Со времен императора Николая I для членов императорской фамилии - детей и внуков императора - по достижении их 20-летнего возраста в Санкт-Петербурге возводились дворцы, которые являлись великокняжескими резиденциями.
На Дворцовой набережной несколько таких великокняжеских резиденций. Одна из них - дворец великого князя Владимира Александровича, сына императора Александра II.
Торжественная красота внешнего облика дворца напоминает итальянские палаццо времен Ренессанса, это сходство усиливают высокие арочные венецианские окна. Дворец построен в модном тогда стиле эклектики, в гармоничном сочетании разных эпох и стилей.
Скупой, крайне выдержанный архитектурный декор придает зданию величие и монументальность. Цокольный этаж фасада облицован крупными камнями с нарочито грубо сколотой поверхностью - гранитными рустами, верхние этажи отделаны под рустованный камень. Вход во дворец обозначен широким, сильно выдвинутым арочным подъездом-портиком, облицованным бременским песчаником.
Строительство дворца началось в 1867 году, когда великому князю исполнилось 20 лет. Автором проекта дворца был архитектор А. Резанов, профессор Императорской Академии художеств, один из создателей Храма Христа Спасителя в Москве.
Во дворце были богатейшие коллекции живописи, скульптуры, оружия, предметов декоративно-прикладного искусства. Он сразу стал одним из центров светской жизни Санкт-Петербурга. В нем часто устраивались балы, официальные приемы, музыкальные и литературные вечера. Его называли "Малым императорским двором".
Здесь широко принимали многих ярких и талантливых людей, невзирая на их происхождение: Ф.Шаляпин, С.Рахманинов, И.Анненский, И.Репин и многие, многие другие были гостями этого дома. Уже тогда это была среда, где формировалось общественное мнение и художественное понимание развития культуры и искусства.
Дворец был оборудован лифтом, в 1884 году во дворце появился телефон. Между уборной великой княгини Марии Павловны и детскими комнатами была проложена слуховая труба, через которую можно было вести переговоры. В 1888 году во дворце было проведено электричество. В винном погребе размещалось 16 тысяч бутылок.
Это кабинет великого князя и прилегающие к нему помещения.
Здесь практически все сохранилось так, как было при Владимире. Князь был государственным деятелем, известным меценатом, попечителем нескольких музеев и художественных организаций.
Парадная лестница дворца князя Владимира, построенная Максимилианом Месмахером. Дворец перестраивался и передекорировался неоднократно, владельцы совершенно точно наслаждались работами по обустройству своего дома.
Великий князь Владимир был увлеченным коллекционером. Так, один из залов дворца украшала знаменитая картина Репина «Бурлаки на Волге», которую князь купил лично у автора.
Парадная приемная в стиле итальянского ренессанса.
Рояль, которого касались пальцы Сергея Рахманинова.
Будуар великой княгини Марии Павловны, выполненный в мавританском стиле.
Танцевальный зал в стиле Людовика XV. Во дворце проводились балы, вошедшие в историю, мероприятия, о которых говорил, да не один год, весь Петербург. Один из таких балов — костюмированный, в русском стиле, прошедший в 1883 году, на котором присутствовало 250 человек.
Внутренняя столовая, дубовый зал в русском стиле.
После октябрьской революции 1917 года во дворце разместилось правление Союза Международных Торговых Товариществ.
С октября 1918 года в здание вселился Театральный отдел Наркомпроса. С 1919 года здесь работало издательство «Всемирная литература». Богатейшее имущество дворца было вывезено, продано, частично отдано в музеи.
С 31 января 1920 года дворец стал называться «Домом Учёных». Во дворце устроили общежитие на 20 человек. При общежитии работали библиотека, амбулатория, баня, прачечная, парикмахерская и клуб. В этом общежитии по ходатайству Горького жил некоторое время Осип Мандельштам.
После основания Дома ученых, в нем какое-то время работал завхозом Адольф Родэ - бывший управляющий Крестовского сада и бывший владелец кафешантана "Вилла Родэ". По словам современников, Родэ часто оказывал помощь голодавшим ученым Петрограда, и многие представители академической элиты тех лет с благодарностью называли Дом ученых "РОДЭвспомогательным домом".