-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наталья_Кузовлева

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 5) ПОИСК_ПРАВДЫ Hand_made_TOYS ОСЕНЬ_и_ЗИМА Camelot_Club Школа_кулинара
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Учимся_вместе_ЛиРу О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.04.2012
Записей: 5278
Комментариев: 140
Написано: 6741


Тайна самой знаменитой дуэли в русской литературе. Часть 3.

Пятница, 15 Мая 2015 г. 07:33 + в цитатник
Цитата сообщения ЛысыйКамрад Тайна самой знаменитой дуэли в русской литературе. Часть 3.

Первая часть

Вторая часть

3.

Объяснить роком, судьбой или предопределением убийство Онегиным Ленского на дуэли открытие примерно того же порядка, что и сделанное мной заявление в первой части, что Ленский был убит из-за того, что этого требовал сюжет. Можно было бы все это написать в первом предложении первой части и на этом закончить.

Конечно же, это не сам ключ к тайне дуэли. Повторюсь, нам необходимо понять не ПОЧЕМУ Онегин убил Ленского, а КАК это произошло. Каким образом Пушкину удалось написать сцену дуэли так, что мы сочувствуем убийце не меньше, чем его жертве?





Где же тогда искать разгадку? На самом заветный ключ всегда у нас был под рукой - это сон Татьяны (III глава) - жуткий вещий сон-кошмар, приснившийся ей под утро после ночных святочных гаданий.

Пушкиноведы по полочкам разобрали этот сон. Каждый шаг Татьяны, каждый образ и символ, что мелькает в этом сне. Переход через ручей, медведь – это замужество, сам медведь – «толстый важный генерал» будущий муж Тани и дальний родственник Онегина, чудовища в доме, домогающиеся до Татьяны – это московское светское общество, убийство Онегина Ленским – явное указание на дуэль и т.д. и т.п. Нас вами это мало интересует, так же как и отсылки ко сну Светланы Жуковского. Все это вполне верно и точно подмечено, но для понимания последующих событий в день дуэли – не так уж важно.

Сон снится Татьяне под самое утро, когда Ольга вбегает в комнату встревоженная криком сестры, в окно бьет уже «луч зари». Так что же снилось Татьяне?

Она оказалась зимой в снежном лесу, на берегу ручья с хлипким мостком. Ей зачем-то необходимо перебраться на другую сторону. Появляется огромный медведь и переводит ее на другой берег. Испугавшись медведя, Татьяна бежит от него по снегу, теряя обувь. Вскоре она падает без сил. Медведь поднимает обессилевшую Таню и несет ее через лес к убогому шалашу, который при ближайшем рассмотрении оказывается домом. Сообщив, что он принес ее к своему куму, медведь исчезает. Татьяна приоткрывает дверь и сквозь щель наблюдает, что происходит в доме. Там пируют чудовища, а во главе стола их атаман – Онегин. Порыв ветра из приоткрытой двери выдает Татьяну. Онегин – властно берет ее за руку и вводит в дом. Чудовища, увидев ее, тянут к ней лапы и кричат: «Мое!» Но Онегин заявляет свои права, и все чудовища проваливаются в небытие. Онегин укладывает испуганную Таню на лавку, склоняется над ней, и тут входят Ленский с Ольгой. Онегин недовольный вторжением, бранится с Ленским, а потом вдруг хватает нож и убивает его. Татьяна в ужасе просыпается.

Всем нам снились кошмары, и мы прекрасно знаем, искать логику в них бесполезно. Сон Татьяны в целом укладывается в рамки такого сна. В кошмаре все действия человека так или иначе не могут изменить того, что должно произойти. Попытки сопротивляться бессмысленны. Более того, мы совершаем действия, которых точно не совершили бы, будучи в здравом уме наяву. Увидев чудищ, Татьяна не только не захлопывает дверь и не бежит от страшного места, а с любопытством наблюдает, все шире открывая дверь. Мы с вами не задаемся вопросами, как и почему все происходит. Мы наблюдатели, как собственно и сама Татьяна. Она персонаж сна, но и она не в силах ничего изменить в развивающейся цепи событий.

А теперь я вам задам абсолютно логичный вопрос, которым большинство читателей не задавалось : «А на кой этот сон в романе?» Хорошо, пусть он вещий, предрекает и пророчествует кучу событий в романе. И зачем это и, главное, каким образом пророчества повлияли на эти самые события? Да никак. Татьяна вскоре забывает про сон и более ни в одной строчке романа он не упоминается. Казалось бы, сон можно легко вычеркнуть из сюжета романа.

Однако все пушкиноведы хором говорят о значимости сна для понимания последующих событий и характера Татьяны, особо не заморачиваясь аргументами.

Меня при прочтении романа никогда все эти смутные намеки, приметы, пророчества столь любимые пушкиноведами, кроме предсказания самого факта убийства Онегина Ленским, никоим образом не трогали. А вот атмосфера сна завораживала, вызывала ощущение того, что неизбежно случится нечто страшное. И у меня никогда не возникало вопроса о значимости сна для романа, ведь без него не возникало то самое ощущение жуткой предопределенности событий дня дуэли, столь важное для понимания внутренней пружины сюжета.

Вот мы с вами и подошли к главному!

События в день дуэли, по сути, зеркальное отражение вещего сна Татьяны Лариной, кошмарный сон наяву, где персонаж, подчиненный роковому потоку событий, уже не Татьяна, а сам Онегин.

Как мы с вами выяснили, несмотря на умолчание автора, понятно, что Онегин, как и Ленский, в ночь перед дуэлью засыпает под самое утро. Вот только Ленского будит Зарецкий, его секундант, а Онегин в это время спит беспробудным сном без всяких видений.

Вот наконец проснулся он
И полы завеса раздвинул;
Глядит - и видит, что пора
Давно уж ехать со двора.

Знакомое ощущение? Вы проснулись, невыспавшись, голова соображает плохо. Реальность воспринимается словно через стеклянную стену, даже как будто звуки доходят с опозданием. Что это нам напоминает? Конечно же! Классический сон во сне с пробуждением, которое на самом деле является лишь очередным элементом сна: вы проснулись и понимаете, что безнадежно опаздываете на важную встречу. Но это лишь начало кошмара.

С огромным опозданием Онегин приезжает к ручью, где стоит мельница (оба образа присутствуют во сне Татьяны).

Опершись на плотину, Ленский
Давно нетерпеливо ждал;
Меж тем, механик деревенский,
Зарецкий жернов осуждал.
Идет Онегин с извиненьем.
"Но где же, - молвил с изумленьем
Зарецкий, - где ваш секундант?"

И тут Онегин понимает, что он забыл о секунданте, оплошность совершенно непростительная для человека с его опытом дуэлей. Но в кошмарном сне это дело совершенно обыденное, сначала вы опаздываете, а потом, еле успев, оказывается, что вы забыли дома чуть ли не главное, чего ради так торопились на встречу. Однако Евгений тут же находит выход:

"Мой секундант? - сказал Евгений, -
Вот он: мой друг, monsieur Guillot.
Я не предвижу возражений
На представление мое:
Хоть человек он неизвестный,
Но уж конечно малый честный".

Вот только выход этот чуть ли не хуже его забывчивости. Ведь секундантом должен быть равный по положению обоим дуэлянтом человек. Выбрав секундантом слугу, он вызывающе оскорбляет и секунданта Ленского, и его самого. Все верно, в кошмарном сне любое ваше действие – лишь ухудшает положение.

Так какой же выход в подобной ситуации? Правильно, если вы не в силах изменить ситуацию – ускорьте ход событий, ведь ужас ожидания казни, порой страшнее самой казни.

Онегин Ленского спросил:
"Что ж, начинать?" - Начнем, пожалуй, -
Сказал Владимир. И пошли
За мельницу.

Онегин на самом деле даже не пытается помириться с Ленским, это бесполезно, он просто торопит ход событий. Помните, мы с вами задавались вопросом, почему он это делает? Онегин просто ускоряет неминуемую развязку.

Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще.

Перечисление событий, которые как будто происходят сами по себе, без вмешательства человека. Взгляд со стороны. Как будто все это происходит не с ними. Беззвучной струйкой сыпется порох на полку. Взводится курок.

"Теперь сходитесь".
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.

Хладнокровно и жутко, неотвратимо - два врага идут к неминуемой смерти одного из них. Последние секунды, последние шаги. Уже ничего нельзя остановить и изменить.

Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет.

Обратите внимание: «Онегин выстрелил... Пробили часы урочные: поэт роняет молча пистолет». Выстрел. Где грохот выстрела? Ленский молча роняет пистолет. Это точно страшный сон. Не слышно грохота, дыма, не видно раны. Вот сейчас самое время проснуться и понять, что это всего лишь сон.

На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.


Падение убитого Ленского описано невероятно. Сначала еле заметно, потом медленно, но затем все быстрее ускоряясь, он падает. Так начинает движение лавина, но так не падает замертво человек! Зато это возможно во сне, где время может свободно замирать и ускоряться.

Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его ... напрасно:
Его уж нет…


А вот это уже момент пробуждения от сна-кошмара. Онегин просыпается. Поздно! Сон оказывается страшной явью. Ленский убит.

Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь из раны кровь текла.
Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь, -
Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.
Закрыты ставни, окны мелом
Забелены. Хозяйки нет.
А где, бог весть. Пропал и след.


А здесь оставлю вас, мой читатель, тебя и Онегина над трупом Ленского.



Post Scriptum:

Я в своем исследовании всего лишь попытался приоткрыть занавес тайны, удалось мне или нет – судить вам.


© ЛысыйКамрад
Рубрики:  Книги Библиотека/Цитаты из книг
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку