-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Люсик-пусик

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2012
Записей: 20197
Комментариев: 190
Написано: 20505


Мода Чарльза Фредерика Ворта

Среда, 25 Ноября 2020 г. 20:44 + в цитатник
Цитата сообщения Антонина_Николаевна Высокая мода (Haute Couture) волнует сердца женщин с давних пор. Парадные портреты императриц, дам высшего света демонстрируют нам моду прошлых веков. Наряды на портретах тоже имеют своих кутюрье. Чарльз Фредерик Ворт (Charles Frederick Worth) как раз тот самый модельер, в платьях которого предстают перед нами известные женщины мира, написанные художниками на холстах.

Франц Ксавье Винтерхальтер Портреты императрицы Евгении (аля Мария-Антуанетта и в парадном костюме)

Франц Ксавье Винтерхальтер Елизавета (Сисси), императрица Австрии,1865 г.
Чарльз Фредерик Ворт родился 13 октября 1825 г. в провинции Великобритании в семье стряпчего. В возрасте 11 лет мальчик отправляется покорять Лондон. 7 лет Чарльз трудится в магазинах одежды, ателье и мастерских, а все свое свободное время проводит в Национальной галерее Лондона, рассматривая костюмы на картинах старых мастеров и делая с них зарисовки. Уже тогда Ворт понимает, что его призвание - мода, и непременно женская...

Чарльз Фредерик Ворт

Но добиться славы можно было только в Париже, поэтому 20-летний молодой человек отправляется в столицу моды. В моде была преувеличенная роскошь, интерес к одежде эпохи рококо. Стиль, воплотивший дух времени, и суждено было создать Чарлзу Ворту. В Париже Ворт поступил в одну из первых фирм, специализировавшихся на продаже готового платья.  Встав на ноги, Ворт открыл магазинчик на Рю-де-ля-Пэ - в далеко не самом престижном для модников районе

Наиболее успешное платье Ворта было сложным произведением из тюля, маргариток, розовых сердечек, пучков зеленой травы и серебряных блесток. Жена австрийского посла надела его на государственный бал в Тюильри, где оно было замечено императрицей Евгенией Монтихо, супругой Наполена III. Это был день восхождения звезды Ворта. 

  Вначале карьеры Ворта балом «правил» кринолин и Кутюрье изобрел более удобную версию кринолина, имеющую  форму абажура (именно этот кринолин и заинтересовал в свое время императрицу Евгению). 

Юбки на каркасах были известны не одно столетие. Вначале каркасы поддерживали тяжелые ткани, придавая форму. Затем настало время жестких нижних юбок из шерсти на конском волосе (именно эта ткань и называлась "кринолин").  Чарльз Ворт придумал новую облегченную металлическую конструкцию.  Его кринолин из гибких стальных колец, соединенных по вертикали подвижными лентами, избавил дам от обилия нижних юбок (хотя и не отменил их, просто вместо нескольких надевали одну-две). Кринолины увеличивались в размерах, обрастали воланами, оборками, рюшами. Кринолин служил своего рода пьедесталом для торса с маленькой головной, покатыми плечами и осиной талией. Он придавал фигуре величественность: дамы не просто ходили, а выступали, принимая "благородные" позы. И наконец, кринолин создавал некую преграду, которую рьяным поклонникам женщин столь приятно было преодолевать

Эллиптический и круглый кринолин 1858-1865 гг

Crinoline cage British  1860

Императрицу заинтересовал кринолин. Ворт изобрел кринолин из легких металлических обручей, соединенных между собой прочными лентами, конструкция имела форму абажура. Кринолин придавал фигуре величественность.

Процесс одевания платья с кринолином
 


Карикатура на дам в кринолинах

Кринолин 1866

Ворт становится поставщиком двора и личным портным императрицы. Весь модный Париж пожелал заказывать у него туалеты. Ворт открыл небывалую по стилю мастерскую - смесь раскошной модной лавки со светским салоном.  Ворт был первым кутюрье, кто помимо индивидуальных заказов стал разрабатывать небольшие творческие коллекции, копии которых могли заказывать его клиентки. Ворт ввел впервые лицензионное создание копий для более широких слоев населения, нежели королевский двор. Он продавал образцы своих моделей в ателье или крупные магазины по всему миру. Ворт шил для девяти королевских дворов, одевая в том числе русскую императрицу Александру Федоровну и некоторых ее придворных дам.

Платье на модели от Чарльза Ворта

Закат кринолина наступил в 1867 г. Взамен Ворт предложил женщинам турнюр. Ходил анекдот, что на эту мысль мастера натолкнул вид подметальщицы, которая для удобства подтянула юбку к бедрам и собрала ее сзади. Турнюр имел огрушительный успех и продержался в моде около десяти лет. Он представлял собой юбку, высоко (на 12-13 см) присборенную сзади в складки, воланы или оборки. Такая юбка держалась на волосяной подушечке, ватном валике или каркасе из изогнутых на ягодицах обручей.

Турнюр 1873


В 1860-е гг. с легкой руки Ворта обручи стали овальными, что создавало совершенно новый силуэт юбки. Такие юбки прозвали "малаховскими"; в честь победы англо-французской коалиции над Россией в Крымской войне.
  
  Турнюр имел оглушительный успех и продержался в моде около десяти лет. Он представлял собой юбку, высоко (на 12-13 см) присборенную сзади в складки, воланы или оборки. Такая юбка держалась на волосяной подушечке, ватном валике или каркасе из изогнутых на ягодицах обручей. Ходил анекдот, что на эту мысль мастера натолкнул вид подметальщицы, которая для удобства подтянула юбку к бедрам и собрала ее сзади.

Чарльз Ворт. 1883 г

   Еще одно уникальное изобретение Ворта - платье со съемными лифами. Он предлагал к одной юбке сразу несколько лифов: закрытый с длинными рукавами, с V-образным вырезом, с большим овальным декольте и без рукавов. Одно и то же платье могло превращаться из визитного в обеденное, а из обеденого в бальное.

 
 
Charles Frederick Worth Ball gown, ca. 1872. Silk

1880-82, Чарльз Ворт
 

Charles Frederick Worth Evening dress, ca. 1887 . Silk, glass, metallic thread
 
 
Charles Frederick Worth  Ball Gown 1890-95

Charles Frederick Worth Court Gown 1890

Платье для приемов. Франция, модный дом Чарльза Фредерика Ворта, 1896 год

House of Worth Wedding dress, 1898. Silk, pearl

House of Worth Evening dress, 1898-1900. Silk

House of Worth Evening dress 1900

House of Worth Evening dress 1902

House of Worth Evening dress 1905

House of Worth Evening dress 1908

House of Worth Evening dress 1913

House of Worth Evening dress 1914

House of Worth Evening dress 1917
Они богато украшалась лентами, бантами, бахромой и искусственными цветами. Турнюры некоторых модниц 80-х гг. XIX в. были настолько велики, что в них с легкостью прятался маленький складной стульчик для отдыха. Существует даже предположение, что турнюр появился именно для этой цели. Сообразно же другой версии, кутюрье вдохновила служанка, собравшая сзади юбку схожим образом, чтобы не намочить ее, когда мыла пол. Еще одна уникальная идея Ворта - платье со сменными лифами. Он предлагал к одной юбке сразу несколько лифов: закрытый с длинными рукавами, с V-образным вырезом, с большим овальным декольте и без рукавов. Одно и то же платье могло превращаться из визитного в обеденное, а из обеденного - в бальное. Чарльз Ворт первым стал создавать сезонные коллекции, задав тем самым моде определенный ритм и заложив основы системы управления ею.

Чарлза Ворта по праву именуют отцом от-кутюр. Именно он заложил традиции высокого шитья: модель создаётся как произведение искусства и практически вручную.

Чарлз Ворт первым начал, подобно художнику-живописцу, "подписывать" свои модели, т.е. пришивать к платьям ленточку с вытканным на ней именем. Каждый год он представлял новую коллекцию, что способствовало быстрой смене мод и, следовательно, увеличивало доход мастера.

Фотография Евгении де Монтихо (императрица Евгения) ок. 1890-го года


Чарльз Ворт 1865 г

Чарльз Ворт. Evening Ensemble - 1865-70
Встав на ноги, в 1858г Ворт открыл собственную мастерскую "House of Worth" совместно со шведом Отто Бобергом (у которого в 1871 г. выкупил его долю) на Rue de la Paix (Рю-де-ля-Пэ) - в далеко не самом престижном для модников районе, однако Ворт шил одежду, ориентируясь на потребности женщин из высшего сословия.

Чарльз Ворт 1867

Однажды Мари Верне посетила супругу австрийского посла в Париже Паулину Меттерних, которая долго сомневалась, прежде чем ознакомится с моделями неизвестного широкой публике Ворта. Но, в конце концов, эскизы она одобрила, и заказала сразу два платья, тем не менее, поставив условие, что оба они будут стоить не дороже 600 франков. Это был единственный в истории случай, когда творения Ворта были так низко оценены. 600 франков - средняя цена нескольких нарядов из магазина готовой одежды. На следующий же день после того, как мадам Меттерних появилась на королевском приеме в платье, пошитом неизвестным мастером, Чарльз Ворт стал знаменит. Это было сложное произведение из тюля, маргариток, розовых сердечек, пучков зеленой травы и серебряных блесток. Оригинальный и интересный фасон привлек внимание самой императрицы, супруги Наполеона Третьего Евгении Монтихо, и она поинтересовалась именем портного, а позже приказала доставить последнего во дворец. Так родоначальник высокой моды стал поставщиком двора и личным портным императрицы. ей Монтихо, женой Наполеона III. Это был день восхождения звезды Ворта.

   Благодаря своей проницательности, умению предвидеть новые стилевые тенденции и профессиональному мастерству, Ворт на протяжении полувека царил в парижской моде.Стиль Ворта характеризуется использованием дорогих тканей и отделок, историческими элементами, а так же огромным вниманием, уделяемым крою.

Он открывает ранее не виданную  мастерскую - смесь роскошной модной лавки со светским салоном.  Пока дизайнер работал лично с наиболее важными клиентами лично, он занимался созданием коллекций, которые впоследствии показывались на живых моделях в Доме Ворта. Клиенты делали свой выбор, а дальше уже с ними работали портные из ателье Ворта, копируя на фигуру заказчика понравившуюся модель. Хотя Ворт выл не первым и не единственным дизайнером, организовавшим свой бизнес таким образом, его агрессивная политика пиара подарила ему титул "отец haute couture" и "первый кутюрье". 

  Ворт ввел впервые лицензионное создание копий для более широких слоев населения, нежели королевский двор. Он продавал образцы своих моделей в ателье или крупные магазины по всему миру. На сегодняшний день большое количество костюмов, созданных Вортом, находятся в музеях Америки (из-за большого числа его заказчиков из этой страны). Так же и европейская аристократия завещала музеям вещи "от Ворта". Многие ездили в Париж для того, чтобы купить полный гардеров вещей от Ворта.

   Он первым начал, подобно художнику-живописцу, «подписывать» свои модели, т.е. пришивать к платьям ленточку с вытканным на ней именем.
 

   В то время как другие портные приобретали манекены, изготовленные по индивидуальным меркам постоянных клиентов, Ворт нанимал девушек - "дублерш", выбирая их в соответствии с типажом своих постоянных заказчиц, которые не имели возможности присутствовать на многочисленных примерках при создании костюма. Зная мерки и отыскав манекенщицу, кутюрье получал возможность выполнять заказы заочно.

Чарльз Ворт. 1864-66.

1880, вечернее платье, Чарльз Ворт


После того как Чарльз Фредерик Ворт становится «личным портным и поставщиком двора Ее Величества» во Франции,  наряды от Ворта становятся головокружительно дорогими: меньше, чем за 1600 франков вряд ли было можно что-то приобрести. Росло и число заказов: модельный дом Ворта изготовлял пять тысяч костюмов в год! Среди его заказчиц было девять коронованных особ. С тех пор Чарльза Ворта стали называть королем модельеров и модельером королей. Исполнял Чарльз Ворт и заказы русского двора. Среди русских клиентов фирмы называют неофициальную супругу императора Александра II – княгиню Юрьевскую, принцессу Палей, графиню Барятинскую и ее дочерей. Более тридцати лет заказывала туалеты в модном доме Ворта супруга Александра III императрица Мария Федоровна. Она доверяла мастеру настолько, что могла заказать платье по телеграмме, предоставив на усмотрение Ворта, как выбор ткани, так и стиль костюма.

Charles Frederick Worth Imperial russian court dress of velvet  1888


Небольшая галерея платьев императрицы Марии Федоровны

Платье для визитов императрицы Марии Федоровны 1880 г
 
Платье для визитов императрицы Марии Федоровны 1885 г

Платье императрицы Марии Федоровны 1890-е гг. Атлас, шелк, бархат, металлическая нить.
 
Платье императрицы Марии Федоровны 1890 г

Платье вечернее императрицы Марии Федоровны 1880-е гг


Платье императрицы Марии Федоровны 1890-е гг
Бархат, атлас, кружево, серебряная и шелковая нити, металлический и стеклянный бисер, стразы, вышивка.


Оно же с кружевами 1890-е гг
Бархат, атлас, кружево, серебряная и шелковая нити, металлический и стеклянный бисер, стразы.


Платье императрицы Марии Федоровны 1880-е гг
Атлас, тюль, кружево, шифон, нитки граненых бус, стеклярус, вышивка.


Платье императрицы Марии Федоровны 1900-е гг. Бархат, кружево, тюль, бисер, вышивка.
 
Платье императрицы Марии 1880-е гг. Шелк, бархат, шифон, кружево, аксельбанты золоченого металла, лента.


Платье императрицы Марии Федоровны 1898 г. Шифон, тафта, атлас, кружево, набивной узор.

Платье императрицы Марии Федоровны 1894 г. Муар, атлас, кружево, бусы из искусственного жемчуга, серебряная нить, бисер.

Платье визитное императрицы Марии Федоровны 1880-е гг. Фирма Ворт. Париж. Белый атлас.

Платье для визитов императрицы Марии Федоровны 1880 г.
 
Платье Зинаиды Юсуповой от фирмы Чарльза Фредерика Ворта. 1900г

     Он также одевал известных актрис, таких, как Sarah Bernhardt, Lillie Langtry, Nellie Melba, и Jenny Lind.

   Для своей любимой клиентки - императрицы Евгении - Ворт только к торжествам по поводу открытия Суэцкого канала сшил 150 платьев.Присутствовала там и королева Виктория, она получила такое же количество платьев. Но, британская королева, обновила свой гардероб тайно, заказав платья инкогнито, через английские торговые фирмы. К тому же все платья для английской властительница были сшиты из одинаковой ткани, поэтому пресса умилялась скромности царственной особы, которая ходит в одном и том же наряде. Но в этой неброской роскоши читался свой стиль – стиль викторианской эры.

    Чарльз Ворт первым стал разделять коллекции на сезоны и каждый год он представлял новые коллекции, что способствовало быстрой смене мод и, следовательно, увеличивало доход мастера.


   В 1868 г. Ворт открыл «Синдикат Высокой моды» (The Chambre Syndicale De La Confection Et De La Couture Pour Dames Et Fillettes) – организацию, объединившую салоны, где одевались представители высших кругов общества. Он почувствовал потребность элиты в эксклюзивной одежде, которая отличала бы их от простых буржуа.  Синдикат высокой моды существует до сих пор, и лишь члены этой организации имеют полное право называть себя Кутюрье. Чтобы попасть туда, необходимо открыть Дом моды в столице Франции, дважды в год показывать новые коллекции на Неделе высокой моды в Париже, устраивать показы для клиентов. При изготовлении моделей должна преобладать ручная работа (допускается до 30% машинных строчек).

Чарльз Ворт. 1872 г
(насыщенный лиловый цвет, который мы видим на фотографии, получен при помощи анилина - химического красителя, изобретенного в 1856г. Ворт оценил все преимущества нового красителя и ввел в обиход яркие тона).
 
 
Сharles Frederick Worth - Dress - 1880-1881s


 Небольшая галерея платьев от Чарльза Ворта

Charles Frederick Worth Day dress, 1883-85. Silk, glass. Gift of Mr. and Mrs. Leonard Shepley, 1953

Charles Frederick Worth Evening Dress 1881. Victoria and Albert Museum.

Charles Frederick Worth Dress French, 1870

Charles Frederick Worth Court Gown and Train 1888

Charles Frederick Worth Court Gown 1890

Charles Frederick Worth's Firm Lady's Cloak 1900. Satin with woven velvet pattern, gold thread. State Museum of Ethnography of the Peoples

Charles Frederick Worth Lady's Dress 1880. Silk with rep weave and moire ribbon. State Museum of Ethnography of Peoples
 
Charles Frederick Worth Evening dress, ca. 1887. Silk, glass, metallic thread
Gift of Mr. Orme Wilson and Mr. R. Thornton Wilson in memory of their mother, Mrs. Caroline Schermerhorn Astor Wilson, 1949

Charles Frederick Worth Ball gown, ca. 1872. Silk. Gift of Mrs. Philip K. Rhinelander, 1946

House of Worth Wedding dress, 1898. Silk, pearl. Gift of Agnes Miles Carpenter, 1941

Charles Frederick Worth Imperial russian court dress of velvet  1888

House of Worth Evening dress, 1898-1900. Silk. Gift of Eva Drexel Dahlgren, 1976.

Изобретателем дефиле также является Чарльз Ворт. Некоторые исследователи моды считают Мари Верне, незаменимую помощницу Ворта, первой в истории манекенщицей: она зачастую появлялась в модных нарядах до того, как их заказывали титулованные особы. Впоследствии многие известные модельеры приглашали своих очаровательных жен и любовниц продемонстрировать самые смелые модели так, как это было необходимо их создателю. В то время как другие портные приобретали манекены, изготовленные по индивидуальным меркам постоянных клиентов, Ворт нанимал девушек-"дублерш", выбирая их в соответствии с типажом своих постоянных заказчиц, которые не имели возможности присутствовать на многочисленных примерках при создании костюма. Зная мерки и отыскав манекенщицу, соответствующую им, кутюрье получал возможность выполнять заказы заочно. 

Чарлз Фредерик Ворт

В 1868 г. Ворт открыл "Шамбр Синдикаль де ля кутюр франсэз" (Синдикат высокой моды) - организацию, объединившую салоны, где одевались представители высших кругов общества. Он почувствовал потребность элиты в эксклюзивной одежде, которая отличала бы их от простых буржуа.  Синдикат высокой моды существует до сих пор, и лишь члены этой организации имеют полное право называть себя кутюрье. Чтобы попасть туда, необходимо открыть Дом моды в столице Франции, дважды в год показывать новые коллекции на Неделе высокой моды в Париже, устраивать показы для клиентов. При изготовлении моделей должна преобладать ручная работа (допускается до 30% машинных строчек).

Чарльз Ворт умер в 1895 г. Семейное предприятие возглавили его сыновья Жан-Филипп и Гастон. Именно под их влиянием во Франции начала ХХ в. развился стиль "модерн". Жан-Филипп прославился изысканными бальными платьями с головокружительно трудоемкой отделкой. В Нью-Йорке на копиях моделей Дома "Ворт" специализировался салон "Кэти Донован". Что же касается самого Дома моды "Ворт", то он просуществовал вплоть до 1945 года. В 1945 г. имя Ворта было продано в Англию. Модный дом "Ворт" прекратил свое существование.

  26 июня 2001 г. на аукционе в Нью-Йорке придворное платье 1888 г., созданное несравненным Вортом, установило мировой рекорд по дороговизне: новому обладателю этот шедевр модного искусства обошелся в $101500. Платье с 23-дюймовой талией и 10,5-футовым пристегивающимся шлейфом принадлежало Эстер Марии Чэпайн, двоюродной праправнучке Джорджа Вашингтона. В конце позапрошлого века 18-летняя Эстер именно в этом наряде была представлена королеве Виктории.

http://mylove7.beon.ru/ * http://moda.jofo.ru/13472.html * http://uyp.org.ua/i * http://memori.qip.ru/bookmarks/
Рубрики:  Женская энциклопедия

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку