Каждый раз, когда мы обращаемся к великим операм, мы прикасаемся к вечности (Риккардо Мути)
Первое известие о новом сюжете встречается в письме от 23 июля 1831 года, отправленном Беллини из Комо. Композитор сообщал, что его выбор пал на трагедию под название "Норма, или Детоубийство" Суме, поставленную в Париже и имеющую шумный успех.
Винченцо Беллини (3 ноября 1801 - 23 сентября 1835)
Трагедия Александра Суме "Норма" была показана в театре Одеон в Париже 6 апреля 1831 года и прошла с невероятным триумфом. Сюжет "Нормы" восходит к "Медее" Еврипида и к "Велледе" Шатобриана, но она проникнута духом христианства, верой в искупление жертвоприношением.
В центре событий жрица друидов, нарушившая обет безбрачия и к тому же преданная любимым человеком. Она хочет отомстить неверному и убить двоих детей, родившихся от их связи, но останавливается, обезоруженная великим чувством материнской любви, и предпочитает искупить вину, взойдя на костёр вместе с тем, кто причинил ей столько зла.
Итальянское оперное сопрано - Эмма Ла Груа в роли Нормы в опере Беллини. Исполнила ее в Санкт Петербурге в 1859 году
Трагедия показалась парижской публике, не перестававшей ею восхищаться, счастливым союзом классицизма и романтизма, изящества и пылкости фантазии.
Прочитав трагедию на французском языке, и Феличе Романи, и Беллини пришли в восторг. Волнующий сюжет и яркие, контрастные чувства покорили их. Кроме того, они решили, что персонажи трагедии великолепно подходят певцам, которые будут исполнять оперу. Норма словно была специально написана для пылкой, эмоциональной Джудитты Паста с её монументальной фигурой, Гризи идеально подходила для партии молодой жрицы Адальджизы, Доменико Донцелли прекрасно мог воплотить импульсивного римского проконсула Поллиона, а бас Негрини - внушительного верховного жреца Оровеза.
Джудитта Паста в роли Нормы
1 сентября Беллини сообщил Паста, что Романи накануне передал ему план либретто и он начинает писать "Норму". В этот же день композитор принялся сочинять музыку оперы. Увертюру он написал за несколько дней, а затем сразу же набросал хор интродукции.
Увертюра
Музыка его вполне устраивала, но дальше работа уже не продвигалась так, как ему хотелось бы. В Австрии вспыхнула эпидемия холеры. Мнительному по натуре Беллини начинает казаться, что он не успеет завершить оперу. Он теряет покой. Работает, но без всякого усердия, потому что почти уверен - холера придёт в Милан для того, чтобы закрыть театры и ему придётся сразу уехать. Странная тревога, похожая на кошмар, лишила его необходимого для работы спокойствия. Страх перед холерой так сильно терзал его в течение всего сентября, что он работал с большой неохотой.
Когда же угроза холеры миновала, Беллини пришёл в себя и уже в октябре смог наконец свободно отдаться радостям и мукам творчества. Неизвестно, когда Беллини покинул Милан. Мемориальная доска на фасаде палаццо Турина в Казальбуттано утверждает, что "Норма" была сочинена тут. Но это, скорее, лишь дань традиции, согласно которой он написал знаменитую оперу осенью, на даче, в тиши и уединении кремонской деревни.
Работа над "Нормой" продвигалась без непредвиденных остановок или каких-либо неожиданностей. Поэт и музыкант знали, что дату премьеры перенести невозможно - по традиции карнавальный сезон неизменно начинался 26 декабря, в день праздника Святого Стефано. И они прилагали максимум усилий, чтобы вовремя завершить сочинение и скорее начать репетиции.
Свидетельством тесного сотрудничества поэта и музыканта служат страницы рукописи с первоначальными стихами либретто, испещрённые пометками и поправками, сделанными рукой Беллини.
Композитор не принял первый вариант молитвы, с которой Норма обращается к Луне - "Casta diva" ("Чистая дева"). Беллини слышал в своей душе светлую мелодию, возносящуюся к небу, видел в воображении волшебную картину: огромный лес, залитый серебристым лунным светом, жрецов в белых одеяниях, преклонивших колена перед жертвенным костром. Над огнём возвышается Норма, воздев руки и устремив взгляд на сияющее ночное светило. В таинственной тишине чистый звук флейты словно предвосхищает мелодию, которую начинает петь великая жрица, живой оракул таинственного бога неба Ирмина, заключённого в могучем стволе дуба.
В своей молитве Норма просит Луну ниспослать покой в мятежные души друидов, страдающих от ига римлян. "Я хочу найти мысль, - говорил композитор поэту, - которая была бы одновременно молитвой и проклятьем, угрозой и восторгом". И тогда Романи написал второй вариант молитвы к луне. Он стал окончательным, потому что в стихах кипела страсть, какая и была нужна композитору.
Один из друзей Беллини утверждал, что музыка молитвы Нормы, которой суждено было превратиться в одну из самых ярких страниц мировой оперной классики, переписывалась восемь раз.
Предстояло решить ещё одну проблему - как назвать оперу? Авторам не хотелось повторять заглавие французской трагедии - "Норма, или Детоубийство". Нужно было найти другое, которое определяло бы события, происходящие в опере. Искали названия - "Лес друидов", "Друиды", "Друидесса". Но ни одно из них не устраивало. А время шло, и импресарио с нетерпением ожидал титула оперы, которая должна была открыть карнавальный сезон, - его надо было поместить в афишу уже в начале декабря. Не найдя ничего другого, остановились на первоначальном названии трагедии, ограничив его лишь именем героини - "Норма".