-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в эхтра

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.04.2012
Записей: 3565
Комментариев: 116
Написано: 3749


Соборы и храмы Московского Кремля(3):Успенский Собор

Четверг, 24 Мая 2018 г. 09:48 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Соборы и храмы Московского Кремля(3):Успенский Собор

Девять веков стоит на земле Русской Москва и, кажется, совсем не ощущает свой древний возраст, смотрит скорее в будущее, чем в прошлое. Но есть в Москве место, где каждый период ее многовековой истории, каждый поворот ее сложной судьбы оставили свой неизгладимый след. Это место - Московский Кремль.


На протяжении многих столетий. И сегодня он включает памятники архитектуры XIV-XX столетий. Прежде всего это сама крепость, мощные стены и башни которой определяют панораму древней части Москвы, а на территории Кремля - златоверхие храмы, древние терема и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания. Они составляют ансамбли Соборной, Ивановской, Сенатской, Дворцовой и Троицкой площадей, Спасской, Боровицкой и Дворцовой улиц Кремля.

                                                                         Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства.


Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Вид с восточной стороны (на алтарные апсиды)

Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площадиМосковского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).Главный храмРусского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.


1.Западный портал. Вход
2.Поминальный крест под киотом-навесом на месте захоронения митрополита Ионы
3.Южный портал
4.Фрески на южном фасаде с изображениями святителей
4.Придел в честь Похвалы Богородицы
5.Юго-западный столп
6.Юго-восточный столп
7.Северо-восточный столп
8.Алтарная преграда и иконостас
9.Киот для иконы Богоматерь Владимирская
10.Надгробия патриархов и митроплитов
11.Шатер для хранения священных реликвий
12.Царское моленное место – Мономахов трон
13.Патриаршее моленное место


                                                                 Предшественники собора
 

Дмитрий Михайлович убивает Юрия Даниловича Московского в Орде. Из «Царственного летописца»

Первое упоминание Успенского собора в летописях связано с похоронами Юрия Даниловича, павшего в Орде от руки тверского князя Дмитрия, отомстившего за смерть своего отца Михаила. Тело Юрия перенесли из Орды в деревянном гробу и "положиша его во церкви святыя Богородица честнаго Успения, во приделе святого Димитрея" (Скворцов Н.А. Археология и топография Москвы. М. 1913, с. 197 цит. по Бусева-Давыдова с. 16)

Успенский собор Ивана Калиты. Реконструкция С. В. Заграевского

При реставрации в 1913 году при вскрытии пола в алтарной части обнаружили склеп, который был сочтен гробницей Юрия Даниловича. При раскопках внутри и вокруг современного Успенского собора было обнаружено большое количество могил, как богатых, так и бедных, самые ранние из которых относятся к XII веку. Самые богатые могилы находятся под центральной частью современного собора, так что вполне возможно что в XII веке на этом месте уже стоял деревянный собор.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР.СТЕНОПИСЬ. НАДГРОБНЫЙ ПОРТРЕТ КНЯЗЯ :Иван Данилович Калита

Идею строительства нового собора брату Юрия Ивану Калите подал митрополит Петр. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года.

Митрополит Петр (икона XV века)

В северной части собора Петр собственноручно устроил себе гробницу. Она недолго оставалась пустой, святитель не дожил до освящения собора. Преемник Петра, Феогност, в 1329 году основал в его память придел - пристройку с северо-востока с престолом, посвященным празднику поклонения веригам апостола Петра (Петроверигский придел).

Эти вериги чудесным образом упали с апостола, заключенного в темнице, когда его освободил ангел. Апостол Петр был святым покровителем Петра-митрополита. Еще один придел - Похвалы Богоматери - был устроен в 1459 митрополитом Ионой в благодарность за помощь Богородицы при битве молодого Ивана III с татарским ханом Седи-Ахматом. Успенский собор Калиты стоял на самой высокой точке Кремлевского холма и получил прозвание "что в Маковце".

Простояв около 150 лет, белокаменный собор Калиты обветшал. От пожаров белый камень обгорал и крошился, стены становились непрочными. После очередного пожара летом 1470 года собор практически развалился и решено было строить новый.

 

Митрополит Филипп

Этот собор заложил митрополит Филипп весной 1472 года. Строить собор пригласили мастеров Кривцова и Мышкина, о которых ничего, кроме фамилий, неизвестно. Филипп распорядился строить новый собор по образцу Владимирского Успенского собора, но крупнее его. Мастера довольно точно повторили форму Владимирского собора

Когда стены нового собора поднялись на высоту человеческого роста, в них были сделаны ниши и туда были помещены мощи московских святителей - Петра, Киприана, Фотия и Ионы.
Возле гробницы Петра в алтаре строящегося здания поставили временную деревянную Успенскую церковь, чтобы не прекращать службы. Именно в этой временной церкви 12 ноября 1473 г. произошло венчание московского великого князя Ивана III с византийской принцессой Софьей Палеолог.

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933). Московский Кремль. Соборы. 1894 г.

Весной 1474 года стены были готовы и мастера начали выкладывать своды, когда обрушилась вся северо-западная часть собора. Причиной обрушения летописи называют "трус" - землетрясение. Иван III пригласил в качестве экспертов псковских мастеров, которые причиной разрушения назвали "неклеевитую" известь. При раскопках во второй половине XX века на поверхности кладки столбов были обнаружены подтеки, что подтверждает жидкую консистенцию известкового раствора, применявшегося Кривцовым и Мышкиным

Фрески при входе в Успенский собор

При раскопках в 1968 году были обнаружены остатки нескольких каменных зданий, предшествующих современному собору. Федоров В.И. и Шеляпина, проводившие раскопки, относили их к трем зданиям - собору Кривцова и Мышкина, собору Калиты и церкви предположительно конца XIII



Вначале Иван III предложил заняться возведением храма псковским мастерам, которые исследовали причину обрушения собора, но те отказались. Тогда было дано поручение русскому посольству Семена Толбузина найти и пригласить архитектора в Италии. Итальянские мастера в то время были крайне популярны в Европе - они строили в Париже, Варшаве, Вене и Амстердаме. Семен Толбузин за приличную для того времени сумму в 10 рублей в месяц уговорил приехать в Москву болонского мастера Аристотеля Фиораванти.

 

Биография Фиораванти с большой полнотой прослеживается по документам. Он происходил из семьи болонских архитекторов, родился около 1420 года и у себя на родине был известен скорее как инженер, чем как архитектор.

Фрески при входе в Успенский собор София Премудрость Божия. Фреска восточного фасада Успенского собора. На восточном фасаде Успенского собора росписи располагаются в полукруглых люнетах под закомарами над алтарными апсидами. Над центральной апсидой представлена «Новозаветная Троица», слева от нее – «Похвала Богоматери», а справа – «София Премудрость Божия». Иконография «Новозаветной Троицы», изображающая Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа в виде голубя, появилась в конце XIV столетия. Но особое распространение она получила лишь в XVI–XVII веках, когда потребность в наглядном изображении сложных символических сюжетов преодолела прежние запреты церкви, не разрешавшей писать Бога Отца, которого никто не мог видеть, и единосущную Троицу иначе, чем в аллегорических и иносказательных образах. Это относится и к изображению огнеликого ангела – Софии Премудрости Божией, восседающей на престоле, опирающемся на семь столпов, согласно тексту притчи «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь». По сторонам от нее стоят крылатые, словно непорочные, ангелы, Богоматерь и Иоанн Предтеча. Эти сюжеты были связаны своим происхождением с Новгородом, главный собор которого посвящен св. Софии. В нем находилась икона, послужившая образцом для фрески Успенского собора. Вероятно, эти изображения появились на стенах собора несколько позже, уже в середине XVI столетия, а затем также неоднократно поновлялись.

Успенский собор. Южные врата.Поленов

В Москву Фиораванти прибыл в апреле 1475 года и сразу же по прибытии взялся за дело. Остатки стен собора Кривцова и Мышкина были разобраны всего за неделю. Он обложил стены хворостом, поджег и после разбил тараном потерявший свою прочность после обжига известняк.


Надо сказать, что в русских летописях сохранилось очень подробное описание строительства Успенского собора. Помимо описаний церемоний освящения соборов, переноса мощей московских святителей и др. есть и немало технических подробностей.

Успенский собор был завершен в 1479 году. "Бысть же та церковь чудна велми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством, такова же преже того не бывала в Руси, опроче Владимерскыа церкви, видети бо бяше ея мало отступив кому, яко един камень" (Цитирую по Клоссу и Назарову).

Архитектура Успенского собора довольно необычна для русского зодчества. В плане это шестистолпный пятиглавый собор.
Строгий мерный ритм расстановки столбов отразился во всем композиционном строе здания, проникнутом беспримерной для русского зодчества математичностью построения.


Вместо привычной крестово-купольной системы, когда центральные членения храма перекрываются сводами, образующими в плане крест, причем обычно они (центральные членения) шире боковых, здесь одинаковые квадратные клеточки-ячейки плана перекрыты одинаковыми же крестовыми сводами (в плане ребра такого свода образуют крест).
Четыре столба собора круглые, два восточных - квадратные. Квадратные столбы и примкнувшая к ним алтарная преграда обособляют внутри восточную часть собора

. Henry Charles Brewer (1866–1950). Успенский собор Московского Кремля. Слева от собора — церковь Ризоположения.

Деление на неравноценные восточную и западные части подчеркнуто и тем, что в алтаре добавлены два дополнительных массивных столба, поставленных в середине пролетов арок, переброшенных к восточной стене.

Еще более осложнила задачу Фиорованти необходимость построения апсид, без которых не мог обойтись православный храм. В итоге зодчий вышел из положения, сделав апсиды глубокими, как пеналы и как бы вдвинутыми в восточную часть здания. Кроме того, с боков снаружи их прикрывают небольшие стенки (выступы угловых лопаток). Самих апсид пять.

Патриаршее служение

Устройство сдвоенных узких апсид у боковых нефов обусловлено необходимостью разместить в алтарной части, помимо основного престола, жертвенник и приделы (Поклонения веригам апостола Петра, Похвалы Богородицы и Дмитрия Солунского), существовавшие у храма предшественника

Оксана Павлова. Сердце России. 2002 г.

Это пятиглавие в Успенском соборе сдвинуто к востоку в соответствии с традицией, при которой основной световой барабан размещался над амвоном. Как средний, так и угловые барабаны в соборе расположены над одинаковыми по размерам ячейками и поставлены на одной высоте, причем восточные отчленены иконостасом. В итоге центричность композиции присутствует лишь во внешней композиции здания, в его завершении, где средний барабан господствует своими размерами над угловыми. Прием взят из композиции крестово-купольного храма.

Часть иконостаса Успенского собора в Кремле.

Иконы иконостаса:Георгий Успенский,Одегитрия Успенская,Михаил Архангел,Спас Ярое око

Похвала Богоматери с Акафистом в клеймах. Конец XIV в..Троица



Но там он естественнен, так как средние членения шире угловых. Здесь же Фиораванти пришлось пойти на некоторую хитрость. Если посмотреть внутри здания, видно, что отверстия в куполе равны. Диаметр же центрального барабана приблизительно на метр превышает диаметр отверстия, на котором высится глава. Образовавшееся в главе "лишнее" пространство Аристотель остроумно использовал как тайник: туда в случае опасности можно было отнести через крышу церковную казну.
Несмотря на все проблемы, здание удалось построить так, что в нем преобладает ощущение цельности внутреннего пространства


Внешний вид храма более традиционен. Фасады делятся лопатками на равные части: северный и южный - на четыре, западный и восточный - на три. Каждое из членений фасадов завершается полукружием закомары. Архитектурный декор очень скромный.

Рака митрополита Филиппа, Успенский собор

Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба святого Филиппа



Гладь стен прорезается широким аркатурно-колончатым поясом со щелевидными окнами (несомненно восходящим к поясу владимирского Успенского собора). Верхний ряд окон сильно поднят и частично захватывает поле закомар. Перспективные порталы вместе с центральным куполом выделяют основную вертикальную ось здания. Апсиды равной высоты несколько понижены по отношению к основному объему. С запада к собору пристроена крытая паперть. Мнение о том, когда она была построена, у исследователей расходятся.

Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля

В настоящее время Успенский собор вместе с куполами и алтарными полукружиями покрыт медными кровлями по металлическому каркасу из полосового железа кузнечной работы. Тип покрытия приближается к позакомарному, однако все соборные кровли имеют искусственное повышение к центру для лучшего отвода воды. Под кровлями - обширные чердаки. Эти кровли, за исключением несколько раз менявшегося самого медного покрытия, относятся к 1683 г.

Первые фрески появились в соборе через два года после построения храма, в 1481 г.. когда были расписаны алтарная преграда, Петроверигский и Похвальский приделы. В 1513-1515 гг. храм был украшен росписью полностью.


Часть росписей 1481 г. дошла до наших дней, фрески же начала XVI века были полностью переписаны в 1642-1643 гг. Однако содержание фресок не изменилось: согласно царскому указу были повторены первоначальные сюжеты фресок, снятые "на образцы".


Успенский собор, будучи кафедральным, с самого начала играл видную роль в идейно-политической жизни Москвы и всего Российского государства. Уже вскоре после его постройки он стал местом коронации русских государей.


Здесь в 1498 г. Иван III короновал великим князем внука Дмитрия (сына Ивана Ивановича Молодого и Елены Волошанки) в обход своего старшего сына Василия от Софьи
Палеолог.

Хотя впоследствии, в самом начале XVI в., Иван III и отстранил Дмитрия от политической жизни, склонившись в пользу Василия, однако разработанный в 1498 г. по византийскому образцу пышный ритуал коронации продолжал существовать, а в дальнейшем лег в основу коронации Ивана IV в 1547 г. царским венцом.

 


Успенский собор быстро стал довольно крупным землевладельцем. Первые земельные вклады в Успенский собор восходят к концу XV в., когда его земли начали отделяться от земель митрополичьей кафедры.


.


Собор часто страдал от пожаров. Пытаясь по возможности освободить от лишних нагрузок верхи здания, Аристотель пошел на такой рискованный шаг, как устройство на соборе деревянных кровель, с последующей опайкой их жестью. Кровли были уложены посводно и постоянно худились. Уже в 1493 г. собор дважды зажгла молния. Губительным оказался пожар 1547 года. В нем пострадала западная паперть собора и обгорел колончатый фриз над нею.


В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.
XVII век

В начале XVII века продолжился рост вотчин Успенского собора и в 1630-х годах размер достиг максимума.
Земельные владения собора были наделены значительными льготами. Первая жалованная грамота была дана еще в 1575 году Иваном Грозным. Борис Годунов в 1598 году дал новую жалованную грамоту.

Саккос митрополита Макария. 1549. Москва, мастерские кремля. 1549. ткани - Италия, 1-я пол. 16 века. Золотный бархат, камка, серебро, жемчуг, драгоценные камни, шитье, басма. ММК. На облачении вышита надпись, что этот саккос был подарен митрополиту Макарию царем Иваном IV "на славу и хвалу Богу и на честь со многолетнее здравие своему царству и благоденству".

В 1605 году давал подобную грамоту Лжедмитрий I. По грамоте Михаила Федоровича от 1625 года крестьяне Успенского собора должны были платить почтовый налог, давать хлеб на содержание стрелецкой пехоты и принимать участие в построении и починке различных укреплений, от остальных пошлин они были освобождены.


Мономахов трон" (копия, ГИМ)

19-го февраля 1654 г. в Успенском соборе был окрещен царевич Алексей сын Алексея Михайловича. По этому случаю царь Алексей дал собору новую жалованную грамоту, освобождавшую крестьян от всех податей и вплоть до XVIII века Успенские крестьяне ничего не давали государству. Они знали только протопопа "с братией".

Мономахов трон. Панель

"Мономахов трон" (копия, ГИМ)

Мономахов трон. ГИМ


Начиная с XVII века точно известен состав причта собора. Так в 1627 году причт составляли: протопоп, протодьякон, два ключаря, 5 попов, 5 дьяконов и 2 пономаря. (Для сравнения: причт Архангельского собора состоял из 14 священников, Благовещенского - из 11-ти).


В XVII веке в соборе было 16 сторожей. Сторож приблизительно до половины XVII века получал 1 р. в год, а после эта сумма была увеличина до 1 рубля 9 алтын 1 деньги в год. Кроме того раз в год сторожу давали деньги на рукавицы, раз в три года - 1 рубль на шубу и раз в несколько лет - 5 аршин сукна.


К XVII веку уже стало ясно, что Большой Успенский собор Аристотеля Фиораванти, задуманный и выстроенный с использованием приемов западно-европейского строительного искусства, освобожденный от опор и многоярусных проемных связей, перекрытый сводами наилегчайшей конструкции не выдержал испытания временем.
Облицованные белокаменными квадрами тонкие полутораметровые стены собора дали трещины и начали расходиться в верхних своих ярусах.

Коронация Александра 2

Коронационная одежда Марии Александровны


Неоднократно в XVII проводились поновления росписей. В 1642-1643 году проводились обширные работы по восстановлению стенного письма. Работы проводила группа царских и "городовых" иконописцев под руководством Ивана Пасеина. Фрески согласно царскому указу повторяли живописные сюжеты 1513-1515 гг.

Коронация Александра 3

Кроме того в соборе были устроены слюдяные двери с медными решетками. По окончании работ большая часть лиц, принимавших в них участие получили от царя щедрые подарки сукнами, соболями, серебряными кубками и ковшами.

Стихарь. Москва, фирма А. и В. Сапожниковы. 1883. Золотная парча, шелк, галун. Выполнен к коронации Александра III.

Парадный спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра III и императрицы Марии Федоровны в мае 1883 года, худ. Александровский


В 1660-х годах поновлялась живопись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми. В 1673 году под руководством Симона Ушакова были написаны вновь находившиеся над южными дверьми образа Спаса Нерукотворного и Пречистой Богородицы со святыми. В 1653 году были предприняты обширные работы по капитальному ремонту иконостаса. Возобновлена живопись, сделаны серебряные оклады на иконы и серебряные подсвечники.

Коронационное Платье Екатерины 1

Парадный костюм императора Петра I (кафтан, камзол). Пруссия, Россия. 1724. Шелковый репс, холст, серебряные нити. Эрмитаж. Костюм создан для торжественной коронации его жены.

Неизвестный художник. Коронация императрицы Екатерины II. Россия , последняя треть 18 века (не ранее 1777). ММК. Повторение картины Стефано Торелли

Коронационное платье Елизаветы 2

Коронационое платье императрицы Александры Федоровны. Россия, 1826. Парча, шелк, тафта.


Ремонтными работами 1620-х годов не удалось полностью исправить положение. Из-за неравномерной осадки фундаментов на протяжении всего XVII века западная стена собора находилась в аварийном состоянии. В 1683 году, после очередного большого пожара (к этому времени уже окончательно погибло в пламени белокаменное убранство барабанов, карнизы барабанов почти полностью осыпались) собор еще раз капитально ремонтируется.

Коронационное облачение митрополита московского Филарета (саккос, омофор, палица). 1856. 


Собор был свидетелем многих событий, особенно во время бурного начала XVII века. В 1605 г. восставшие москвичи, выступившие на стороне самозванца, разгромив дворы Годуновых, многих бояр, дворян и дьяков, ворвались в Успенский собор "со оружием и дреколием", как вспоминал впослед-ствии патриарх Иов, прервали богослужение и "извлекши его из алтаря,. по церкви и по площади таская позориша многими позоры".

Предметы парадной упряжи (оголовь, мундштук, украшение гривы). СПб, 1856. Для коронации Александра II. Из второго восьмерика - в карете находилась императрица с вел. кн. Владимиром Алксандровичем.

Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года.
Лжедмитрий I, вступив в Москву, венчался в Успенском соборе на царство 21 июля 1605 г. патриархом Игнатием, сменившим Иова, отправленного в ссылку.В мае 1606 г. в Успенском соборе состоялось венчание самозванца с Мариной Мнишек. Маленькой ростом Марине сделали скамеечки, чтобы она могла прикладываться к образам.

Фелонь, епитрахиль и набедренник. Москва, фирма А. и В. Сапожниковы. 1896. Золотная парча, шелк, галун. Являются частью большого комплекса парадных богослужебных облачений, выполненных для духовенства Успенского собора к коронации Николая II.

Литургический прибор.
Поляки, приехавшие с ней в Москву и присутствовавшие на свадьбе, вели себя вызывающе. После избрания в 1606 г. на Красной площади Василия Шуйского его сторонниками царем он отправился в Успенский собор, где дал "крестоцеловальную запись" в том, что при нем не будет нарушений феодальноп законности, совершавшихся при Грозном и Годунове.


В Успенском соборе, Верещагин

Другое шумное церковное выступление было организовано в Успенском соборе в связи с затянувшейся осадой Калуги, где укрылся после отступления от Москвы с остатками своего войска Болотников.

Синодик Успенского собора Московского кремля. Рукопись 14-17 вв.. 

Исход борьбы был еще неясен, и в Успенском соборе в присутствии царя, патриарха Гермогена, царского двора и московских жителей специально привезенный из Старицы бывший патриарх Иов освободил москвичей от прежних клятв, в том числе "царю Дмитрию", под лозунгом которого развивалось восстание.


Христос Acheiropoietos (нерукотворенный)12-го века Новгородской иконы из Успенского собора в Московском Кремле

Пострадал собор и во время разорения Москвы польскими войсками и большим отрядом немецких наемников в 1611-1612 гг. Серебряные предметы из него пошли на изготовление денег для уплаты войску. К этому же времени относится и утрата золотой крышки раки митрополита Петра.

Покровцы из литургического комплекта. Москва, мастерская царицы Ирины Федоровны, 1593

Воздух и два покровца. Россия, начало 1880-х. Глазет, шелк, золтные нити


В XVII веке (а вероятно и ранее) дворы Успенских соборян были расположены в Кремле около Тайницких ворот. Земля, на которой были расположены дворы богородицких священнослужителей, принадлежала Успенскому собору, но сами строения, дворы, составляли частную собственность, принадлежали тем, кто там жил. Если какой-нибудь священнослужитель Успенского собора умирал, или почему-либо должен был выйти из состава его причта, то заместитель умершего или ушедшего приобретал его дом за ту цену, которую назначал протопоп с братией


Сторожа и звонари Успенского собора жили вместе в Белом городе на Рождественской улице, в приходе у церкви Николая Чудотворца Божедомского, получившей прозвание "в Звонарях". В 1659 году там было 14 дворов, в 1703 г. - 16 дворов. Земля на которой стоял двор так же принадлежала собору, а двор должен был приобретаться преемником


XVIII век

В начале XVII века была произведена реформа в сфере управления русской церковью. А в 1721 году вместо единого патриарха во главе русской церкви была поставлена коллегия духовных сановников.


Святой Георгий. Конец 11-начало 12 века. Москва На лицевой стороне: Богоматерь Перивлепта. 174 х 122. Успенский собор Московского Кремля.

С уничтожением патриаршества Успенский собор лишился важного источника его содержания; после этого у него остался только один источник материального обеспечения - государственная казна.

Большой Сион Московского успенского собра 1486 года. "В лето 694 сделан бысть си Иерусалим повелением благоверного и Христолюбивого великого князя ивана васильевича господаря всея руси в 25 лето господарьства его в церков успения чистыя и ко гробу чудотворца Петра на Москве". Россия, последняя четверть 19 века. Медный сплав, золочение, чернь. Гальванокопия Сиона Успенского собора Московского Кремля, по преданию, уцелевшего от рук воров, ограбивших Патриаршую ризницу. Москва,1486 г.; нижний ярус и ажурные пластины с пророками – Западная Европа (?), XII в. Серебро Чеканка, резьба, чернь, золочение Высота 94 см. Диаметр 44 см. Высота фигур апостолов 27 см. Большой сион - одна из двух дарохранительниц, заказанных Иваном III в 1486 году для Московского Успенского собора, собран из разновременных деталей. Его нижняя часть в форме чеканной ротонды, под полукруглыми арками которой помещены двенадцать горельефных фигур апостолов, выполнена, скорее всего, западноевропейским мастером во второй половине XII века. Московским ювелирам, переделавшим сион, согласно имеющейся на нем надписи, в 1486 году, принадлежит оформление его верхней части с луковичной главкой на барабане.

Крест выносной Корсунский. Западная Европа, 15 (?) век. Серебряные обкладки - Россия, 16-17 вв. ММК. В комплекс «корсунских» святынь также входит двусторонний образ «Христос Пантократор / Богоматерь Одигитрия (Корсунская)»

После уничтожения патриаршества духовенство Успенского собора подчинилось на некоторое время местоблюстителю партиаршего престола. С 1711 года к участию в церковном управлении был привлечен Сенат. Такой порядок управления продолжался до 1721 года, когда был учрежден Синод.С этого времени священно- и церковнослужители Успенского собора стали в полную зависимость от св. Синода. От него исходили распоряжения о церковных службах и церемониях, совершавшихся в Успенском соборе они назначали и смещали причетников и священнослужителей этого собора.


Богоматерь Одигитрия (Двусторонняя икона, на обороте Святой Георгий). Успенский cобор Московского Кремля

1 сентября 1742 г. была учреждена Московская епархия, а 18 марта 1743 года по Высочайшему указу Успенский собор был изъят из епархиального ведомства и подчинен непосредствено св. Синоду; при этом протопоп собора Никифор Иоаннов был назначен асессором в Московскую Синодальную Контору.Вместо отобранных вотчин священнослужителям было назначено жалованье.Кроме жалования священно- и церковнослужителям была назначена известная сумма и на содержание и самого собора

Митрополит Алексий излечивает царицу Тайдулу. Клеймо иконы «Митрополит Алексий с житием»


Поскольку штатной суммы было недостаточно чтобы удовлетворять все потребности собора в Успенском соборе появляются новые источники дохода. Прежде всего вводится продажа свечей. Затем появляются "кружечные" деньги: так назывались деньги, которые высыпались из трех кружек, устроенных при раках свв. митрополитов Петра, Ионы и Филиппа.В 1799 г. ключарям и священникам Успенского собора были официально присвоены греческие названия - пресвитеры, протопресвитер и сакелларии.


Иван Михайлович Снегирёв: Успенский собор (1856)

Успенский собор как и вся Москва сильно пострадала во время войны 1812 года. Пожар, начавшийся в Москве 2 сентября в самый день вступления французов в Москву и продолжавшийся до 8 сентября истребил почти три четверти московских зданий. Кремль уцелел от пожара, хотя опасность загореться была настолько велика, что находящийся в нем со своей гвардией Наполеон должен был на время оставить его. Но что пощадил огонь, то не пощадил неприятель.

Многие ценности были вывезены из Москвы. В распоряжении управляющего московской митрополией преосв. Августина находилось 300 подвод. Вместе с патриаршей ризницей были вывезены и основные святыни Успенского собора: иконы Владимирской Божией Матери, риза Господня, Корсунские кресты и ряд других предметов.
Владимирская и Иверская иконы были направлены во Владимир, а Патриаршая ризница - в Вологду. Однако в Успенском соборе оставалось еще много ценностей.


Появление Архангела Михаила Иисусу Навину, старинной иконы из Успенского собора в Москве

Кроме разграбления собора французы совершили и осквернение его. Так они устроили посреди собора горн, в котором переплавляли ризы с икон и пережигали священные парчевые облачения. Снявши дорогое паникадило они повесили на крюк, на котором оно висело, весы, и взвеишвали на них получавшиеся от плавки слитки золота и серебра. После их ухода на одном из столпов собора была найдена надпись, гласившая, что в Успенском соборе наполеоновскими солдатами было переплавлено всего 325 пудов серебра и 18 пудов золота.

Устюжское Благовещение (копия из Благовещенского собора Московского кремля)


Кроме того в соборе было устроены стойла для лошадей. Иконы в большинстве случаев оказались исцарапанными, некоторые - со вбитыми в них гвоздями, так что иконописцам впоследствии пришлось возобновлять 375 икон. Вся стенопись собора, которая была произведена в конце XVIII столетия, была испорчена копотью от костров, с помощью которых неприятель обогревал собор, еще не имевший печей, и летевший из горна изгарью от пережигавшихся парчевых облачений.



Вошедшие в Кремль русские войска (первым вошел полк князя Шаховского) нашли в соборе кучи навоза и гниющих овощей, заколоченные досками царские врата, расцарапанные и лишенные глаз лики образов. Тела митрополитов Ионы и Петра были выброшены из рак.В 1856 г. в соборе устроили отопление. В связи с этим западное крыльцо собора превратили в закрытый тамбур, а во время подготовки к коронации в 1896 г. Николая II сделали новые металлические переплеты и дубовые двери по рисунку известного архитектора К.М. Быковского.

В конце XIX - начала XX веков была произведена реставрация Успенского собора. .


Икона Святой Троицы. Святая Троица. Тихон Филатьев. Запись 1700 года на левкасе 14 века. Успенский собор

Новая эпоха в жизни памятника началась с революционных событий в Кремле произошедших второго ноября 1917г. Успенский собор, как и некоторые другие кремлевские здания, был поврежден при артобстреле: пострадали центральная, юго-западная и юго-восточная главы

Богоматерь Умиление. 12 век. Новгород. Успенский собор, Кремль


То что повреждения, к счастью, были незначительными, говорит и то, что уже 21 ноября, на день Введения Богоматери, в соборе состоялось поставление в патриархи московского митрополита Тихона. Он стал первым русским патриархом после долгого периода синодального управления церковью (1724-1917). В 1918 г.


Успенский собор, как и весь Кремль, был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. Последняя служба в храме, прошедшая на Пасху, вдохновила художника П.Д.Корина на замысел картины "Русь уходящая".
Памятники Кремля, в том числе и Успенский собор, стали музеями не сразу после Октябрьской революции, а лишь спустя шесть лет.
В октябре 1922 г. Успенский собор, наряду с другими храмами и монастырями, а также частью иных древнейших памятников Кремля, вошел в состав самостоятельного музейного объединения под наименованием "Управление музеями-соборами Кремля".


Богоматерь Владимирская, Успенский собор Московского кремля. 1-я четверть 15 века

В период конца 10-х начала 20-х годов XX века были произведены реставрации и раскрытия многих древних икон. План реставрации был намечен еще в конце 1917 г., а летом 1918 г. к работе приступила реставрационная мастерская по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи, располагавшаяся до 1921 г. в Кремле, в помещении бывшей Синодальной конторы.
Позже она была переведена в бывший дом Московского археологического общества на Берсеневской набережной, а с 1924 г. преобразована в Центральные государственные реставрационые мастерские.


Спас Златые Власы. Икона 13 века ярославской школы. Спаситель Zlaty Власия (золотые Волосы) / Успенский собор в Москве.

В эти годы были отреставрированы многие древние иконы, составившие гордость и славу отечественной и мировой художественной культуры, их список возглавила знаменитая икона "Богоматерь Владимирская"
После реставрации многие из этих икон были переданы в Исторический музей, а в 1930-м году, после принятия решения об организации в Третьяковской галерее отдела древнерусского искусства, туда передаются из Исторического музея три домонгольские иконы Успенского собора: "Владимирская Богоматерь", "Благовещенье Устюжское" и "Спас Нерукотворный". В Галерее они хранятся и поныне.


Еще ранее (в 1918 г.) была передана Третьяковской галерее и грандиозная по своим размерам икона "Церковь воинствующая" середины XVI века.Согласно декрету от 26 февраля 1922 г., с апреля того же года начинается изъятие из кремлевских церквей и монастырей, в том числе и из Успенского собора, церковных ценностей, для переадчи их в Гохран и фонд помощи голодающимНа протяжении 1930—1940-х гг. из Успенского собора и других памятников Кремля, прежде всего упраздненных, продолжалась выдача предметов, главным образом из драгоценных и цветных металлов, в Госфонд, Рудметаллторг, Антиквариат (только за 1930 г. было сдано 1219 предметов). Иконы, "представлявшие интерес для антирелигиозной работы" (числом 240) передали в Антирелигиозный музей.

Патриаршее служение в праздник Собора Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля

Состояние кремлевских памятников, в том числе Успенского собора, оставалось тяжелым. Протекала кровля, а денег на ремонт не поступало, зимой и весной стены покрывались густым инеем, на полу образовывались ледяные наросты, из-за чего приходилось закрывать собор для доступа посетителей. Все это приводило к значительному ухудшению состояния монументальной и станковой живописи.Сведения о соборах за военный период 1941—1945 гг. более чем скудны. Сообщается об укреплении более 100 икон в мастерских Третьяковской галереи, в том числе из Успенского собора. Вновь и вновь поднимался вопрос о необходимости провести отопление, вентиляцию и электроосвещение в со Лишь в 1946 г. начались систематические работы по укреплению икон и фресок в соборе.

С середины 50-х гг. ситуация в стране постепенно начинает изменяться к лучшему, что сказывается, в частности, и на отношении к кремлевским памятникам.
. Однако подлинное возрождение соборов Кремля, в том числе и Успенского, и превращение их в настоящие музейные комплексы началось лишь после передачи музеев в ведение Министерства культуры СССР в феврале 1960 г. С 1960-х гг. в Успенском соборе начинают проводится систематические работы по реставрации монументальной и станковой живописи, которые продолжаются до середины 80-х гг.

Качалова И. Я. К истории ныне существующего иконостаса Успенского собора. // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — Вып. II. — М., 1976. — С. 104—108.
Качалова И. Я. Успенский собор. — М., 2008.
Мельник А. Г. Интерьер московского Успенского собора как одна из важнейших парадигм в русском храмовом зодчестве XVI в.. — История и культура Ростовской земли. 1994. — Ростов; Ярославль, 1995. — С. 124—133.
Мельник А. Г. Драматургия огня в пространстве русских храмов в XVI—XVII вв.. — Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. — М.: Индрик, 2011. — С. 443

http://www.russiancity.ru/text/mos01.htm

https://ru.wikipedia.org/

Серия сообщений "Кремли":
Рубрики:  Архитектура/Допетровская Русь
Архитектура/Дворцы Москвы
Архитектура/Города России

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку