-Рубрики

 -Цитатник

Меч Самурая - (0)

Меч Самурая Японский меч (яп. 日本刀 нихонто) — клинковое однолезвийно...

Анастасия Макеева и её новый муж - (0)

Анастасия Макеева и ее новый муж Актриса Анастасия Макеева приобрела известность не только бла...

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? - (0)

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот...

САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ СПОСОБ ПРОЧИСТИТЬ СЛИВ. ВЫ НЕ СЛЫШАЛИ О НЕМ - (0)

САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ СПОСОБ ПРОЧИСТИТЬ СЛИВ. ВЫ НЕ СЛЫШАЛИ о нем САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ СПОСОБ ПРОЧИ...

РАМОЧКА ДЛЯ ТЕКСТА № 46. МЕДОВЫЙ СПАС! - (0)

Рамочка для текста № 46. Медовый Спас! ..... Ваш красивый текст ..... ..... Ваш красивы...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии
13:25 25.02.2017
Фотографий: 14
Посмотреть все фотографии серии моя работа
моя работа
14:57 09.06.2012
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии Залив Креста
Залив Креста
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Музыкальный плеер



плеер собран приложением V.exeR

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Чингиз

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.05.2012
Записей: 17976
Комментариев: 2315
Написано: 30910


Ф.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»

Пятница, 17 Июля 2015 г. 19:24 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya Ф.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»





«Портрет А.П.Струйской»


Портрет A.Струйской 1796г

Любите живопись, поэты
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Александра Петровна Струйская вдохновляла не только поэтов своего времени. Спустя два столетия после ее смерти, Николай Заболоцкий, вглядываясь в портрет работы знаменитого Рокотова, писал:

...Ты помнишь, как «из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С nopтpeтa Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?


Она как будто призвана была быть вечной музой поэта. В своем XVIII веке она пленила загадочной внешностью еще одного из них — своего мужа.
Николай Еремеевич Струйский, богатый пензенский помещик, преданно и отнюдь не взаимно любил поэзию. К несчастью, его слава, как поэта, не пережила его. Но, как все пииты, он был немного не от мира сего: устроил себе кабинет на самом верху огромного дома-дворца и назвал его Парнасом, все дни просиживал там, писал вычурные стихи, спускаясь оттуда на грешную землю часто лишь для того, чтобы отдать их печатать. При этом среди своих соседей прослыл он чудаком и оригиналом. «Всё обращение его было дико, а одевание странно», — писал его друг. Наверное, нелегко приходилось его красавице-жене: одержимый поэзией, он жил в каком-то другом измерении. Но союз их был счастливым.

Они поженились с Александрой Петровной в 1772 году. До этого, поэт уже был женат на своей ровеснице Олимпиаде Балбековой, они обвенчались в 1768 году и жили в Москве, но через год она умерла от родов, и в своих воспоминаниях о первой жене Струйский писал:

« Не знающу любви я научал любить!
Твоей мне нежности нельзя по смерть забыть!»

Безутешный вдовец, потерявший еще и дочек-близняшек, уехал в свое поместье Рузаевку и стал жить затворником. И вот однажды там произошла встреча-видение...

Юная Александра Петровна Озерова, дочь помещика Нижнеломовского уезда Пензенской губернии Озерова, была родственницей любимца Павла I, влиятельного графа П.Х.Обольянинова, женатого на ее кузине.



Портрет Н.Струйского 1796г

Образам, созданным Рокотовым в эти годы, присуща особая одухотворенность, сдержанность в выражении чувств, внутренняя замкнутость. Они таят в себе что-то сокровенное, значительное, что открывается не сразу. При этом художник остается верен натуре. Таковы портреты известного в XVIII веке чудака стихотворца Струйского и его молодой обаятельной жены. Портрет Струйского плохо сохранился и о нём мало известно.

На худощавом нервном лице Струйского выделяются большие беспокойно горящие темные глаза. Взгляд этих глубоко посаженных, словно мерцающих глаз передаег исступленность и неуравновешенность натуры Струйского.

В литературе упоминается о Струйском как о незадачливом поэте, прославившемся своей маниакальной литературном деятельностью.
Для печатания собственных произведений Струйский завел в своем имении «Рузаевка» первоклассную типографию и славился изяществом своих изданий. Екатерина II хвалилась перед иностранцами книгами, отпечатанными в типографии Струйского.

Интересные воспоминания о нем оставил близко его знавший князь И.М.Долгорукий:
«Исступления подобного, когда о стихах говорили, я не видывал. Все обращение его, впрочем, было дико, одевание странно... Сказывали мне, еще,будто он до стихотворного пристрастия был наклонен к юридическим упражнениям, делал сам людям своим допросы, судил их, говорил за них и против».

Струйский являл собой тип помещика, в котором нравы крепостника уживались с приверженностью к литературе и искусству. В Рузаевке он построил дом-дворец, проект которого приписывается Растрелли, имел большую библиотеку русских и французских книг, картинную галерею.

Особый интерес Струйский вызывает потому, что он был восторженным почитателем Рокотова, постоянным его заказчиком. Крепостной живописец Струйского — Зяблов — обучался у Рокотова.

Живя большей частью в Рузаевке, Струйский временами наезжал в Москву, останавливаясь в собственном доме в Замоскворечье, где, бывал Рокотов.

Струйский был человек начитанный, знавший языки. Ои был в дружеских отношениях со многими интересными людьми — современниками Рокотова. Художник относился к Струйскому не просто как к состоятельному заказчику, ему, по-видимому, импонировали литературные и художественные симпатии Струйского. В стихотворных произведениях Струйского мы встречаемся с именамн люден, знакомых нам по портретам Рокотова — поэтами Сумароковым, Майковым и другими.

Даты жизни Струйского до сих пор не были известны. Новые данные о нем, найденные в архиве г. Саранска, позволяют установить его возраст на портрете— 23 года.

Рокотов, хорошо знавший Струйского, создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах», с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит... мимо зрителя. Фигура, лицо и глаза обращены в разные стороны, В Николае Еремеевиче сочетались за- мысловатое чудачество, благородные порывы, варварская жестокость к крепостным и фанатичная страсть к литературному творчеству. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы, и зал искусств «Парнас». Струйский преклонялся перед талантом Рокотова, собирал его произведения, а в мастерской художника обучался его крепостной А. Зяблов. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит... мимо зрителя. Фигура, лицо и глаза обращены в разные стороны, что усиливает лихорадочность и истеричность образа.

Когда Александра Петровна вышла замуж за Струйского, ей было семнадцать или восемнадцать лет. Вскоре после свадьбы супруги совершили путешествие в Москву, где Николай Ереемевич заказал своему старому доброму приятелю, художнику Рокотову, их фамильные портреты.
Два портрета молодоженов вошли в золотой фонд русской живописи.

Художнику удалось передать романтичность и порывистость поэтической натуры «странного барина». «Мерцающие краски, размытые контуры лица, горящие глаза — все это делает образ Струйского экзальтированным и несколько таинственным», — пишет искусствовед.

Но еще более загадочен и таинственен портрет юной Александры. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец на щеках и такие задумчивые, выразительные глаза, чуть-чуть грустные, едва замечающие окружающее, а скорее, всматривающиеся куда-то вдаль, или внутрь себя, или в будущее.

Художник Рокотов, о котором Струйский, едва ли не единственный, оставил подобие воспоминаний и которого Николай Еремеевич весьма высоко ценил , согревался душой в этой семье, которая часто наезжала в Москву и приглашала любимого художника.

Сохранилась легенда о любви Рокотова к Струйской, видимо, навеянная особым тоном очарования и удачей таланта художника, создавшего ее портрет. Вряд ли это было на самом деле так, хотя, конечно, Александра Петровна не могла оставить равнодушным ничье сердце.

Сам Струйский так описывал свою возлюбленную в одном из множества стихотворений, посвященных ей:

Когда б здесь кто очей твоих прелестных стоил,
Давно б внутрь сердца он тебе сей храм построил,
И в жертву б он себя к тебе и сердце б нес.
Достойна ты себя, Сапфира!.. и небес.
Почтить твои красы, как смертный, я немею,
Теряюсь я в тебе?.. тобой я пламенею.
(«Элегия к Сапфире»)

Хозяйство не досаждало, ее окружала атмосфера творчества и красоты. Дом, в котором они жили, был возведен по рисункам самого Растрелли. В столетнем саду, окружавшем его, можно было гулять по аллеям, по берегам проточных прудов или забрести в замысловатый кустарниковый лабиринт, мечтая, взирать на окружающую красоту... А потом к чаю спускался поэт и читал восторженные стихи.
До наших дней дошла одна из книг Струйского — «Еротоиды. Анакреонтические оды». Все «оды» в ней переполнены объяснениями в любви к той, которая звалась в стихах Сапфирой, а в жизни — Александрой, любимой женой.

В доме была прекрасная библиотека из авторов отечественных и заграничных, Струйский с молодости собирал ее и был тонким книжным ценителем, а затем к ним прибавились и роскошные книги, изданные в его собственной типографии.

Была в доме картинная галерея составленная в соответствии со вкусами того времени и вкусами хозяина.
Потомки поэта вспоминали, что у Струйских «везде висели фамильные портреты: в углублении большой гостиной, над диваном, портрет самого Николая Еремеевича, а рядом, тоже в позолоченной раме, портрет Александры Петровны Струйской, тогда еще молодой и красивой»



Портрет неизвестного в треуголке- 1770г
В доме Струйских хранился портрет молодого человека с нежными чертами лица, пышным галстуком и накидкой, драпирующей фигуру. Полон обаяния беспечной юности образ неизвестного в треуголке. Лицо юноши с живыми темными глазами, приветливой улыбкой, нежным и свежим румянцем таит в себе какую-то недосказанность Черты лица отличаются женственной мягкостью. Искрится бриллиантовый аграф треуголки, сквозь черное прозрачное маскарадное домино просвечивает золотистый кафтан, на грудь ниспадает легкая пена кружевного жабо. На обороте портрета была загадочная зашифрованная надпись.

Сходство лица неизвестного в треуголке с существующими портретами А.Г.Бобринского служили основанием для того, чтобы долгое время считать изображенного молодого человека в маскарадном домино сыном Екатерины II и графа Григория Орлова, родившегося в 1762 году и получившего имя и титул графа Бобринского. В таком случае портрет мог быть написан в 1780-х годах, чему не противоречит сам характер живописи.

Однако, с помощью рентгена и специальных исследований удалось доказать, что на самом деле на портрете изображена женщина с татарскими чертами лица и поверх нее написан «неизвестный в треуголке». И в первом и во втором случае художник Рокотов писал одно и то же лицо - первую жену Струйского Олимпиаду, которая умерла при родах.

Видимо, Николай Еремеевич велел переделать женщину в мужчину, чтобы не смущать нежных чувств новой молодой жены и не возбуждать ее ревности.


«в картинной галерее были известные художники русской и иностранной школы.» Была и еще одна тайна в фамильных портретах, она лишь недавно раскрыта искусствоведами. В доме хранился портрет молодого человека с нежными чертами лица, пышным галстуком и накидкой, драпирующей фигуру. На обороте портрета была загадочная зашифрованная надпись.



Александра Петровна Струйская пережила своего мужа-поэта на 43 года. Он часто бывал вспыльчив, но скорее пoэтически, нежели как самодур.

Его друг И.М. Долгоруков по доброму вспоминал его «со всеми его восторгами и в поэтическом исступлении».
Николай Еремеевич создал вокруг своей возлюбленной необычную для того времени атмосферу поклонения, восторга и творчества, духовного тепла и созидания. Oн оставил после себя на многие годы освященный своей любовью воздух усадьбы Рузаевка, где выросли еще многие поколения дворян, сохранив в ней дыхание муз, среди них был поэт А. Полежаев. Он оставил своим наследникам главное богатство — блаженство творчества и красоты

Александра Петровна подарила мужу восемнадцать сыновей и дочерей, из которых четверо были близнецами и десять умерли в младенчестве. Но всю оставшуюся жизнь ее согревал пламень поэтического вдохновения мужа.


А.И.Полежаев

А. П. Струйская была бабушкой поэта А.И.Полежаева — внебрачного ребенка ее сына Леонтия. Из всей семьи Струйских только у нее поэт находил ласку и заботу. До самой смерти, в 1838 году, Полежаев переписывался с Александрой Петровной и посылал ей свои стихи.

Посетившая ее в 1836 году Н.А.Тучкова-Огарева пишет о том приятном впечатлении, которое произвела на нее Александра Петровна.

Ей было восемьдесят шесть лет, когда она тихо покинула этот мир. А для нас она так и осталась той прекрасной, в легкой дымке загадки и очарования, немного грустной и едва улыбающейся молодой женщиной с портрета Рокотова.
Наверное, это была одна из самых красивых женщин «безумного осьмнадцатого столетья»...
(по материалам рассказа Марины Ганичевой)




Серия сообщений "История картины":

Часть 1 - Инесса де Кастро
Часть 2 - Изабелла или горшок базилика
...
Часть 22 - День всех душ
Часть 23 - П.А.Федотов «Портрет Н.П.Жданович за клависином»
Часть 24 - Ф.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»
Часть 25 - Придворные шуты. Часть 3.Ледяная свадьба
Часть 26 - История картины.П.А.Федотов «Вдовушка»
...
Часть 31 - Рассказы о картинах.Ян Стен. " Празднование крестин "
Часть 32 - Микеланджело да Караваджо. "Лютнист "
Часть 33 - Иероним Босх. «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»


Рубрики:  Живопись
История
Исторические места, Памятники старины и т.д.

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку