Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н. С. Надеждиной — советский и российский хореографический ансамбль русского народного танца. С самого момента основания он стал символом России. Конечно скорее это была вывеска, но такая, что приводила весь мир в восторг.
Зримо переливается мелодия песни. «Плывут» девушки, а зрители, глядя на них, словно вдыхают аромат весны, ощущают её волнующую поэзию. Поэзию Родины с её безбрежными далями, березовыми рощами, с её красотой. Невозможно передать словами все краски и оттенки, создающие необычность хоровода «Березка».
Но назвать коллектив фольклорным нельзя, «Березка» — русское явление, созданное автором.
Автор, столь успешно воплотившая свою задумку в жизнь - балетмейстер и хореограф, народная артистка СССР (с 1966 года) Надежда Сергеевна Надеждина, имя которой коллектив носит с июня 2000 года.
Более трёх десятилетий Н.С. Надеждина являлась художественным руководителем ансамбля со дня его основания в 1948 году.
После ухода из жизни Н. С. Надеждиной в 1979 году художественным руководителем и главным балетмейстером коллектива стала ведущая солистка «Берёзки» и первый помощник Н. С. Надеждиной Мира Михайловна Кольцова, в будущем получившая почётные звания «Народный артист СССР» (1989) и «Народный артист Украины» (2004), профессор.
Russian Traditional Dance | Beryozka Ensemble Folk Dance (2017)
Северное сияние (Polar lights) - Русский девичий хоровод
Вальс "Берёзка"
Надежда Сергеевна Надеждина (настоящая фамилия Бруштейн) родилась в 1904 году в Вильно (ныне Вильнюс, Литва). Её дед Яков Иехильевич Выгодский (1857—1941), врач и писатель на идише, депутат польского сейма, погиб в Вильнюсском гетто. Отец — заслуженный деятель науки РСФСР (1927) Сергей Александрович Бруштейн (1873—1947) - основатель и директор Государственного физио-терапевтического института в Ленинграде, один из основоположников советской физиотерапии и организаторов усовершенствования врачей. Мать - писательница Александра Яковлевна Бруштейн (1884—1968).
Надежда Сергеевна с самого детства посвятила свою жизнь танцам. Училась во Второй Государственную балетную школу в Петрограде (1918 г.) у знаменитых педагогов А. Я. Вагановой, Н. Г. Легата, А. М. Монахова; была самой молодой артисткой, принятой в труппу Большого театра (1925-1934 гг)..
С эстрадой Н. С. Надеждина познакомилась в 1931 году, а с середины 1930-х годов начала ставить свои номера. В годы Великой Отечественной войны она — балетмейстер в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта — ставит танцы во фронтовых и агитбригадах, сама выезжает с ними в действующую армию. С 1943 года балетмейстер, в 1946—1948 гг. художественный руководитель балетного отделения Мосэстрады и одновременно (1945—1948) Русского народного хора Калининской филармонии.
Однажды Надежда Сергеевна увидела на старинной литографии хоровод: девушки держали в руках зеленые веточки березы. В этом изображении она нашла не просто интересную идею танца, но и поймала свою «синюю птицу», изменившую всю её жизнь и принесшую ей большое счастье.
Ансамбль "Берёзка" - Хоровод "Цепочка". 2017
Первые исполнительницы хоровода «Березка» — молодые колхозницы Калининской (ныне — Тверской) области, участницы фестиваля сельских народных талантов в 1948 году. Двадцать девушек в длинных сарафанах — все статные, величавые, с красивой осанкой, с каким-то особым ореолом внутреннего озарения неслышно идут по сцене — ведут узорчатый хоровод. Нет, не идут — «плывут», да так, что вы уверены, будто не они двигаются, а вращается под ними диск сцены.
Самый первый состав "Березки" и Клара Лучко, Екатерина Савинова - Ой, цветёт калина (OST "Кубанские казаки", 1949)
Калининских девушек с русским девичьим хороводом «Берёзка» пригласили в театр «Эрмитаж», на сборный концерт, в котором участвовали Шульженко, Гаркави, Миронова и Менакер. Когда на сцену выплыли девушки в длинных бело-красных сарафанах с веточками берёзы в руках под мелодию русской народной хороводной песни «Во поле берёзка стояла…» зал замер. Молчание длилось и после поклонов, а затем — гром аплодисментов.
Вся Москва заговорила о чудо-хороводе.
Почти сразу Надеждину вызвали в Министерство культуры и предложили создать коллектив, название для которого уже было — «Березка».
Во поле береза стояла
Прялица (1960) Ансамбль "Берёзка"
Надеждинская «Берёзка» явилась настоящим открытием в сценическом воплощении русского народного танца. Она — родоначальница не только совершенно особенного ансамбля, но и нового стиля в современной хореографии.
«Мы всегда помним нашу создательницу Надежду Сергеевну Надеждину, — говорит преемница Н. С. Надеждиной на посту художественного руководителя коллектива, народная артистка СССР М. М. Кольцова. — Она сотворила уникальный ансамбль и совершенно новый жанр — танцевальную новеллу. Дала жизнь нескольким поколениям исполнителей и оставила бесценное наследие — гениальные композиции и танцы». Мира Михайловна Кольцова, была одной из первых солисток ансамбля, первой помощницей Н. Надеждиной, а также, как и ансамбль "Березка" стала лицом СССР в 50-е-60-е годы (возможно лучше сказать - не лицом, а обложкой)
Наиболее узнаваемой композицией ансамбля является русский девичий хоровод «Берёзка», известный особенной походкой девушек, создающей впечатление, что они стоят на месте, а сцена под ними вращается.
Секрет уникальности «Березки»:
М. Кольцова:
- Дело не в шаге, а в образе. Он у Надеждиной рождался еще до постановки и определялся внутренним сюжетом. На мастер-классах, которые мне приходится вести, я начинаю с состояния и настроения — именно они позволяют «нести себя», словно плыть по сцене. Уловив эту повадку, можно как бы оторвать верх корпуса от земли. Ноги становятся свободными, а корпус — статный, высокий, стройный. За счет постановки корпуса у нас в ансамбле барышни вырастают…
М. Кольцова об образах "Березки":
- Конечно, их много. Мы говорим «пушкинские женщины», но куда денешь «сватью бабу Бабариху»? А некрасовские женщины, которым не страшны ни скачущие кони, ни горящие избы? Есть еще верные, немного аморфные тургеневские барышни, чеховские «дамы с собачкой» и «чайки», страстная шолоховская Аксинья и его же лихая Лушка.
Все эти, да и многие другие образы, вдохновляли Надеждину. Она, гений, мастер короткого рассказа, умела в танце представить разное. В «Весеннем хороводе» пристукивание каблучком — как стрекот цикад в просыпающемся после зимы поле. Хоровод боярышень времен Ивана Грозного, скованных и строгих: как тяжелое, темное серебро, а стук каблуков — как биение сердца. В руках нежных молодиц играет красками платок, становится то красным, то зеленым, то синим, но это же не фокус иллюзиониста, цвет передает состояние. Для Надеждиной, как и для меня, главное в танце — музыка. Великая балерина Ольга Лепешинская говорила: «Мира, нас с Вами связывает музыка». Мелодия диктует пластику, жесты, взгляды.
Изначально танцевальный коллектив был исключительно женским. Но в 1959 году, с приходом мужской группы и созданием оркестра русских народных инструментов, в репертуаре ансамбля появились как мужские, так и парные танцы
Калинка малинка
Калинка малинка (любительская съемка (2016 г.)
М. Кольцова:
- Десять лет «Березка» была женской. Женщина без мужчины — это предчувствие любви, такой романтический флер. Лирические рамки надо было раздвигать, Надеждина это чувствовала.
Я была тогда первой солисткой и застала последний год «женского периода». Надежда Сергеевна отправила меня в Министерство культуры на заседание. В первой части досталось многим руководителям творческих коллективов, а в перерыве министр культуры Екатерина Фурцева, проходя мимо (она меня знала по сольным выступлениям) сказала: «Будете говорить первой». Я вышла на трибуну, и сорок минут рассказывала о том, какая это сила — мужчина в русском танце. Меня не прервали, хотя по регламенту останавливали всех. «Разве возможно показать состоявшуюся любовь без мужчины? А любую жанровую, кадрильную сцену?» — увлекала я. Приводила примеры сказок, былин, спрашивала, как нам изобразить исторические события, Илью Муромца или Алешу Поповича без мужчин? Да и хороводы на Руси всегда начинали мужчины. В завершении сказала почти сплошь мужскому залу: «Почему же Вы так ополчились на то, что закономерно в русском искусстве?» Последовали аплодисменты.
Вечером позвонила Надеждина c вопросом: «Миракль, во что же ты была одета, раз тебе так долго дали говорить и даже слушали?» Она называла меня Миракль, то есть чудо...
Афоризмы Н. С. Надеждиной:
- Девушкам, артисткам ансамбля, которые были в хорошей физической форме, но не могли создать нужный сценический образ, основатель и художественный руководитель «Берёзки» Надежда Сергеевна Надеждина во время репетиций говорила: «Худая корова — ещё не газель».
- К артистам-юношам, исполняющим свои роли с неподобающим лицом, Надежда Сергеевна обращалась с вопросом: «Что вы танцуете с физиономиями цареубийц?».
- На вопрос о том, есть ли у неё недоброжелатели, Надеждина отвечала: «Только если ты — бездарь, у тебя нет врагов».
М.Кольцова об артистах "Березки":
-Я никогда не говорю танцор, только — актер. Мы с директором ансамбля всем молодым советуем учиться в институтах, потому что образование дает другие возможности для работы. Уже не на уровне батман тандю, жете, фраппе, а на анализе состояний, аллегорий, ассоциаций. Профессионализм, конечно, необходим, так же как интеллект и внутренняя культура. Бывает, от природы человек чуткий, умеющий делать добро людям и оттого радоваться. А сейчас люди грубеют, легко рвут связи, если они не приносят выгоды.
-Да, конечно, внешность — выразительная и славянская — нужна для «Березки». Хотя красота на сцене, как и в жизни, — понятие условное. Вот в женщине с совершенно асимметричными чертами лица, с курносым носиком и улыбкой до ушей — вдруг столько обаяния. Наши актеры должны уметь говорить мимикой, улыбкой, глазами. Плюс ко всему — особым языком лица и кистей рук. В русском женском костюме — сарафане в пол с закрытыми рукавами блузки и кокошником на голове — открыты ведь только мордашка и кисти рук. Но многое в русском танце можно сказать даже кончиками пальцев.
Церковь Преподобного Сергия Радонежского
В советское время, до 1990 года, репетиционный зал ансамбля «Берёзка» находился в здании Церкви Преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря, расположенного на улице Петровке в Москве.
Высокопетровский монастырь
Собор святителя Петра (на переднем плане)
После перестройки коллектив выгнали из монастыря. На протяжении шестнадцати лет ансамбль скитался по разным местам, взывал о помощи, писал множество писем властям.
Наконец, в 2006 году Управлением делами Президента Российской Федерации было принято решение о восстановлении и реставрации исторического здания — бывшего особняка мецената Сергея Тимофеевича Морозова в Леонтьевском переулке (дом № 7) в Москве — для последующей передачи его всемирно известному танцевальному коллективу.
Дома №№ 5 и 7 изначально были одним владением. На этом месте стояли двухэтажные каменные палаты сподвижника Петра I - стольника А. Головина. Правый участок с нынешним домом №7 перешел в собственность к промышленнику и коллекционеру С.Т. Морозову. Сергей Тимофеевич был большим ценителем народных поделок и решил создать в этом доме Кустарный музей, который был в советское время переименован в Музей народного искусства. Сейчас его в этом доме нет.
23 декабря 2006 года ансамбль принят в ведение Управления делами Президента Российской Федерации. Полное наименование — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический хореографический ансамбль „Берёзка“ имени Н. С. Надеждиной» Управления делами Президента Российской Федерации.
Гастрольная деятельность
За все годы концертной деятельности коллектива, по сведениям прессы, хороводы ансамбля «Берёзка» прошли «плывущим» шагом расстояние, превышающее длину экватора. Гастроли ансамбля сопровождались триумфальным успехом и принесли коллективу мировое признание. Творениям Надежды Надеждиной восторженно аплодировали на всех континентах планеты.
Ансамбль "Березка": красота на экспорт. Документальный фильм
Ансамбль «Берёзка» давал концерты более чем в восьмидесяти странах мира.
В годы холодной войны (1946—1989) иностранная пресса писала, что человечное и одухотворённое искусство «Берёзки» «пробуждает добрые чувства и веру в братство между людьми», и называла выступления ансамбля «огненной сенсацией».
В настоящее время ансамбль «Берёзка» продолжает активную гастрольную деятельность и по-прежнему пользуется широкой популярностью в современной России и в мире.
Надежда Сергеевна Надеждина умерла 11 октября 1979 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 9). На её могиле установлен памятник из гранита и мрамора (скульптор П. Шапиро, архитектор А. Гераскин).
Могила Надеждиной на Новодевичьем кладбище Москвы.
В ролях: Мира Кольцова, Лев Барашков, Люсьена Овчинникова, Алексей Ванин,
Описание: Популярный хореографический ансамбль "Девичья весна", вернувшись из-за границы, получает приглашение от судостроителей-сормовичей.