Обычаи и обряды европейских народов, связанные с водой, в XIX – XX вв. встречаются преимущественно в сильно трансформированном виде. С древности получили широкое распространение различные магические обряды – прежде всего связывавшиеся с культом плодородия. Одним из главных таких магических обрядов является обычай вызова дождя.
Длительные наблюдения земледельца над явлениями природы научили его правильно оценивать пользу или вред дождя в определенные периоды созревания посевов. Если дождя, когда он был нужен, долго не было, обращались за помощью к божеству: в древности - к языческому, позднее – к христианскому. Молитва как более позднее явление сопровождалась определенными магическими действиями.
Наиболее интересный обычай вызова дождя, доживший вплоть до XX в. ( конечно, не в первозданной форме), сохранился у балканских народов. Он известен под двумя названиями: пеперуда ( в других диалектах папаруда) и додола ( в других диалектах додойле). Обычай выполнялся в разные сроки: в Греции – в ильин день, в Югославии – между юрьевым и петровым днем, в Румынии и Болгарии – между пасхой и троицей. В Албании магические приемы вызывания дождя не были приурочены к определенным срокам, а совершались по мере надобности.
Обычай этот состоял в том, что группа девушек во главе с пеперудой – нагой девочкой, закутанной в зелень, шла по деревне и полям. Участницы процессии пели песню о бабочке ( пеперуда по-болгарски значит «бабочка»), летящей на небо к богу и молящей его о ниспослании дождя, который принесет обильный урожай. В древности о ниспослании дождя обращались с просьбами к мифологическому громовержцу Перуну, позднее – к Илье-Пророку. Под песню пеперуда танцует с подскоками, как бы порхая, а хозяйки обливают ее спутниц водой и одаривают подарками.
В состав этого ритуала входили и другие магические приемы. Имеются в этом обряде элементы, указывающие на связь с культом предков. Так, в Югославии перед обходом села процессия девочек посещала кладбища. Существовала вера в то, что предки могут оказать содействие в вызове дождя. Совершались также ритуальные жертвоприношения: по завершении обряда бросали в реки зелень, ветки, венки.
Иногда обряд пеперуды сочетался с другим, известным в Болгарии и Югославии под название Герман. Этот обряд совершался в любое время сильной засухи.
В Румынии в третий вторник после пасхи собирали девочек старше 5-6 лет, делили их на две группы, каждая из которых лепила глиняную куклу. Эти куклы олицетворяли мужское и женское начала. Кукол называли Калояном и Дождливым Муму, их одевали в крестьянскую одежду, клали в гроб, по христианскому обряду хоронили в укромном месте на берегу реки, а через три дня выкапывали, произнося при этом заклинания, несли в село и бросали в колодец или проточную воду. После этого справляли поминки в соответствии с христианскими обрядами и, причитая, молили о дожде.
В литературе предлагается несколько толкований обряда пеперуды и Германа: в нем видят ритуальные человеческие жертвоприношения или рудимент обычая «отправление стариков на тот свет». По мнению одних ученых он имеет дославянские, скорее всего фракийские корни.
В Европе на Балканах сохранился обычай вызова дождя, сопровождаемый такими магическими приемами как процессии с символической фигурой, обливание водой этой фигуры и всех участников процессии. А у немцев Верхней Баварии и Бадена на духов день водили по селу парня в маске водяной птицы. «Птицу» старательно обливали водой, а она в ответ утягивала девушек в воду.
У многих народов известен обычай «вспашки дождя» в целях его вызывания. У армян, грузин и других кавказских народов молодые девушки впрягались в плуг и тянули его против течения, заходя в реку по пояс. Схожий обычай известен и у немцев, австрийцев и швейцарцев. Плуг тащили парни, но если на пути встречались девушки ( а нередко их силой вытаскивали из домов), то их впрягали в плуг.
Известны и другие магические приемы. Так, в Сербии опускали в реку крест с какой-нибудь могилы со словами: «С неизвестной могилы крест, с неизвестной горы дождь».
В XIX в. обычай обливания был связан с различными календарными датами. Например, в первый день пасхи парни обливали девушек, на второй день – девушки парней.
К XXв. Первоначальный смысл обычаев обливания был забыт. Им давали иное толкование. Например, немцы считали, что того человека, которого обольют водой на праздник, не будут кусать комары. Поляки, обливая возвращавшихся с поля жнецов, считали, что им будет легче работать. Французы же полагали, что бросание в костер на Иванов день ужей и жаб избавляло людей «от всякой скверны». Со временем обычаи с обливанием приняли спортивно-развлекательный характер. Так, в Баварии на духов день подвешивали на гибком шесте ведро с водой и на него клали дощечку, которую всадники на полном скаку должны были сбить. Неловкие парни задевали ведро и обливались водой.
Обливание водой не только было связано с обычаем вызывания дождя, оно могло иметь и другую магическую функцию – очистительную.
Большое значение очистительным обрядам придавалось в Древнем Риме, они были составной частью многих празднеств. Нередко они имели апотропеический характер. «Подобно тому, как омовение тела, согласно древнейшим индусским и семитическим воззрениям, защищает человека от нападения демонов, точно также опрыскивание водой, ниспосылаемой на землю самим божеством, или водой освещенных источников или рек оказывает волшебное действие, отгоняя демонические силы».
В середине XIX в. в Мюнхене рассказывали о том, что баварские герцоги, вступая на престол, отравлялись на Вальхензее и опускали в самом глубоком месте озера в воду золотое кольцо, чтобы умилостивить духов озера и уберечь владения от наводнений.
Одной из форм очистительных обрядов является купание. В обряде ритуального купания, в частности совершаемого в Иванов день, особенно наглядно проявляется дуализм свойств воды – как полезного средства и как устрашающей стихии. Причина двойственного отношения к воде в Иванов день заключается в том, что этот праздник приходится на вершину лета, пору расцвета сил природы. Вместе с тем это время поворота – с этого дня начинает убывать день, по поверьям в эти дни имеет место разгул нечистой силы.
Это только немногие из обрядов, проводимых с участием воды. Ее магическая и целебная силы несоизмеримы и находят отклик во многих ритуалах.
1.
2.
3.
4.
Серия сообщений "интересное":
Часть 1 - Орган любви
Часть 2 - Типы мужчин и женщин
...
Часть 8 - Магия растений. Рябина
Часть 9 - Магия цветов. Ландыш - лилия долин
Часть 10 - Обряды вызова дождя и обрядовое купание в обычаях зарубежной Европы.
Часть 11 - Весна идёт!
Часть 12 - Феи
...
Часть 32 - Без заголовка
Часть 33 - Без заголовка
Часть 34 - МОЛИТВА О ЗАМУЖЕСТВЕ