкальной Европы, известный педагог, популярный композитор, способный поспорить славой с любым из своих современников. Речь идет о младшем из сыновей И.С.Баха - Иоганне Кристиане Бахе, вошедшем в историю под именем миланского или лондонского Баха. Лишь юные годы Иоганна Кристиана прошли в Германии: до 15 лет в родительском доме, а затем под опекой старшего сводного брата Филиппа Эмануэля (берлинского Баха) в Потсдаме при дворе Фридриха Великого. В 1754 г. он, первый и единственный из всей семьи, навсегда покинул родину. Путь лежал в Италию, продолжавшую и в XVIII веке быть музыкальной меккой Европы. За плечами молодого музыканта был успех в Берлине как клавесиниста, и небольшой композиторский опыт, который он позже усовершенствовал в Болонье, у знаменитого Падре Мартини.
В свою очередь, сочинения англичан получили широкое хождение в Европе. Уже в 60-х годах они исполнялись в Париже. Европейские меломаны стремились приглашать Иоганна Кристиана не только в качестве композитора, но и капельмейстера. Особый успех сопутствовал ему в Мангейме, для которого написан ряд сочинений (в т.ч. 6 квинтетов ор. 11 для флейты, гобоя, скрипки, альта и basso continuo, посвященных известному знатоку музыки курфюрсту Карлу Теодору). Иоганн Кристиан даже на некоторое время переехал в Мангейм, где с успехом шли его оперы "Фемистокл" (1772) и "Луций Сулла" (1774).
Опираясь на свою известность во французских кругах как инструментального композитора, Иоганн Кристиан Бах написал специально для Парижа (по заказу Королевской академии музыки) оперу Амадис Галльский, впервые исполненную перед Марией Антуанеттой в 1779 году. Хотя и выполненная на французский манер (с традиционными дивертисментами в конце каждого акта), опера не имела успеха, что положило начало общему спаду творческой и артистической активности маэстро. Его имя продолжало фигурировать в репертуарных списках королевского театра, но не удавшемуся Амадису суждено было стать последним оперным опусом Иоганна Кристиана. Постепенно, угас интерес и к Бах-Абель концертам. Придворные интриги, сместившие Иоганна Кристиана на вторые роли, ухудшение здоровья, долги привели к преждевременной смерти композитора, лишь ненадолго пережившего свою померкшую славу. Склонная к сенсациям и новизне английская публика быстро забыла его.
За сравнительно недолгую жизнь Иоганн Христиан Бах создал огромное количество сочинений, с необычайной полнотой выразив дух своего времени эпохи рококо.
Известны его выражения в адрес великого отца alte Perucke (букв. старый парик). В этих словах — не столько пренебрежение к вековой семейной традиции, сколько знак поворота к новому, в чем Иоганн Кристиан пошел значительно дальше своих братьев. Характерно замечание в одном из писем В.А.Моцарта: Я сейчас как раз собираю баховские фуги — как Себастьяна, так и Эмануэля и Фридемана (1782 г.), не отделявшего таким образом при изучении старого стиля отца от его старших сыновей. И совершенно иное чувство Моцарт питал к своему лондонскому Баху (их знакомство состоялось в 1764 году во время моцартовских гастролей в Лондоне), являвшемуся для него средоточием всего самого передового в музыкальном искусстве.
Значительную часть наследия лондонского Баха составляют оперы в основном в жанре seria, переживавшем на рубеже 60-70 годов XVIII столетия в произведениях Дж.Сарти, П.Гульельми, Н. Пиччинни и других представителей т.н. неонеаполитанской школы вторую молодость. Важная роль в этом процессе принадлежит Иоганну Кристиану, начавшему свою оперную карьеру в Неаполе и фактически возглавившему упомянутое направление. В разгоревшейся в 70-х гг. знаменитой войне глюккистов и пиччиннистов лондонский Бах скорее всего был на стороне вторых. Недаром он предложил свою версию глюковского Орфея, снабдив в сотрудничестве с Гульельми эту первую реформаторскую оперу вставными (!) номерами, дабы она приобрела масштаб, необходимый для вечернего развлечения. Новинка с успехом продержалась в Лондоне несколько сезонов (1769-73 ), затем была поставлена композитором в Неаполе (1774). Оперы самого Иоганна Кристиана, созданные по известной схеме концерта в костюмах, на бытующие с середины XVII в. либретто метастазиевского образца, внешне мало чем отличаются от десятков других опусов подобного рода. Это меньше всего создания композитора драматурга. Их интерес в мелодической щедрости, совершенстве формы, богатстве гармонии, искусной ткани партий, новом использовании духовых иструментов (Ч.Берни).
В оркестровых произведениях увертюрах и симфониях Иоганн Христиан стоял на предклассицистских позициях и в построении целого (по традиционной неаполитанской схеме быстро медленно быстро), и в оркестровом решении, обычно зависящем от места и характера музицирования. Этим он отличался и от мангеймцев, и от раннего Гайдна с их стремлением к целостности как всего цикла, так и его отдельных составов. Однако было и много общего: как правило, крайние части лондонский Бах писал соответственно в форме сонатного аллегро и в излюбленной форме галантной эпохи рондо (Аберт).
Наиболее значителен вклад Иоганна Кристиана Баха в развитие концерта, фигурирующего в его творчестве в нескольких разновидностях.
Это — концертная симфония для нескольких солирующих инструментов с оркестром нечто среднее между барочным concerto grosso и сольным концертом зрелого классицизма. Наиболее известен ор.18 для четырех солистов, отличающмйся мелодическим богатством, виртуозностью, свободой построения. Все сольные концерты Иоганна Кристиана за исключением ранних опусов для деревянных духовых (флейты, гобоя и фагота, созданных в годы ученичества под руководством Филиппа Эмануэля в Потсдамской капелле) написаны для клавира инструмента, обладавшего для него поистине универсальным значением. Еще в ранней юности Иоганн Кристиан проявил себя талантливым клависинистом, чем, по-видимому, заслужил лучшую, по мнению братьев, и к их немалой зависти, часть наследства - три клавесина.
Концертирующий музыкант, известный педагог, он проводил за любимым инструментом большую часть своей жизни. Для клавира написаны многочисленные миниатюры, сонаты (в т. ч. четырехручные уроки для учеников и любителей, отличающиеся новизной и совершенством и изяществом, а также обилием оригинальных находок). Не менее примечателен цикл из Шести сонат для клавесина или фортепиано (1765), аранжированный Моцартом для клавира, двух скрипок и баса. Велика роль клавира и в камерной музыке Иоганна Кристиана.
Вершиной инструментального творчества Иоганна Кристиана Баха являются его ансамблевые опусы (квартеты, квинтеты, секстеты) с подчеркнуто виртуозной партией одного из участников.
Среди них особенно выделяется Концерт для клавира с оркестром (не случайно именно клавирным концертом Иоганн Кристиан в 1763 году завоевал титул музыкального мастера королевы). Именно ему принадлежит заслуга в создании клавирного концерта нового типа с двойной экспозицией в первой части.
Смерть Иоганна Кристиана, почти не замеченная лондонцами, была воспринята Моцартом как огромная потеря для музыкального мира. И лишь спустя столетия, моцартовское понимание заслуг Иоганна Кристиана сделалось всеобщим. Грациозная и изящная музыка композитора заняла подобающее ей место в истории музыкальной культуры.
***
Источник: http://www.5arts.info/bach-johann-christian-1735-1782/#.UT2gUta8kqQ
Рубрики: | cella |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |