-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в чепуха

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Моя_дача Вышивка_крестиком Уголок_православия Декупажный_Бум Вяжем_спицами_и_крючком Decor_Rospis
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.04.2012
Записей: 15092
Комментариев: 530
Написано: 15975


Андрей Богодюбский

Воскресенье, 30 Сентября 2018 г. 19:11 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Святой князь неистово не давался смерти

Bo4kaMeda




Сегодня поговорим об одном из самых могучих и удачливых князей домонгольской Руси. Многих знатоков истории наверняка удивит заглавная картинка, ведь классические историки привыкли представлять этого князя совсем иначе. Но к этому мы еще вернемся.

Речь пойдет об Андрее Боголюбском. Сыне знаменитого основателя Москвы Юрия Долгорукого.

Первом князе, объявившем себя государем и самодержцем задолго до Ивана Грозного! Объединившем под своей рукой великие Владимирское, Суздальское и Ростовское княжества.

Строителе первого Московского Кремля. Создателе легендарной церкви Покрова на Нерли. Основателе Боголюбово и целого ряда поселений.

Талантливом полководце. Ночном кошмаре Киева, Новгорода, Вышгорода и Волжской Булгарии. Личном друге императора Фридриха Барбароссы (в музее до сей поры хранятся наплечники с росписью, подаренные князю германцем).

Да и просто-напросто святом русской православной церкви. Человеке, как ни странно, своим богопротивным поступком сделавшим икону Владимирской Божьей матери одной из самых почитаемых христианских святынь.



Токмо силою молитвы и святыми образами



Князь, нужно отдать должное, отлично разбирался в средневековом пиаре. Если не брать мистическую часть истории с иконой, то решение было гениальным.

Когда Долгорукий сел в Киеве, сына-конкурента он фактически сослал княжить в Вышгород. Андрею было уже за сорок, возраст по средневековым понятиям почтенный. Догнивать на задворках Руси категорически не хотелось.

В 1155 году Андрей нарушает отцовскую волю. И едет захватывать себе Владимир что на Клязьме. Для идеологической поддержки он прихватывает с собой чудотворную икону из монастыря.

Про икону ходили самые удивительные слухи. По описанию Костомарова, икона была константинопольской работы. Писана, будто бы, лично апостолом Лукой.

Икона помогала побеждать армиям, лечила болезных, гуляла ночами по церкви сама собой и совершала прочие чудеса. Понятно, что забрать такую икону монашки ни за что бы не позволили. Ничего, будущий святой кияже монастырь разграбил, а икону украл.


Икона святого князя Андрея Боголюбского

Вот как это описано у Н. И. Костомарова: "Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю".

По приезде во Владимир, князь тут же сообщил горожанам, что сюда его послала лично Богородица. Икона прилагается. А на месте чудесного видения уже практически основана деревня Боголюбово. Кстати, меня тоже можете называть Боголюбским, ибо все ради Господа, - ничтоже сумняшеся сообщил новоявленный княже.

Владимирцев, засомневавшихся в богоданности самозваного князя, под шумок быстренько перерезала дружина. Надо сказать, что на новые церкви Андрей опосля казны не жалел, за что и был прославлен уже в Петровские времена как святой.


Облик князя



Прежде чем перейти к убийству князя, поговорим о его облике. Дело в том, что каноническим считается бюст работы Герасимова.

Действительно, в 1919 году в Успенском соборе вскрыли гроб с мощами святого. А через двадцать лет профессор Герасимов по черепу восстановил вероятный облик князя.


Князь Андрей Боголюбский.
Портрет-реконструкция Михаила Герасимова 1939 год

Нужно сказать, что реконструкция всегда довольно приблизительна. Герасимов много работал с черепами питекантропов, у него и в очередной раз получился доисторический человек. Каменного топора только не хватает.

Кроме того, летопись донесла нам, что матерью Андрея была половчанка. На этом основании Герасимов немедленно добавил князю совершенно монгольские черты. Получилось... ну как получилось.

Конечно, мы уже никогда не узнаем как на самом деле выглядел прославленный князь. Но что-то подсказывает, что монголом он был сильно вряд ли.


Виктор Михайлович Васнецов 1848–1926
Князь Андрей Боголюбский 1885-1896

Андрей - сын Юрия Долгорукого, князя, по описаниям, вполне славянского. Достойный потомок светловолосых голубоглазых норманов-рюриковичей.

Не иссушенный старик-книжник, как показал его Герасимов, а могучий богатырь, проведший всю жизнь в боях и походах. Даже в последний час, преданный всеми, сражавшийся голыми руками с убийцами до последнего.

Потому, сдается мне, что истинный облик Боголюбского гораздо ближе к заглавной картине, чем к реконструкции Герасимова.


Заговор и жестокое ночное убийство



На дворе 1174 год, Боголюбскому шестьдесят три, по меркам двенадцатого века - глубокий старик. По нынешним новациям - работать ему до пенсии еще два года.

Боголюбский решает малость прижать хвосты местным олигархам - владимирским боярам. И немедленно нарывается на заговор. Страсти тут начинаются натурально Шекспировские.

Заговор включал более двадцати бояр, убить за наследные привилегии и большие деньги - боярству раз плюнуть, будь ты хоть сто раз великий князь. Зачинщики все свои, бояре Кучковичи, родня первой жены Андрея. Все при больших государевых постах по свойству, разумеется.



Убийство решают провернуть прямо в замке князя в Боголюбово. Символично, принять смерть прямо в месте, построенном им же в чистой степи.

Бояре подкупают ключника Анбала (тоже дальнего родственника Кучковичей), чтобы тот вынес из спальни меч князя. Меч славный, старинный каролинг - по преданию принадлежал святому Борису.

Перед "акцией" бояре всеми идут в винный погреб замка и там крепко надираются, дабы "не иметь страха". Поднимаются в палаты и стучат в дверь. Боярин Петр Кучков голосом слуги князя просит отворить.


Нападение на Андрея Юрьевича Боголюбского заговорщиков Кучковичей.
Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в.

Князь понимает, что это не слуга и бросается к верному мечу. Меча нет. Дверь трещит под ударами заговорщиков.

Но могучий витязь Боголюбский, несмотря на годы, не думает сдаваться. Первому изменнику он руками выбил меч и тут же свернул шею насмерть.

Силы были слишком неравны. Князя повалили на пол и зарубили в несколько мечей. После чего заговорщики пошли обратно в погреб отмечать победу.


Сергей Кириллов.
«Андрей Боголюбский. (Убиение)». 2011
Х.м. 100 x 80

Но князь оказался крепче, чем думали. Мощный вояка поднялся, истекая кровью, доковылял во двор к храму и принялся скликать из последних сил верную дружину.

Заговорщики тут настигли его окончательно. Для верности князя изрубили просто в капусту. По останкам уже в XX веке определили, что князю отсекли руку, копьем пробили голову, разрубили спину боевым топором.

Предала князя и церковь. Владимирские святоши, которым князь дал и деньги и храмы и почет, в страхе бояр отказались отпевать князя. И хоронить. Будущий святой провалялся неприкаянно три дня во дворе собственного замка.


Отсечение левой руки и убийство Андрея Юрьевича Боголюбского.
Миниатюра Радзивиловской летописи.

Сохранилось свидетельство, что слуга князя упрашивал Анбала разрешения хотя бы прикрыть срам князя. Мол, вспомни в каких обносках ты пришел сам сюда, теперь в злате и бархате, а князь в позоре неприкрыт. Но Анбал был непоколебим.

В итоге один приличный человек все же нашелся - игумен основанного князем монастыря Арсений. Наплевал на бояр, сам отпел и сам похоронил убиенного.


Отпевание и погребение убитого Андрея Юрьевича Боголюбского.
Миниатюра Радзивиловской летописи.

Любопытно, что всего три года назад нашлось подтверждение летописной истории. Почти через девятьсот лет в Спасо-Преображенском соборе Переславля Залесского нашли под штукатуркой таблицу с именами убийц святого князя.

Там же содержатся проклятия в адрес убийц и пожелания вечных мук предателям.

Разумеется, гибель князя привела к кровавой усобице, которая не утихала почти полвека. Заговор против одного человека ради боярских барышей обернулся жестокой гражданской войной. Такова всегда цена глупой жадности.



МемуаристЪ

.
Рубрики:  ЖЗЛ/Царская семья
религия/Владимирская область
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку