-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в счастье_есть_точно

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Как_похудеть_лентяйке AbhaziaTrip Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.05.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 4783


Без заголовка

Воскресенье, 02 Февраля 2014 г. 21:27 + в цитатник
Цитата сообщения Александр_Ш_Крылов Иоганн Kристиан Бах

Гейнcборо Bach Johann Christian-1735-1782 1776 (450x553, 78Kb)
Иоганн Kристиан Бах (1735 — 1782).
Галантнейший из всех сыновей Себастьяна (Г. Аберт), властитель дум музыкальной Европы, известный педагог, популярный композитор, способный поспорить славой с любым из своих современников. Речь идет о младшем из сыновей И.С.Баха - Иоганне Кристиане Бахе, вошедшем в историю под именем миланского или лондонского Баха. Лишь юные годы Иоганна Кристиана прошли в Германии: до 15 лет в родительском доме, а затем под опекой старшего сводного брата Филиппа Эмануэля (берлинского Баха) в Потсдаме при дворе Фридриха Великого. В 1754 г. он, первый и единственный из всей семьи, навсегда покинул родину. Путь лежал в Италию, продолжавшую и в XVIII веке быть музыкальной меккой Европы. За плечами молодого музыканта был успех в Берлине как клавесиниста, и небольшой композиторский опыт, который он позже усовершенствовал в Болонье, у знаменитого Падре Мартини.

Томас Гейнcборо - "Портрет Иоганна Кристиана Баха" 1776

Фортуна с самого начала благоприятствовала Иоганну Кристиану Баху, чему немало способствовало принятие им католицизма.
Рекомендательные письма из Неаполя, затем из Милана, а также репутация ученика Падре Мартини открыли перед Иоганном Кристианом двери Миланского собора, где он занял место одного из органистов. Однако, карьера церковного музыканта, каким был его отец и братья, не казалась ему привлекательной. Очень скоро о себе заявил новый оперный композитор, стремительно завоевавший ведущие театральные подмостки Италии: его опусы ставились в Турине, Неаполе, Милане, Парме, Перуджии, а к концу 60-х годов и на родине, в Брауншвейге. Слава Иоганна Кристиана распространилась до Вены и Лондона, и в мае 1762 г. он попросил церковное начальство об отпуске для выполнения оперного заказа Лондонского королевского театра. Начался новый период в жизни маэстро, которому суждено было стать вторым в знаменитой триаде немецких музыкантов, составивших славу английской музыки: преемник Г.Ф.Генделя, Иоганн Кристиан почти на три десятилетия опередил появление на берегах Альбиона Й.Гайдна. Не будет преувеличением считать 1762-82 года в музыкальной жизни английской столицы временем Иоганна Кристиана, по праву называемого лондонским Бахом.

Интенсивность композиторской и артистической деятельности Иоганна Кристиана Баха даже по меркам XVIII в. была огромной. Энергичный и целеустремленный (именно таким он выглядит на портрете своего друга Томаса Гейнсборо, выполненном в 1776 году по заказу Падре Мартини), он успел охватить едва ли не все возможные формы музыкальной жизни эпохи. Во-первых театр. Как Придворный королевский, где ставились итальянские опусы маэстро, так и Королевский Covent Garden, где в 1765 году состоялась премьера традиционной для Англии балладной оперы "Мельничная служанка", сделавшая его особенно популярным. Мелодии из оперы пели даже на улицах. Не меньшим успехом пользовались и итальянские арии, публиковавшиеся и отдельно, равно как и собственно песни, собранные в три коллекции.

Второй важнейшей сферой деятельности Иоганна Кристиана Баха было музицирование и преподавание в кругу аристократов, прежде всего его патронессы королевы Шарлотты (уроженки Германии). Приходилось выступать и с духовной музыкой, исполнявшейся по английской традиции в театре во время великого поста. Здесь оратории Н.Йоммелли, Дж.Перголези, а также собственные сочинения, которые композитор начал писать еще в Италии (Реквием, Короткая месса и др.).
Но, духовные жанры мало интересовали и не слишком удавались (известны даже случаи провалов) лондонскому Баху, целиком посвятившему себя светской музыке. В наибольшей степени это проявилось на едва ли не главном поприще маэстро Бах-Абель концертах, которые он, на коммерческих началах, учредил со своим другом детства, композитором и гамбистом, в прошлом учеником Иоганна Себастьяна - К.Ф.Абелем. Основанные в 1764 году, Бах-Абель концерты долгое время задавали тон в лондонском музыкальном мире. Премьеры, бенефисы, показ новых инструментов (например, благодаря Иоганну Кристиану впервые в Лондоне в качестве сольного инструмента дебютировало фортепиано) все это стало неотъемлемой чертой Бах-Абельского предприятия, дававшего до 15 концертов в сезон. Основу репертуара составляли произведения самих устроителей: кантаты, симфонии, увертюры, концерты, многочисленные камерные сочинения. Здесь же можно было услышать симфонии Гайдна, познакомиться с солистами знаменитой мангеймской капеллы.
 
Иоганн Кристиан Бах - 6 сонат для клавесина ор. 5, Sophie Yates - клавесин

Даниил Шафран - Иоганн Кристиан Бах - Концерт для виолончели до минор, 1 — Allegro, 2 — Adagio, 3 — Allegro vivace








В свою очередь, сочинения англичан получили широкое хождение в Европе. Уже в 60-х годах они исполнялись в Париже. Европейские меломаны стремились приглашать Иоганна Кристиана не только в качестве композитора, но и капельмейстера. Особый успех сопутствовал ему в Мангейме, для которого написан ряд сочинений (в т.ч. 6 квинтетов ор. 11 для флейты, гобоя, скрипки, альта и basso continuo, посвященных известному знатоку музыки курфюрсту Карлу Теодору). Иоганн Кристиан даже на некоторое время переехал в Мангейм, где с успехом шли его оперы "Фемистокл" (1772) и "Луций Сулла" (1774).
Опираясь на свою известность во французских кругах как инструментального композитора, Иоганн Кристиан Бах написал специально для Парижа (по заказу Королевской академии музыки) оперу Амадис Галльский, впервые исполненную перед Марией Антуанеттой в 1779 году. Хотя и выполненная на французский манер (с традиционными дивертисментами в конце каждого акта), опера не имела успеха, что положило начало общему спаду творческой и артистической активности маэстро. Его имя продолжало фигурировать в репертуарных списках королевского театра, но не удавшемуся Амадису суждено было стать последним оперным опусом Иоганна Кристиана. Постепенно, угас интерес и к Бах-Абель концертам. Придворные интриги, сместившие Иоганна Кристиана на вторые роли, ухудшение здоровья, долги привели к преждевременной смерти композитора, лишь ненадолго пережившего свою померкшую славу. Склонная к сенсациям и новизне английская публика быстро забыла его.
За сравнительно недолгую жизнь Иоганн Христиан Бах создал огромное количество сочинений, с необычайной полнотой выразив дух своего времени эпохи рококо.
 

Johann Christian Bach - Концерт для клавесина с оркестром, Op.7 N.5



Известны его выражения в адрес великого отца alte Perucke (букв. старый парик). В этих словах — не столько пренебрежение к вековой семейной традиции, сколько знак поворота к новому, в чем Иоганн Кристиан пошел значительно дальше своих братьев. Характерно замечание в одном из писем В.А.Моцарта: Я сейчас как раз собираю баховские фуги — как Себастьяна, так и Эмануэля и Фридемана (1782 г.), не отделявшего таким образом при изучении старого стиля отца от его старших сыновей. И совершенно иное чувство Моцарт питал к своему лондонскому Баху (их знакомство состоялось в 1764 году во время моцартовских гастролей в Лондоне), являвшемуся для него средоточием всего самого передового в музыкальном искусстве.
Значительную часть наследия лондонского Баха составляют оперы в основном в жанре seria, переживавшем на рубеже 60-70 годов XVIII столетия в произведениях Дж.Сарти, П.Гульельми, Н. Пиччинни и других представителей т.н. неонеаполитанской школы вторую молодость. Важная роль в этом процессе принадлежит Иоганну Кристиану, начавшему свою оперную карьеру в Неаполе и фактически возглавившему упомянутое направление. В разгоревшейся в 70-х гг. знаменитой войне глюккистов и пиччиннистов лондонский Бах скорее всего был на стороне вторых. Недаром он предложил свою версию глюковского Орфея, снабдив в сотрудничестве с Гульельми эту первую реформаторскую оперу вставными (!) номерами, дабы она приобрела масштаб, необходимый для вечернего развлечения. Новинка с успехом продержалась в Лондоне несколько сезонов (1769-73 ), затем была поставлена композитором в Неаполе (1774). Оперы самого Иоганна Кристиана, созданные по известной схеме концерта в костюмах, на бытующие с середины XVII в. либретто метастазиевского образца, внешне мало чем отличаются от десятков других опусов подобного рода. Это меньше всего создания композитора драматурга. Их интерес в мелодической щедрости, совершенстве формы, богатстве гармонии, искусной ткани партий, новом использовании духовых иструментов (Ч.Берни).

В оркестровых произведениях увертюрах и симфониях Иоганн Христиан стоял на предклассицистских позициях и в построении целого (по традиционной неаполитанской схеме быстро медленно быстро), и в оркестровом решении, обычно зависящем от места и характера музицирования. Этим он отличался и от мангеймцев, и от раннего Гайдна с их стремлением к целостности как всего цикла, так и его отдельных составов. Однако было и много общего: как правило, крайние части лондонский Бах писал соответственно в форме сонатного аллегро и в излюбленной форме галантной эпохи рондо (Аберт).
Наиболее значителен вклад Иоганна Кристиана Баха в развитие концерта, фигурирующего в его творчестве в нескольких разновидностях.

Это — концертная симфония для нескольких солирующих инструментов с оркестром нечто среднее между барочным concerto grosso и сольным концертом зрелого классицизма. Наиболее известен ор.18 для четырех солистов, отличающмйся мелодическим богатством, виртуозностью, свободой построения. Все сольные концерты Иоганна Кристиана за исключением ранних опусов для деревянных духовых (флейты, гобоя и фагота, созданных в годы ученичества под руководством Филиппа Эмануэля в Потсдамской капелле) написаны для клавира инструмента, обладавшего для него поистине универсальным значением. Еще в ранней юности Иоганн Кристиан проявил себя талантливым клависинистом, чем, по-видимому, заслужил лучшую, по мнению братьев, и к их немалой зависти, часть наследства - три клавесина.

Концертирующий музыкант, известный педагог, он проводил за любимым инструментом большую часть своей жизни. Для клавира написаны многочисленные миниатюры, сонаты (в т. ч. четырехручные уроки для учеников и любителей, отличающиеся новизной и совершенством и изяществом, а также обилием оригинальных находок). Не менее примечателен цикл из Шести сонат для клавесина или фортепиано (1765), аранжированный Моцартом для клавира, двух скрипок и баса. Велика роль клавира и в камерной музыке Иоганна Кристиана.
Вершиной инструментального творчества Иоганна Кристиана Баха являются его ансамблевые опусы (квартеты, квинтеты, секстеты) с подчеркнуто виртуозной партией одного из участников.

Среди них особенно выделяется Концерт для клавира с оркестром (не случайно именно клавирным концертом Иоганн Кристиан в 1763 году завоевал титул музыкального мастера королевы). Именно ему принадлежит заслуга в создании клавирного концерта нового типа с двойной экспозицией в первой части.
 

Иоганн Христиан Бах - Симфонии, Op 8



Смерть Иоганна Кристиана, почти не замеченная лондонцами, была воспринята Моцартом как огромная потеря для музыкального мира. И лишь спустя столетия, моцартовское понимание заслуг Иоганна Кристиана сделалось всеобщим. Грациозная и изящная музыка композитора заняла подобающее ей место в истории музыкальной культуры.

***
Источник: http://www.5arts.info/bach-johann-christian-1735-1782/#.UT2gUta8kqQ

Рубрики:  cella

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку