Цитата сообщения гельб
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ "МУРЗИЛКИ"
Вспоминаем детство:
журналы, на которых мы выросли
Сложно поверить, но сегодня исполняется 89 лет забавному персонажу из нашего детства: не то медвежонку, не то щенку, не то котенку. Одним словом, Мурзилке. 16 мая 1924 года вышел первый номер этого детского журнала. Предлагаю сегодня вспомнить о нем и о другой любимой периодике нашего детства.
Мурзилка, 1924 год – настоящее время
![](http://www.etoya.ru/files/images/pub/part_1/33845/src/01.jpg?225_300)
Лично моим главным спутником в детстве был этот странный звереныш в шарфе, с фотоаппаратом и, как пушкинская Татьяна, в неизменном малиновом берете. Имя Мурзилка придумала писательница Анна Хвольсон, которая написала серию детских рассказов. В ее версии Мурзилка был лесным человечком во фраке, с тросточкой и моноклем. После революции о таком "буржуйском" персонаже надолго забыли. А вспомнили, когда понадобился образ для детского журнала. Впрочем, от изначального героя оставили только имя. В журнальной версии Мурзилка превратился сначала в белую собачонку, а потом в желтого пушистого персонажа. Это произошло в 1937 году, когда художник Аминадав Каневский создал известный образ щенка-корреспондента (хотя я лично все еще сильно сомневаюсь, что это щенок).
В советское время наряду с веселыми картинками и стишками, сказками и загадками, в "Мурзилке" писали и на вполне "взрослые" темы: идеологические вопросы, всесоюзные стройки, Олимпиада-80 и полет человека в космос. На космическую тему даже мультфильм есть – "Мурзилка на спутнике". Хотя мультипликационный Мурзилка совсем не был похож на своего журнального тезку.
Впрочем, я ничего такого не помню. В моей памяти "Мурзилка" остался журналом с интересными рассказами и веселыми стишками. Один из них – мой самый любимый – я помню до сих пор. Это стихотворение Заходера про Кавота и Камута.
Мне с постели вставать неохота:
Я боюсь наступить на Кавота, -
У меня под кроватью живет
Симпатичнейший в мире Кавот.
. . . . . . . . . . . . . . . .
И еще с ним такая забота:
Накормить невозможно Кавота,
Так как каждый кусок почему-то
Попадает в желудок Камута. |
А вообще "Мурзилка" в свое время был воплощением детской периодики. Его упоминали в фильмах, мультиках и детских книгах. "Кто там? – Это я, почтальон Печкин, принес журнал "Мурзилка". Кстати, "Мурзилка" попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый долго издаваемый детский журнал.
Веселые картинки 1954-настоящее время
А вот "Веселые картинки" мне никогда не выписывали, уж не знаю, почему. Хотя я просила. Так что изучать я их буду прямо сейчас – по подборкам в интернете.
Идею детского издания придумал карикатурист журнала "Крокодил" Иван Семенов. Наверное, он увидел, с каким интересом дети рассматривают взрослый "Крокодил" (я вот рассматривала) и решил создать детский аналог. Название нового издания родилось благодаря сыну Семенова. Как-то художник спросил у ребенка, что тот старательно вырисовывает в своем альбоме. "Картинки", – невозмутимо ответил сын. "Какие картинки? – Веселые!"
Изначально детский журнал состоял преимущественно из картинок с короткими подписями и стишками – по сути, это были первые советские комиксы. В нем работали лучшие писатели и художники: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Константин Ротов, Евгений Ведерников, Владимир Сутеев. Самуил Маршак посвятил "Веселым картинкам" оду, которую напечатали на первой странице первого издания.
Веселые картинки 1956-09
Постепенно к веселым картинкам добавлялись новые рубрики с рассказами, шутками, загадками, головоломками, настольными играми, заданиями на внимательность. Появлялись обучающие разделы: в Школе Карандаша детей учили рисовать, а в Школе Самоделкина – самим мастерить игрушки. Детям давали и творческие задания – например, самим придумать рассказ по картинкам.
Главный герой журнала – художник Карандаш, персонаж с карандашом вместо носа, в блузе и берете (мода, что ли, такая была в среде детских художников).
Трамвай, 1990-1995 годы
![](http://www.etoya.ru/files/images/pub/part_1/33845/src/03.jpg?250_355)
Этот журнал был журнал не совсем для малышей – его читали школьники 8-12 лет. Поэтому и букв в нем было много, и рассказы и стишки не совсем уж детские. Журнал начал издаваться после перестройки и символизировал собой свободу творчества в пока еще лучшем ее проявлении. Стихи и сказочки поражали тонкой иронией и слегка абсурдным юмором. Я, например, до сих пор помню и люблю стихотворение Марины Вишневской про уток и сутки и рассказ Тима Собакина о том, как поэт научился останавливать время и рассказал об этом маленькому мальчику.
В журнале можно было встретить произведения Шендеровича, Петрушевской, Иртеньева, Хармса, Заболоцкого, Набокова и других детских и недетских писателей. Но большинство авторов были выдуманными, как и их произведения. Бывший программист, генератор идей и редактор журнала Тим Собакин (в миру Андрей Иванов) писал под именами Тихон Хоботов, Савелий Пингвиньев, Ника Босмит и другими.
"Трамвай" удивителен тем, что для детей он писал без наставнического тона, журнал общался с ними на равных. Иногда казалось, что его создатели сами – не повзрослевшие взрослые. Вот один из примеров короткой заметки.
ЧТО ЗА ЧУДО – ЭТА ТЕТРАДЬ! Безграничны возможности школьной тетрадки! Хочешь – рисуй палочки или играй в крестики-нолики, хочешь – пиши разные слова, например "Сидоров – козел"… А можешь даже решать в тетради примеры и получать за них пятерки. Но настоящему хулигану тетрадь особенно мила тем, что из нее можно делать хлопушки. Как? А очень просто.
Далее шла инструкция для "настоящих хулиганов".
Среди детских произведений в журнале можно было встретить и статьи на вполне взрослые темы. Например, о творчестве Марка Шагала или о языке эсперанто. Но все они писались с такой детской непосредственностью, что читать их было крайне интересно.
В журнале иногда давались объяснения различных устойчивых выражений. Например, меня очень удивило, что авторы объяснили детям в числе прочего фразу "дать леща".
![](http://www.etoya.ru/files/images/pub/part_1/33845/src/041.jpg?254_350)
К сожалению, этот журнал просуществовал всего пять лет. А потом в подростковой прессе развилась свобода творчества в худшем ее понимании – появились журналы вроде Cool. Но не будем о грустном.
Катя Кожевникова,
etoya.ru