-Всегда под рукой

 -Метки

НОСКИ Чеснок аудиокниги аэрогриль баклажаны бактус баранина берет блины блюда из яиц бывает же вареники варенье выпечка выпечка несладкая вышивка вязание вязание для собак вязание крючком вязание спицами грибы детское дизайн для дачи друзья меньшие живопись живопись на асфальте закуска закуски заморозка зацепило здоровье интересное кабачки кабачки на зиму капуста кардиган картошка кекс кино консервирование красивое красота красоты земли фото кулинария кулич курица лаваш ли.рушная жизнь лирика любимые мелодии масло музыка мясо напитки натюрморт новогоднее овощи огурцы палантин пасха пельмени манты перец плетение из газет позвоночник полезное полезное здоровье полезные приметы помидоры приправа пуловер радиоспектакли рукоделие рыба салаты сало салфетки сладкое старинные открытки субпродукты сыр творог торты узоры уличные рисунки флэш-часики флэшки фоны фото фотошоп хлеб хлебопечка хозяйственное читать шаль шапка юбка юмор яблоки яблочный уксус

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в изовера

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.04.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 4412


Просто сказка!

Суббота, 13 Октября 2012 г. 15:02 + в цитатник
Цитата сообщения Gloriy Сыр сибирских староверов

Бабушкины творогА
 
Бабушка моя, Евдокея Ульяновна, была из вятских староверов, что ушли сразу после раскола в сибирскую тайгу. Скит существовал до середины семидесятых, я еще захватила то время, когда жилыми здравствовали десятка два домов. Электричества и прочего баловства не было и в помине, а также сельсоветов, райпотребсоюзов и прочих атрибутов СССР. Заимка жила натуральным хозяйством, подворья у всех были богатыми на живность, огороды измерялись гектарами, а не сотками, да и тайга кормила обильно. И росли в деревне богатыри и богатырши: все мои многочисленные тетушки и дядюшки – до сих пор былинно красивые люди, с крепким здоровьем, румяными щеками и пышными кудрями, теперь уж седыми. А все почему? На всем своем выросли! И не было у них и в помине какой-то тоскливой бескормицы даже в посты, которые строго соблюдались. Закрома забивались под завязку, чтобы хватало до нового урожая, до нового сезона. Умели «стары-то люди», как говаривала моя бабушка, и без всяких чумных холодильников сберечь и мясо, и рыбу, и молочные продукты.
Вот о последних сегодня и речь.
 
По осени, с первыми холодами, когда коровы еще доились обильно и жирно, а кладовые уже позволяли делать запасы, начиналась молочная заготовительная страда. И первыми делались как раз сыры – творогА, как называли этот продукт на заимке, делая ударение на последнем слоге. Сначала делались творогА «давние», «кислые» - это те сыры, что сейчас называют твердыми, они на сычужном ферменте. Им вылежка нужна большая, но и хранятся они долго, порой и больше года выдерживают. Потом бабушка делала творогА «середние», на сметанной закваске, эти понежнее, до масленицы в самый раз долежат. Потом шла очередь сыров вовсе «на скору руку», этакие колобочки аккуратненькие, нежненькие, только-только створоженные – да и на морозец их тут же, который к тому времени начинал поскрипывать за окном. Творожные эти головки после заморозки ссыпали в большие холщовые мешки. Мы их, помню, как мороженое, таскали из голбца и грызли прямо на улице, в сорокаградусный мороз, пока бабушка не увидит и вицу в руки не возьмет.
 
А уже за этими колобочками бабушка просто морозила в широком блюде молоко. И росли в холодной кладовой пирамидки из молочных выпуклых «линз» - под самый потолок. Зимой, когда коровы уже, так сказать, в декретном отпуске нежатся, заносится в избу такой кружок – и через час-другой пьешь живое молоко, словно только что подоенное. Натуральное молоко прекрасно сохраняет все свои свойства в замороженном виде!
 
Ну, отвлеклась от главной темы, от сыров. Сначала я расскажу, как их бабушка делала – очень хочется отдать дань тому, что передается из века в век, от поколения к поколению. В принципе, точно так же можно делать и в наши дни, была бы русская печь в доме (моя мечта). А потом поделюсь своим адаптированным рецептом, которым пользуюсь довольно часто и он очень прост в современном обиходе.
 
Избы у староверов очень чистые. А перед приготовлением сыров кухня и вовсе превращалась в операционную: аккуратными стопочками выкладывались выбеленные холстины под закрутку сырных колобков, белилась наново печь, щелоком отмывались тяжелые валуны-пригрузы. Бабушка точнее всех Фаренгейтов и Цельсиев определяла нужную среднесуточную температуру для оптимальной выкладки на сушку первой партии сыра. Если еще тепло – сыр начнет портиться, а не зреть. Холодно – процесс брожения остановится. А вот градуса 4-6 на улице и, стало быть, в холодной пристройке, - в самый раз.

 
И вот священнодейство начиналось! Топилась русская печь, из сеней заносились широкогорлые глиняные «крынки», как их называли на заимке. Я бы их сегодня скорее назвала керамическими кастрюлями… или тазиками… каждая «крынка» была литров на пять! В крынках – уже заквашенное молоко. На «кислые» сыры в деревне готовилась «сычужка» - коровий желудок, хорошо отмытый и отчищенный от желчи, сушился для хранения. Перед тем, как заквасить молоко, кусок этой «сычужки» размачивался ночь в воде, а кислый отцеженный раствор добавлялся в молоко для створаживания.
 

Бабушка весь день – красавишна: на белый подъюбник с утра надета ситцевая юбка, на ситцевую – бязевая, на бязевую – фартук с красными петухами, у белой рубахи (все сшито руками, на живую нитку!) рукава фонариками присборены – ну просто невеста, а не бабушка! И чего-то все шепчет, приговаривает, угли в печной жаркой пасти по сторонам разгребает, ухватом крынки с простоквашей в теплое нутро аккуратненько ставит, чтоб не дрогнуло, заслонкой вход в печь закрывает. Все. Рекламная пауза до утра: творогА преют, а значит – всем молчок, рот на замок, а то вот я вам, ложкой-то по лбу или вицей по попе!
 
Рано утром нарядная бабушка достает из остывшей печи крынки, прикрывает их льняными полотенчиками и несет в сени прохладные: творогА должны «отдохнуть». Нельзя их теплыми отцеживать, учила меня бабушка, они еще зреют, доходят, берут свое из сыворотки. А вот часа через три-четыре уже можно в мешочки полотняные, не дыша, перевернуть – и подвесить над корытцем, куда будет стекать нежная сыворотка. До вечера висят мешочки, а бабушка знай сыворотку собирает, она тоже в хозяйстве пригодится: и волосы вымыть, чтобы густыми росли, и на ночь кружечку выпить для хорошего пищеварения, да и живность ее за лакомство почитает.
 
Вечером начинается, собственно, само сырное дело. В чистой миске разводится в воде соль, в ней смачивается обильно холстинка и в холстинку заворачивается сырный колобок килограмма на полтора: еще беленький, свеженький, влажный. Пеленается колобок туго, как младенец новорожденный, и укладывается на частую решетку деревянную в прохладных сенях. Рядом – братец-близнец, и так целый ряд соленых мокрых колобков. Сверху – дощечка чистая, на дощечку – валуны. И вот творогА начинают медленно просаливаться и подсыхать. Процесс трудоемкий: каждые два дня бабушка меняет соленые пеленки и переворачивает колобки, которые постепенно превращаются в твердые сырные круги. В сенях все холоднее (а зреют эти «длинные» сыры месяца два-три), и вот настает момент, когда они готовы. Бабуля их просто сосредоточенно нюхала, закрыв глаза. Удовлетворенно кивала и начинала последнюю процедуру.
 
В русской печи в широкой посудине топился пчелиный воск, куда бабушка добавляла можжевеловые веточки и ягодки… Насколько я теперь понимаю, они служили сыру бактерицидной защитой. И пахло просто замечательно! Воск процеживался через частое сито и в нем купали новорожденные головки сыра. Вот и все! Головки уносились в глубокий холодный голбец, укладывались на полки. Натурпродукт готов – хоть к царскому столу! Ароматный, с запахом тайги и отдаленным оттенком русской печки с живым угольком, дырчатый-предырчатый, в меру соленый… Эх, да куда там нынешним магазинным скороспелкам!..
 
ТворогА «середние» готовились быстрее. Молоко заквашивалось сметанкой, простоквашу затем так же створаживали в теплой русской печке (да не жарко чтоб было, градусов 40 всего, чтобы руку не палило). После отцеживания (сыворотка у этих сыров ярче по цвету и мягче на вкус) их можно и в простой «рубашке» под пресс положить, без соли – тогда по вкусу получается сыр, похожий на адыгейский, пресный, легкий. И сразу на стол его, к завтраку, к чаю душистому, с шиповником и малиной! А можно и подсолить пеленочку-то, если надо подольше хранить. Бабушка моя такие делала «середние» - «бри» и «президент» отдыхают. Внутри – чисто сливочная помадка, откусил, всосал, как конфетку тянучую – и на седьмом небе от счастья.
 
А те, что «на скору руку», - так это просто творожок обыкновенный, где с сахарком, где с какой ягодкой колобками налепленный, забава для детей. К тому времени уж мороз на улице крепкий, настоящий сибирский, слеза на ветру сосулькой виснет, колобки твердели в считанные минуты. Делали их помногу, потому что больно быстро съедалось такое «мороженое». А еще их можно было сразу жарить, прямо с мороза, только чуток обваляв в муке, – получались вкуснятские сырники.
 

МОЙ РЕЦЕПТ ДОМАШНЕГО СЫРА
 
Попади я сейчас в деревенскую избу с русской печью – и в точности бы изладила бабушкины творогА. Но и в городских условиях меня этот рецепт очень сильно выручал – например, в довольно голодные 90-е, когда сыр у нас на севере выдавался по талонам, а молоком в подсобном хозяйстве разжиться еще можно было. Сыроварня у меня молотила бесперебойно! Да и сейчас я предпочитаю сделать свой домашний сыр. Итак, с чего начнем?
 
А начнем со свежего коровьего молока. Опорное слово здесь – коровьего, то есть для правильного рецепта необходимо молоко, которое добывается из большого добродушного рогатого животного, и оно не имеет родственников на китайских соевых полях и в африканских пальмовых рощах. Я беру молоко у знакомого фермера, очень жирное и вкусное. Сквашиваю в большой кастрюле, добавляя пару-тройку ложек настоящей опять-таки сметаны, чтобы процесс шел веселее. Потом кастрюлю обычно ставлю в духовку на 4-5 часов, выставляя температуру 45-50 градусов – тогда в духовке реально где-то около 40 градусов. Но можно и на водяной бане.

Но сегодня у меня 4,5 литра молока, поэтому водяную баню для наглядности сделаем вот так:

 
Огонь делаем небольшой – вода должна кипеть лениво, этак пробулькивая, прогревая кастрюлю медленно, без азарта. В рецепте староверов главное – не дать закипеть сырной массе и не дать ей круто створожиться – это уже все, казеин, испорченный продукт, только поросятам. И вот этот момент – самый важный и самый сложный во всем процессе. Если не в духовке (там все само собой происходит), а на плите, то я практически все время наблюдаю за поверхностью продукта. И вот – появился первый разлом, первая трещинка - и я снимаю с огня.
 

 
Снимаю и уношу на холод, прикрыв полотенцем. Пусть стоит часа три, зреет. Это второй секрет таежного сыра – не процеживать массу сразу, она должна взять из сыворотки и кислинку, и уплотниться. И вот аккуратно сливаем сыворотку через многослойную марлю в дуршлаге. Вот эти вот творожные айсберги и торосы – самый главный показатель правильности приготовления сыра.
 

В этой же марле скручиваем нежно, без дурной силушки, колобок и кладем его под пресс. Я ставлю сверху кастрюлю с водой – вот здесь трехлитровая, часа через два ставлю пятилитровую, то есть усиливаю давление. Должен быть естественный сток. Я обычно делаю вот так:

 
А дальше берем льняную холстинку и делаем крепкий соляной раствор – на стакан воды 4 ложки каменной соли. И опять обращаю внимание – каменной! Ни в коем случае не морской, не йодированной и прочей современной чепухой.

 

Холстинку пропитываем раствором, отжимаем и пеленаем в нее сырный колобок.
 

Колобок этот я опять кладу в дуршлаг, дуршлаг ставлю в большую кастрюлю, на колобок сверху – груз – и на холод. В холодильник можно, я вынесла в баню, сейчас уже прохладно.
 

Через сутки сыр уже готов. Он совсем не похож на творог – в нем нет крупинок. Он чертовски нежен, у него сливочный божественный вкус и он тает во рту, как пломбир! Его можно намазывать на свежий бородинский хлеб, как масло – и вы не заметите, как уплетете целую булку хлеба и тарелку сыра! Его можно есть с любыми добавками – он дружит и с ягодами, и с фруктами, и с чесноком и зеленью. Он идеален для приготовления крема в кондитерские прибамбахи – только взбей блендером и все. Он нейтрален и поэтому прекрасен.
 
Но можно его еще пару раз перепеленать – и вот у вас уже сыр посуше, он ближе по вкусу к адыгейскому, только все же с более нежным сердцем…
 

 
Он долго не хранится, но я что-то не помню, чтобы вообще возникала такая ситуация – хранить бабушкин сыр (так мы его и зовем в семье). Он, как мед у Винни Пуха: вот только что был – и уже его нет!
 
У этого сыра одни достоинства: он совершенно экологичен, в нем нет ни одного злобного диверсанта-консерванта. Его можно давать уже грудничкам! Он получается как минимум в два раза дешевле магазинного творога и сыра, хотя вкуснее и полезнее в тысячу раз! Это производство – безотходное, на сыворотке я уже поставила бесподобно целительный квас на чистотеле. Короче, куда не поверни – а делать вам его теперь придется!

myJulia.ru

 

 

Рубрики:  кулинария
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку