О манерах точения дерева.
Просмотрел всевозможное видео - в основном точение дерева отсутствует- все скаблят посуду . Для начала необходимо сказать о приемах точения,а лишь потом о манерах.
Каждый точил (стружил) карандаш и знает ,что лучше точить ножом ,чем ножницами. Тоже происходит и на токарном станке по дереву-только "карандаш" сам крутится, а токарь подносит и удерживает нож . Что делают с деревом,которое плохо точится или вообще не точится из-за большой плотности или витееватости волокна - берут овальные стаместки и как ногтем выкалупывают из древисины кусочки, не срезая волокно,а вырывая его (как ножницами карандаш) - это скабление я его сейчас не расматриваю. Я про точение - точение идет точкой (точка касания)- носок,пятка,между ними (по плоскости ножа)- это приемы точения, приемы взаимозаменяемые,а вот манера точения- это последовательность приемов точения и положение ножа (точки)- сверху,снизу,по оси точения (по отношению к упорной планки ) и различия по расположению (удержанию) ножа ( хитро загнутой клюкарзы - крючка ) на упорной планке, положение фигуры токаря (сидит, стоит).
Как видно по фото при различных манерах точения планка располагается не только на 3-5 мм от заготовки , как пишут некоторые , а до 10см и более, и более того планка вообще не крепится к столу. Внутренняя выборка может производиться и на обратном движении вала ,без измениния паралельности планки валу. Инструмент разнообразен по форме и размерам в зависимости от манер.
Каждая манера имеет + и - , но считаю основными показателями -производительность , чистоту обработки детали и точность исполнения (при одинаковой сложности и допусках), они и определяют прогрессивный путь развитиея в обработки дерева точением для различных манер исполнения , инструмента свойственного манере , станка и оборудования.
Япония- манера "нижняя" инструмент с низу и внутренняя выборка на обратном ходу- инструмент длиннее,постановка рук-"сверху- снизу".Манера способствует сохранению износа рук токаря,т.к. давление идет через рычаг(планку) и позволяет брать лома(стружки) сколько потянет двигатель. Для производства посуды -манера производительна- резцы-клюкарзы (крючки) . Точность и чистота обработки не высокая. Манера родилась, на мой взгляд , из необходимости делать все одним резцом(клюкарзой) и из нутри , и с наружи, Манера для посуды,производительна и самобытна.Точением увиденное назвать нельзя, хотя не исключаю возможности загнуть крючок(клюкарзу) так, чтобы точил,а не скаблил. Нельзя не отметить , наличие стола(столешницы) у японского станка , что говорит о том, что культура токарного дела Японии с давних пор по сей день выше европейской. Данная манера встечается и в Европе- развития не получила.
Возмем мороканцев- точение без сомнения , одним ножом. Манера -непрозводительна (ручной привод), планка - квадрат в соответствии конструкции и тех. возможностям . Совмещение манер невозможно т. к. работают нога-рука, чистота и точность исполнения возможна -100% .Посуда отпадает - по конструкции станка и по времени возникновения (нет необходимости и подходящего дерева ) . Данная манера тупиковая и древней Японской, по моему мнению.
Египет- станок это по дереву, или по камню не ясно (картинка 1 ). По постановки (положению планки) резца предполагаю ,что по камню. Скабление + вибрация = похоже на ударную дрель - дереву это не надо. Вот на втором рисунке-древний египетский токарный станок по дереву, но в сравнении с манерой мороканской и станком , египетское точение и станок более прогрессивней. Станок расположен выше , нож токарь держит двумя руками - несомненно точность и чистота выше , обороты выше . Точка точания сверху . Станок с ручным или ножным приводом на заготовку самый безопасный.
Славяне с бревном- изображенное полная ложь - как по станку ,так и по манере точения. Правда одна- токарь стоит на ногах и держит нож двумя руками- это прогрессивней , чем работа с сидячем положении. Ни о какой древности изображенного не может идти речи. Второе бревно - такая же ложь ,как и первая картинка, но упорная планка уже появилась в виде доски,что в свою очередь тоже глупость,как и вся изображенная конструкция на деревьях. Хотя и нашли точеные костяные наконечники стрел с датой в 8-13 тысяч ( не эффективные на мой взгляд) в центральной России-что-то не заладилось у древних развитие токарного дела и к 3 тысячилетию они не прилетели на самолете в Египет на открытие пирамид.
Европейцы применяют при продольном точении применяют самую опасную манеру "прямую"- когда точка точения находится на близком расстоянии от планки. Характерной особенностью манеры - широкие упорные планки близко стоящие от заготовки. Такую манеру используют все начинающие тораря и даже нож в руки не берут. Точение в такой манере - на половину точение ,т.к. выточить желобок не возможно - нужно переходить на "верхнюю" манеру - работать пяткой и плоскастью ножа, но используют смену инструмента и желобок выбирают скаблением - овалом (полукруглой стаместкой).
Картинка с греками вызывает сомнения , т. к. от сутствует у станка упорная планка . Принять как составную часть манеры - согнутую фигуру токаря , который использует станину ,как упорную планку- глупо. Но тем не менее прямое коловратное вращение с использованием маховика( возможно заточного камня) стоит в одном шаге от станка с колесом . Манера "верхняя" .Так же изображен один инструмент - нож, и показано точение продольное в стакане (в патроне). Европейцы первые встали за станок (по моему мнению)из-за необходимость точить длинную заготовку, т. к. передвигаться сидя вдоль заготовки не удобно, таже длинная заготовка и возросшая потребность в точеных изделиях (в средние века), по моему мнению , заставила отказаться от ножного привода и токарь стал на две ноги.
Конкретно по манерам:
"Нижняя" - инструмент (нож, крючок) касается заготовки ниже планки. Характеризуется- длинный инструмент, планка стоит далеко от заготовки, наибольшая производительность. Чистота и точность не высоки . Внутренняя выборка (скабление) на обратном движении вала. Удержание инструмента руками- "передняя рука" сверху "задняя рука" снизу. Манера для посуды.
"Прямая"- широкая, короткая на штоке упорная планка,с близким расположением у заготовки ,точка касания ножа находится у планки (напротив планки). Инструмент к этой манере во всех магазинах страны . Я имею в виду точение ножами (косяками) с односторонней заточкой из всевозможных наборов и скальзящее движении по упорной планке , вдоль оси вращения при продольном точении ,заточкой к заготовки и носком вниз. Удержанее ножа- руки- снизу - сверху , со сменой рук при точении на право на лево (на право- передняя правая, на лево - передняя левая). Чистота и точность высокая. Желобок в этой манере не выполним.
"Верхняя"- нож двухсторонней заточки сверху (Египет,Морокко, Греция), планка длинная,возможна неподвижная. Лучшая манера точения дерева. На пример в этой манере можно балясину выточить одним ножом. Нож удерживается руками - передняя снизу, задняя сверху.
Верхнюю манеру по моему мнению можно назвать "Арабской" , прямую - "Европейской" , нижнюю - "Посудной".
На формирование манеры влияет - конструкция станка и положение фигуры токаря(стоит- сидит ) , имеющейся инструмент. Неизменность составляющих консервирует менеру. Совершенствуется только навесное оборудование и главное - оптимизируется порядок применения приемов точения - растет мастерство исполнения в выбранной манере. При приемственности приемы (основные) сохраняются.
На пример - в чистой "верхней" Арабской манере работают лишь мороканцы ( арабы) с использованием передней ноги, обусловлено конструкцией станка и невозможностью сменить руку(ногу)- задействованы все конечности- уникальная самобытная манера и станок.
Автономность токаря ,с ликвидацией ножного и ручного ,самостоятельного привода вала в движение , окончилась в средние века (тайна кончилась), что в конечном итоге привело к быстрому росту механизации ручного труда , с появлением точения металла.
Что у нас ? С появлением доступного электрического привода и ликвидацией социалистического производства в россии (ликвидацией токарных цехов, где обучались ученики и осуществлялась приемственность , сохранялись манеры) , пошел обратный процесс ,направленный на автономность токаря по дереву , а увеличение роста деревообрабатывающей копировальной техники - привело к сокращению численного состава проффессианальных токарей и резкого снижения уровня личного мастерства токарей в России ( про разряды токарей по дереву уже забыли). Теперь каждый самоучка сам "придумывает велосипед" - свою манеру (руководствуясь "западными картинками" ) , свой станок или покупает (основная масса станков на продаже к Европейской манере и к скаблению посуды , как и инструмент к той же манере ) и дальше 3 разряда не поднимается, как правило , покупает капир или долгие годы его изобретает , и превращается в шлифовщика , шлифуя детали из под капира. Увлекшись техническими вопросами начинающие не обращяют внимание на то , что изображают , сведя это к "слизыванию" того ,что найдут, не желая разбираться (и даже не задумываются об этом) с "художественной" составляющей любого тела вращения, упрощая найденное до безобразия ,из-за невозможности повторить "слизанное" и из-за отсутствия художественного вкуса.
Возможно, и существует , и сам использую на больших диаметрах, совмещение манер, но понять это смог - увидев ,как точат другие народы. Не все станки позволяют совмещать манеры. С возможностью увидеть точение разных народов , есть возможность взять лучшее и совместить. И во все не обязательно фиксировать резьбовым соединением продольное двежение упорной планки ( по планке - любое движение) и задней бабки - я этого никогда не делал , как видно на фото не я один.
Надеюсь моя писанина кому-то поможет. Фото в альбоме.