-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наталья_Костянова

Серия сообщений "Рассказы для детей":
Часть 1 - Золотой ключик
Часть 2 - Драка. Рассказ

Выбрана рубрика Рассказы для детей.


Соседние рубрики: Сказки(0), Рассказы (5), Литературная критика(1)

Другие рубрики в этом дневнике: Шьем и вяжем(5), Стихи на картине(6), Самое интересное(114), Проза(7), Праздники и поздравления(3), Поэзия(73), Всё для блога(1), Авторские книги(0)
Комментарии (0)

Золотой ключик

Дневник

Вторник, 02 Декабря 2014 г. 09:48 + в цитатник

          1.
      Надюшу, третьеклассницу и отличницу, домашние ласково называли Дюшей. Ее мама, Антонина Николаевна, наказывала няне, бабе Маше, строго следить за выполнением школьных заданий дочери. 
       Няня усадила Дюшу за старинный круглый стол учить уроки, и, как всегда, заставила ее прочесть параграф вслух, затем взяла в руки учебник, чтобы  проверить пересказ девочки. 
   Но в этот день школьница заупрямилась, просмотрела тему, а пересказывать отказалась:
       - Не хочу, надоело. Знаю я материал. 
       - Проверю, расскажи, - настаивала баба Маша.
       Девчонка подбежала к ней:
     - Вот, посмотри, как ты книжечку держишь: вверх ногами. А все потому, что читать и писать не умеешь. Хватит меня контролировать.
       Надя выхватила учебник у няни, действительно, книжка перевернута.
       Баба Маша, молча, встала и ушла кошеварить...
       Маруся, с юности, после торфоразработок,  жила в няньках. Ребятишек, за которыми ухаживала, любила, как родных. Сама из Подмосковья, семьи не было: замуж не выходила, детей тоже не имела. Была сестра, да и та давно умерла  по болезни. Не училась нигде, а все равно, обиделась, зачем грубо Надюша высказалась. Маруся догадывалась, что девчурка знает про ее неграмотность. Но не думала о таком негативном исходе.
      Дюша, надув щеки, минут пять сидела на стуле, дрыгая ногами. И, словно спохватившись, вскочила  и помчалась прямо на кухню:
      - Бабушка, да не слушай ты меня, это я так, не подумала. Хочешь, пойдем, проверишь меня.
       - Не мешайся, девонька, я ужин готовлю. Сама с собой занимайся, – проворчала пожилая женщина, гремя кастрюлями.
         Потом они вместе ужинали: ели поджаренную на растительном масле вермишельку с молоком.
        Дюша долго ворочалась с боку на бок, прежде чем заснуть. Утром, едва умывшись, она поспешила на кухню:
        - Нянечка, голубушка, прости меня, хочешь, я одна уроки приготовлю на совесть, только не дуйся! – тараторила синеглазая светловолосая девчушка, обнимая бабулю сзади за передник.
         Маруся просияла, сама тяготилась размолвкой:
        - Ну, будет, знаю, не со зла ты. А к занятиям готовься лучше, иначе мать начнет сердиться. 
         Девочка с облегчением кивала в ответ.

          2.
     - Сегодня выходной ведь, что будешь делать? Почитывать - поинтересовалась няня у Дюши, хотя знала: почти все свободное время ее подопечная предпочитает тратить на чтение. Даже в библиотеке шутили: книголюбка за литературой как на базар ходит, авоськами наперевес чтиво носит.
        -  Нет, в парке поиграю в мячик. Читать нечего, дома и в библиотеке все детские книги пересмотрела, - ответила недовольная Дюша. 
       Книги для подростков и взрослых Антонина Николаевна не разрешала дочке брать. И фильмы можно было смотреть только детские, еще – сказки. 
       - Видишь, книжный шкаф под замком. Каким образом открыть-то?! – продолжала жаловаться Надя.
        - Ну-ну, - вздохнула Маша, - отправляйся, я тем времечком что-нибудь придумаю, может быть.
         Девочка пришла через час, бросила мяч на пол, присела на кушетку.
          - Что, скучно? – подошла няня, лукаво расплываясь в улыбке.
         - Ага, - кивнула малышка, может, порисовать?
    - Не торопись, девонька, я золотой ключик от шкафа нашла, - заговорщическим тоном произнесла няня.
       - Правда, бабулечка, как у Буратино? Где эта заветная открывашка? – обрадовалась Надя, нетерпеливо теребя нянины пальцы.
        Баба Маша достала из кармана фартука плотницкие клещи и повертела ими перед Наденькой.
         - Вот же он! Шагай за мной!
         - Это клещи-то – «золотой ключик»?! – недоумевала девчушка. 
    Баба Маша подошла к небольшому двустворчатому остекленному книжному шкафу, доверху набитому художественной литературой, но закрытому на маленький висячий замочек, с трудом отодвинула один его торец  от стены и начала выдергивать малюсенькие гвоздики из куска фанеры, полностью закрывающего шкаф сзади. 
          Дюша смотрела во все глаза, пока еще ничего не улавливая.
     Но, когда няня приспустила край фанерки и достала первую попавшуюся книгу с открывшейся полки, Дюша все поняла.
       - Ура! Ура! Теперь-то будет чем заняться! – кричала она, хлопая в ладоши и прыгая от радости.
         - И что это за том? – спросила няня.
     - Три мушкетера! Автор – Дюма! Я вслух почитаю, с выражением, хочешь? А, если книжка совсем взрослая, возьмем другую, идет? – поспешила заверить ее Дюша.
      - Идет, только шкафчик на место придвину, чтобы  Антонина Николавна ни о чем не догадалась.
        - Нянечка Машенька, какая же ты умная! Я бы никогда не нашла этот «золотой ключик»!
    - Не подлизывайся, садись, читай, книгоежка, слушать буду, - улыбнулась баба Маша.
28.11.2014
Сборник: Шестидесятые
             © Copyright: Наталья Костянова, 2014
             Свидетельство о публикации №214112800616

             Иллюстрация: Белов Ю.В. Бабушка и внучка. 1958 г. 
             Источник: google.ru


 

 

Метки:  
Комментарии (18)

Драка. Рассказ

Дневник

Вторник, 02 Декабря 2014 г. 16:49 + в цитатник

4947567_ (341x336, 19Kb)

 

Обедала Надежда обычно на заводе, где работала мастером ОТК. Но сегодня побежала домой, жила почти рядом. Морозно, солнечно, захотелось пройтись, подышать.

Едва она вошла, как зазвонил телефон. Незнакомый голос принадлежал директрисе лицея, где учились дети: Никитка - в пятом классе, Оленька - во втором. Никогда прежде звонков из школы не было, Надя сразу настроилась на что-то неприятное.

Директриса говорила резко, переходя почти на крик, что Надежде немедленно нужно прийти в школу, так как её сын разбил однокласснику нос, что мать этого мальчика, инспектор гороно, уже подъехала и грозит перевести потерпевшего в другой лицей. 

Надя, и без того хрупкая, как-то вся съёжившись, только и смогла ответить: «Разберёмся». Едва она положила трубку, щёлкнул замок, это пришёл Никита. Стоя в коридоре, он растерянно теребил ремень сумки: 

- Мам, за тобой послали. В цех зашел, сказали, ты на обед ушла. 

Надежда выпрямилась, перезвонила начальнику, сообщив, что задержится, и, проведя рукой по взъерошенному тёмно-русому чубу сыночка, выдохнула: 

- Никит, присядь и объясни по порядку, что случилось?

- Мамуля, это я Эдика ударил. Знаешь, он всё пытался доказать, что самый крутой из наших пацанов, этак при всех, то пальчиком поманит, как слабака последнего,  то кулак покажет из-за спины. И все хихикают... противно. Думал: надоест и отстанет. Так он начал выпендриваться: «Слабо подойти, размазня?» Я и подошёл. 

Эд первым меня толкнул. Подрались. Что оставалось делать? Он захныкал, всё классной выложил. Та - директору. А тут конец перемене. Кровь из носа остановили сразу, но мамаше Эда позвонили.  Начали меня ругать.

- А ты, что?

- Молчал всё время. Хотели, чтобы при всех признал свою вину. Но начал-то он. Почему я должен прощения просить?

Надя смотрела на сынишку и думала: «Вот и вырос, проблемы начались. Класс-то с математическим уклоном, учеников набирали изо всех четвёртых. Мальчишки пытаются расставить приоритеты. Да и Эдуард повыше и покрепче сына будет. Видно, точно достал. Верно ли поступил Никита? А что бы я сделала на его месте?»

- Вот что, сынок, в лицей я, конечно, не пойду. Сам  натворил, сам и выбирайся. Могу только посоветовать. То, что ты не слабак, уже доказал, хотя и не так, как хотелось бы, мог бы с ним просто поговорить. Теперь покажи, что ты не глупый, зла на него не держишь. Никита, с ребятишками нужно уметь дружить, тогда и учёба будет тебе не в тягость. И маму обиженного мальчика можно понять. Я бы также за тебя переживала. Вообще,  извинилась бы и постаралась подружиться с одноклассниками. А ты подумай и поступай так, как сочтёшь нужным. Уже взрослый, вон какой долговязый. Мне на работу пора. Иди на занятия.

Надежда ожидала, что сообщат о драке в отдел. Но больше её никто не беспокоил. Вечером прошла по магазинам за продуктами и до дома. 

Дверь открыл сын, Дочка, симпатичная девчушка со светлыми кудряшками, прыгала рядом вокруг сеток с едой:

- Мамочка, принесла сладенького? Давай я авоськи разберу.

Надя оставила поклажу на кухне на Оленьку и зашла в детскую к сыну.

- Ну, как твои дела? Меня больше не вспоминали?

Никита выглядел спокойным и заметно повеселевшим:

- Нет, мамуль, не вспоминали. Когда я в класс вернулся, все ещё там находились, с ребятами наш случай разбирали. Те не обсуждали, говорили учителя. Попросил разрешения войти, встал перед партой Эда, извинился. Перед его матерью тоже. Сказал, что больше не буду кулаками проблемы решать. Да, и не потребуется, наверное, с Эдиком мы вместе теперь из школы ходить будем, он даже ждал меня, пока я Олю забирал из продлёнки. 

Впервые за день Надюша улыбнулась: «Слава богу, ситуация разрешилась, теперь сынуля, точно, правильно поступил». И, хотя ей, сорокалетней женщине, не привыкать к жизненным невзгодам, чуть не заплакала, трудно без отца детей растить: «Да лучше так, чем выслушивать пьяные никчёмные речи бывшего мужа, который и со второй-то женой неважно живёт». 

Оленька разобрала сетки. Никита пошёл разогревать котлеты с картошкой. Надежда умылась и поспешила на кухню, помочь детям накрыть стол на ужин. 

© Copyright: Наталья Костянова, 2012

 

Сборник: Девяностые. Рассказы для детей

Иллюстрация: http://images.yandex.ru


Метки:  

 Страницы: [1]