Цитата сообщения Matrioshka
Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 2.
1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец
Для подробного просмотра нажмите на название зала.
Зал 5
Конец XVII и особенно начало XVIII века — эпоха крутых перемен не только в политике, но и в культуре России. Петр I резко поворачивает колесо России в сторону Запада. На смену всеобщей религиозной идеологии насильственно вводится иная система ценностей и мышления. Из Германии, Голландии, Франции, Италии и других стран приглашаются архитекторы, скульпторы, живописцы.
Начиная с петровского времени в изобразительном искусстве преобладает портретный жанр в различных видах – от парадного до камерного. Еще при своей жизни Петр I всемерно содействовал появлению собственных национальных художников, архитекторов и скульпторов. Некоторым из них выпала честь учиться в Европе. Среди петровских пенсионеров, отправленных в Италию, был Иван Никитин. В 1716 году вместе с братом он приехал во Флоренцию, где учился в Академии художеств. Его наследие невелико. Одна из лучших его работ — "Портрет напольного гетмана". Имя изображенного тоже пока установить не удалось. Среди возможных персон называют имена украинских гетманов, польско-литовского магната Яна Казимира Сапеги, состоявшего на русской службе и умершего в 1730 году.
Иван Никитин. Портрет напольного гетмана. 1720-е
Никитин Иван Никитич. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны.
Иван Никитич Никитин. Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова. 1726
Иван Никитич Никитин.Портрет царевны Натальи Алексеевны
Никитин И. Н. (1690–1741) «Пётр I на смертном одре»
Портрет Петра I. Никитин Иван Никитич
Иван Никитин. Портрет Анны Петровны
И.Н.Никитин - Портрет цесаревны Елизаветы Петровны
Матвеев Андрей Матвеевич.«Венера и Амур»
Матвеев Андрей Матвеевич. Автопортрет с женой Ириной Степановной
Петр I Карло Бартоломео Растрелли 1810
Зал 6
Процесс европеизации русской культуры, энергично внедряемый Петром I и его последователями, проходил не так быстро и не так просто, как может показаться.
Почти семивековое господство иконы оставило глубокий след в художественной памяти России. Новые художественные принципы накладывались на традиционные. Происходила ломка художественного сознания. Не случайно творческие судьбы многих мастеров складывались в это время драматически. Среди них — Иван Вишняков (1699–1761), автор таинственных и притягательных портретов брата и сестры Фермор. Изображение Сарры Элеоноры Фермор — свидетельство несомненной талантливости и высочайшего художественного уровня его автора.
Вишняков Иван Яковлевич.Портрет Сарры Элеоноры Фермор
Есть в этом портрете несомненная близость к европейским образцам. Вместе с тем в нем еще сохраняется некая неуклюжесть, наивная чистота и свежесть отношения художника к недавно освоенным приемам писания маслом на холсте. Традиция иконописи, с ее плоскостным решением пространства и экономным отношением к цвету, также заметна в портретах Сарры Фермор и ее брата Вильгельма.
Вишняков Иван Яковлевич. Портрет Вильгельма Георга Фермора
Чуть позднее портретный жанр в России, как и во всей Европе, стал самым популярным. Камерные, небольшого формата, и огромные, парадные изображения знати той поры составляют интересную и важную часть собрания Русского музея.
При всей внешней эффектности и европейском типе полотен в портретах кисти таких мастеров, как Алексей Антропов (1716–1795) или Иван Аргунов (1727–1802), тоже еще сохраняются отголоски средневековых традиций.
Портреты кисти Ивана Аргунова (1727–1802) и Алексея Антропова (1716–1795). В центре портрет Петра III мужа Екатерины, кисти Антропова.
А. П. Антропов. Портрет Петра III
Иван Петрович Аргунов - Портрет Е. Лобановой-Ростовцевой
Иван Петрович Аргунов -Портрет И.И. Лобанова-Ростовского
Мозаичные портреты Петра I, Екатерины II и другие изготовлены на фабрике, основанной М.В.Ломоносовым в 1754 году под Петербургом.
Бюст Меньшикова
Зал 7
Жанр портрета нашел свое яркое выражение и в скульптурах Бартоломео Карло Растрелли, итальянца по происхождению. В 1716 он был вызван Петром I в Петербург для литья пушек и исполнения художественных работ по украшению новой русской столицы. В Россию приехал вместе с сыном Франческо Бартоломео — будущим архитектором. Непревзойденной по филигранной технике исполнения остается его монументальная скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741).
Шпалера «Полтавская баталия» — одно из значительных и наиболее известных произведений Петербургской шпалерной мануфактуры, основанной по инициативе Петра I в 1716 году.
Зал 8
В конце XVIII — начале XIX столетия портретный жанр пользовался в России особой популярностью. 1770–1780-е годы — пора расцвета творчества Федора Рокотова (1730-е — 1808), одного из самых тонких и изысканных портретных живописцев той поры. В Русском музее более сорока произведений этого мастера. Дымчато-серо-розовые и голубые тона, любимые Рокотовым, замечательно гармонировали в созданных им портретах с интерьерами эпохи рококо и раннего классицизма.
Федор Рокотов. Портрет императора Павла I в детстве
Федор Рокотов. Портрет А.Г.Бобринского в детстве
Федор Рокотов. Обнаженная девочка
Федор Рокотов. Портрет Графа И.Г.Орлова
Ф.С.Рокотов (1794 г.) Портрет Дурасовой-Писаревой А.М
Федор Рокотов. Портрет В.Н.Суровцевой
Дрождин Петр Семенович. Портрет А.П.Антропова с сыном перед портретом жены Елены Васильевны
Христинек, Карл Людвиг. Портрет С.А. Грейг
Чувственным отношением к жизни пронизаны некоторые произведения скульпторов этого времени (Феодосий Щедрин (1751–1825) "Венера". 1792).
Зал 9
Придерживаясь иерархии жанров, свойственной всем академиям, российская с середины XVIII столетия установила официальное первенство исторического жанра. По примеру европейских академий, в которых совершенствовались и русские мастера, в России создавались исторические полотна прежде всего на темы из Библии и мифологии, реже — собственно истории. Русскому музею принадлежит блистательная коллекция образцов академического искусства от его зарождения до недавней поры, 1980-х годов.
Соколов Петр Иванович. Меркурий и Аргус 1776
Антон Лосенко. Чудесный улов рыбы. 1762
Антон Лосенко. Андрей Первозванный
Лосенко Антон Павлович (1737-1773) Авраам приносит в жертву сына своего Исаака. 1765
Лосенко Антон Павлович. Зевс и Фетида
Лосенко Антон Павлович. Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова
Лосенко Антон Павлович. Фёдор Григорьевич Волков, основатель русского театра
Особенную роль в истории становления русского исторического жанра сыграла картина Антона Лосенко "Владимир и Рогнеда". Это произведение обращено к эпизоду из национальной истории (X век).
Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда
Князь Владимир, крестивший Русь, утвердившись на новгородской земле, пожелал взять себе в жены дочь полоцкого князя Рогнеду. И, несмотря на ее сопротивление, хитростью и властью добился своего. Введение в картину простолюдинов — русских и польских — придает ей жизненность, национальный колорит и историчность.
Зал 10
Дмитрий Левицкий (1735–1822), пожалуй, самый яркий русский портретист-живописец эпохи просветительского классицизма.
Дмитрий Григорьевич Левицкий - Портрет П. Репниной.
Левицкий Дмитрий Григорьевич - Портрет Агафьи Дмитриевны, дочери художника
Дмитрий Левицкий. Портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова
Левицкий Дмитрий Григорьевич. Портрет Митрофановых
Левицкий Дмитрий Григорьевич.Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Феодосии Степановны Ржевской и Настасьи Михайловны Давыдовой
Левицкий Дмитрий Григорьевич.Портрет Николая Александровича Львова
"Портрет Екатерины II — законодательницы" (1783) — пример парадного, репрезентативного изображения с символикой и аллегориями.
Портрет Екатерины II — законодательницы“ (1783), Дмитрий Левицкий (1735–1822).
Императрица изображена в храме Богини Правосудия. Екатерина II предстает перед скульптурным образом богини в виде Законодательницы. Сжигание на алтаре маковых цветов обозначает, что императрица жертвует собственным покоем для общественного счастья. Лавровый венок вместо обычной императорской короны, знаки ордена святого Владимира, книги у ее ног означают истину, отличия за труды для пользы Отечества. Море вдали, Меркурий на развевающемся флаге — знаки защищенной законом торговли.
Портрет был заказан художнику князем А. А. Безбородко для его дома на Почтамтской улице. С него делались повторения, копии и гравюры.
Скульптор Федот Шубин (1740–1805), сформировавшийся на севере, в Архангельском крае, через всю свою жизнь и творчество пронес любовь к народному искусству, особенно резьбе по кости, которой славились архангельские мастера. Во многих скульптурных портретах из мрамора сказался навык художника работать с твердым материалом, добиваясь максимального сходства с натурой. Портреты Шубина не просто точны физиогномически. Это одновременно портреты-характеры. Шубин не боялся деталей. Они не мешали в его портретах главному — характеристике персонажа. Коллекция работ Шубина в Русском музее — самая представительная в мире.
"Екатерина II — законодательница" (1789) — огромная фигура в мраморе — демонстрирует Шубина — мастера аллегорий и декоративных форм. Статуя была создана по заказу князя Григория Потемкина для Таврического дворца. Стареющая императрица представала могущественной и женственной одновременно за счет аллегорических атрибутов и мягкой, лирической характеристики образа.
Серия сообщений "Русский музей":
Часть 1 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 1.
Часть 2 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 2.