Н.Макиавелли Если тебя выбрали королем, а корона оказалась велика, то сначала она упадет тебе на ...
Ватикан, Ротшильды и Зеленский с Ермаком - (0)Ватикан, Ротшильды и Зеленский с Ермаком Тайные цели Ватикана, Ротшильды и Зеленский с Ер...
Вавилонское пленение и возникновение еврейской диаспоры - (0)Вавилонское пленение и возникновение еврейской диаспоры «Золотой век» Вавилонского...
Русалка - (0)Русалка Пахнуло с восходом огромной луны сладчайшею свежестью в плечи...
Океанская яшма - самый редкий и удивительный риолит планеты - (0)Океанская яшма - самый редкий и удивительный риолит планеты Океанская яшма — самый попул...
Уникальный смысл, который был заложен в сказках древними сказителями |
"Правильно ли мы понимаем и истолковываем сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Из глубины веков сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение. "Возраст" многих сказок исчисляется тысячелетиями! Но в сказках всё же сохранился тот уникальный смысл, что был заложен древними сказителями. Мы, к сожалению, не всегда понимаем скрытый смысл сказки, не знаем, как она рождалась. Что имели ввиду древние люди, рассказывая эти сказочные истории? Какие уроки детям они хотели дать.
В старинных фольклорных сборниках события знакомых нам сказок разворачиваются часто по-другому.
"Репка"
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может! Позвал дед бабку:
бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут! Бабка позвала внучку, а внучка Жучку… Совсем другим оказался конец старинной сказки: "Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Современный вариант - это история о взаимопомощи, а древний - о том, что всякое дело надо доводить до конца.
Сказка "Колобок".
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней .на крыльцо, с "крыльца-на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Хвастается румяный колобок своей ловкостью. Вот и готово, вроде бы, осуждение легкомысленной неосторожности и хвастовства. А в древней сказке содержится информация о… луне. Да, да! О луне. Оказывается, колобок символизировал Луну. В старинном варианте этой сказки каждый встреченный колобком зверь откусывал от колобка по кусочку. Так круглая "луна" становилась все меньше, превращаясь в месяц. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка-луны осталась одна горбушка. "Гам!" - и она исчезла…
А в сказке "Петушок - Золотой гребешок" говорится не только об излишней доверчивости петушка, но и зашифрована притча о том, как день приходит на смену ночи. Петушок в этой истории играет ещё одну роль - роль солнца. Образ лисы - это символическое обозначение ночи. Лиса-ночь выманивает петушка-солнце из домика , а потом хватает и несёт очень уж далеко: " за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря". А выручает петушка - кот. Кот в этой сказке означает утро.
Герои ещё одной любимой малышами сказки - "Заюшкина избушка", изначально были призваны рассказать детям о смене времен года. Коварная лиса - это зима, а добрый заюшка - лето. Когда лиса выманила заюшку из его жилища, то выручил его снова петушок - солнышко, хотя сначала зайчик обращается за помощью к другим животным, которые с лёгкостью могли бы победить лису.
Курочка ряба. Вовсе не простое её толкование.
Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!
Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали ее символический смысл. Золотое яйцо - это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, - это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.
Баба Яга. Страшная. Живёт в тёмном лесу, летает в ступе, и всё время норовит кого-нибудь изжарить и съесть! Почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А потому, что существовал такой обычай - обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно, находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. А Баба-Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир. И жилище её - избушка на курьих ножках - прообраз домиков, которые строили люди прошлого. И чтобы фундамент дома не гнил, его окуривали смолой.
"Баба" - это мать, главная женщина в древних культурах. "Яга" - огонь. Был глагол "ягать". " Ягать" - означало "кричать во всю силу . Ягали охотники, роженицы. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала все. И не такая уж она была страшная, как кажется. Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд - припекание больного ребенка. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок, от такого прогревания, часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга вовсе не злодейка, а народный целитель.
Рубрики: | Славянская мифология |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |