Дорожные условия
|
Вариант действий при торможении
|
1. Сухой асфальт |
На сухом асфальте очень эффективно тормозить на грани юза. Сначала необходимо сильно нажать на тормоз до блокировки колес на грани юза, потом постепенно его отпускать вместе со снижением скорости. Так машина удерживается на грани сноса.
Эффективное торможение происходит именно по причине того, что колеса за счет данных действий находятся на грани юза. Это связано с тем, что чем выше скорость, тем труднее заблокировать колеса. Поэтому в начале торможения нужно сильно давить на педаль тормоза, а потом постепенно ее отпускать пропорционально скорости.
Попробовав на практике данную методику осенью 2008 года, я лично убедился в ее справедливости.
|
2. Гололед, дождь(равномерно скользкая дорога) |
Первое нажатие на педаль должно быть предельно коротким и слабым. В дальнейшем нужно увеличивать как время давления на педаль, так и силу торможения (время и сила зависят от коэффициента сцепления).
Если дорога очень скользкая, дополнительно к этому можно использовать торможение двигателем, переключая передачи вниз. Делать это правильно достаточно сложно.
Для этого необходимо использовать «перегазовку» перед включением передачи (она поможет избежать рывка автомобиля и не спровоцировать занос на скользкой дороге).
При этом может понадобиться умение одновременного нажатия правой ногой на педаль газа и тормоза (носком ноги жмем на тормоз, а пяткой делаем «перегазовку»).
|
3. Дорога с гололедом,снег на отдельных участках или местами неровная дорога |
В этом случае нужно тормозить как в предыдущем случае, за одним исключением: работать педалью тормоза нужно на ровных участках дороги или там где нет гололеда, снега и так далее.
На неровностях и скользких участках лучше не нажимать на педаль тормоза.
|
4. Обледенелая дорога |
В первую зиму лично у меня была проблема с торможением на спусках обледенелой дороги: когда я тормозил - автомобиль разгонялся, вместо того чтобы снижать скорость.
Это происходит потому, что на такой дороге колеса очень легко блокируются и автомобиль просто скользит по дороге вниз.
Однако есть очень эффективный способ действий в подобной ситуации. Необходимо просто одновременно тормозить левой ногой, а правой продолжать давить на газ, но не очень сильно.
Также данный способ подходит и на ровной обледенелой дороге.
Прежде чем применять данную технологию необходимо научиться тормозить левой ногой, а для этого нужно тренироваться.
|
5. Снежная дорога |
Считается, что в данном случае эффективнее всего тормозить с блокировкой колес. Это связано с тем, что перед заблокированными колесами образуются снежные валики, которые помогают автомобилю быстрее остановиться.
К сожалению, проверить на практике данный способ мне затруднительно по той причине, что мне не встречались подобные дороги. Насколько я понимаю, такой вид торможения может применяться только на грунтовой дороге. На асфальте, как правило, возникает две ситуации: когда снег укатан, и когда снег с водой. В этом случае, при использовании данного способа торможения «юзом», машина просто заскользит по дороге. Поэтому необходимо тормозить так, как описано во втором примере (при гололеде).
|
6. Отказ тормозов |
В данном случае советовать что-то конкретное сложно. Например, мой знакомый, когда у машины полностью отказали тормоза (в этот момент он подъезжал к перекрестку со стороны второстепенной дороги со скоростью 40 км/час), включил первую передачу и остановил машину (отличный маневр). Перед этим он пытался затормозить ручником, но безрезультатно (потом правда выяснилось, что он у него не работал, и что самое интересное, ему это было известно).
Если произошло подобное с вами, используйте любые варианты в конкретной ситуации. Например, можно притереться колесами к бордюру. Если ситуация критическая, постарайтесь остановиться, притеревшись боком вашего автомобиля к чему либо. Однако в этом случае прогнозируйте возможность отскока и изменение траектории.
Если впереди неподвижное препятствие и объехать нет никакой возможности, направьте удар по центру переднего бампера. Считается, что удар в правую или левую части бампера намного опаснее по последствиям. |