Во Франции их называли петиметрами, в Англии XVIII века – макарони, так как после поездок в Италию многие следовали ее более яркой моде в одежде.
Все они отличались от окружающих экстравагантностью и яркостью своих нарядов.
Модники конца 18 века любили резкие, "попугайские" сочетания цветов, несмотря на общую пастельную цветовую гамму костюмов и высоченные прически, практически как у дам. Модник представлял собой забавное зрелище- сюртук и панталоны в обтяжку, туфли на каблуках и громадная сложная прическа. Не зря в моду тогда вошли тросточки- при таком смещении ценра тяжести , да еще и на каблуках, удерживать равновесие давалось с трудом.Он был, к тому же, напудрен, нарумянен и напомажен.
В отличие от конца 17- начала 18 века, эпохи мушкетеров и Людовика 14- ничего мужского во внешнем облике модного молодого человека не оставалось- это было субтильное жеманное существо, особенно по контрасту с женщинами в громадных кринолинах.
Сначала такой кафтан был принадлежностью военных, но затем превратился в обыденную и даже придворную одежду.
Жюстокор не имел воротника, а по талии опоясывался широким шарфом, который на боку завязывался бантом. Под кафтан обычно надевали камзол — весту. Спереди жюстокор имел карманы в виде клапанов. Появление карманов было чрезвычайно важным практическим усовершенствованием одежды. До этого все мелкие, нужные человеку вещицы — кошелек, часы и прочее носили у пояса.
Таким же практическим усовершенствованием было появление после 1670 года разрезов на полах жюстокора, задний разрез был необходим для верховой езды, а боковой — для продевания в него шпаги, так как шпагу согласно моде носили уже не сверх кафтана, а под ним. В боковые разрезы вшивались заложенные в складку куски такой же ткани, которые не только придавали силуэту элегантность, но и делали кафтан более удобным.
![alt](http://kolyan.net/uploads/posts/2009-11/1257949990_6.jpg)
![alt](http://kolyan.net/uploads/posts/2009-11/1257950021_7.jpg)
![alt](http://kolyan.net/uploads/posts/2009-11/1257949970_8.jpg)
Несколько упростившийся костюм этого времени стал любимой одеждой и в среде буржуазии, но здесь костюм шили из простых, скромных по цвету тканей. Однако часть разбогатевших буржуа, подражая аристократии, носила пышные, яркие одежды, даже еще более утрированные, чем у дворян. (Достаточно вспомнить господина Журдена из «Мещанина во дворянстве» Мольера.)
Панталоны этого времени были узкими, застегивались под коленом на пуговицу и уже не имели, как в 17 веке, отделки из лент и кружев.
Обувь в моде осталась прежней: и высокие, выше колена сапоги-ботфорты, и туфли на красном каблуке, являвшиеся привилегией дворянства.
В начале столетия продолжают совершенствоваться причёски, возникшие в конце XVII века, в "мушкетерское" время.
В моде были парики. Пышная прическа состояла из массы длинных, завитых в локоны волос, причем самым модным цветом волос считался белокурый. Этот парик, напоминавший львиную гриву, дополнял облик вельможи XVII века, как бы олицетворяющий идею величия и неприступности.
Парик появился еще в начале XVII века, но окончательно вошел в моду в 50-х годах. В 70-х годах изменился цвет парика (вместо белокурого он стал каштановым) и увеличился его объем. Над лбом волосы взбивали в два тупея, длинные пряди волос падали на грудь и спину.
Облысев с возрастом, Людовик XIV издал указ об обязательном ношении париков. Тогда существовало до сорока пяти различных их видов. В день парик меняли минимум трижды: утром носили черный, днем - каштановый, вечером - светлый. Светлые волосы были самыми редкими и самыми ценными, поэтому парики посыпали белой пудрой или мукой. Часто на парики шли волосы казненных людей.
При дворе Людовика XIV впервые появился парик аллонж - мужской парик из длинных, завитых в локоны, ниспадающих на плечи волос. До сих пор такой парик носят английские судьи и мэр Лондона.
Для активного времяпрепровождения надевали походный парик с кудрями, собранными в пучок. В неофициальной обстановке носили парики с короткой косичкой сзади. Они имели шелковую подкладку, которая облегала волосы со всех сторон. Увлечение париками высмеял Мольер в своих произведениях.
Один из париков врача 18 века -из фильма "Мнимый больной" по Мольеру.
Сюртук стал менее обьемным и более облегающим. Полы сюртука подрезают спереди, а после 1740 года их начинают укреплять китовым усом или проклейкой холстом, чтобы они оттопыривались, , так что сюртук стал походить на укороченный вариант женского кринолина. Под сюртук надевают жилет с отделкой по краю и вышивкой.
Обязательной принадлежностью мужского костюма была белоснежная рубашка с кружевными манжетами, украшенная жабо.
![alt](http://kolyan.net/uploads/posts/2009-11/1257949963_20.jpg)
В XVIII веке аристократы жили удовольствиями и иллюзиями, создавали вокруг себя ту обстановку, которая рождалась в их мечтах и фантазиях, они были то пастухами и пастушками, то олимпийскими богами — настоящий мир был им далек.
В ХVШ в. появились маленькие пудреные парички, с буклями на висках и "хвостом" или косичкой сзади. Моду на пудреный парик ввел в Западной Европе прусский король Фридрих I, которому в эпоху рококо стали подражать другие короли.
В моду входит небольшая, относительно простая и даже демократичная причёска «а-ля Катогэн»: подвитые волосы зачёсывались назад, завязывались на затылке в хвостик чёрной лентой. Эту причёску часто носили в армии и на флоте. Некоторые модники прятали этот хвостик в своеобразный футляр из чёрного бархата.
Причёска «а-ля Катогэн» оказалась самой популярной на протяжении XVIII столетия. В 1740-1750 гг. большой популярностью пользуется завивка «крыло голубя» - два-три ряда тщательно закрученных локонов укладывались на висках. Сзади – небольшая косичка или хвост, стянутый лентой. Именно с такой завивкой мы можем видеть молодых королей - Людовика XV и Фридриха Великого. (Существовал также одноимённый парик неизменно – белого цвета). К концу XVIII века парики практически повсеместно выходят из моды – исключение составляла, пожалуй, Россия, где ещё в эпоху Павла I было немыслимо явиться ко двору без напудренного парика. В 80-е гг. в моду входят довольно пышные, однако, простые в исполнении мужские причёски с крупными, как бы небрежно уложенными рядами локонов. Молодые лорды на картинахГейнсборо причёсаны именно таким образом. В период Великой Французской Революции длинные волосы практически вышли из моды, особенно после того, как актёр Тальма сыграл роль Тита в вольтеровском «Бруте». После этого в моду вошли коротки «римские» причёски «а-ля Титус».
![alt](http://kolyan.net/uploads/posts/2009-11/1257949969_26.jpg)
Петиметр (фр.Petit maitre — щеголь) — молодой француз-щеголь, франт, вертопрах, а также русский молодой дворянин, рабски копирующий этот французский образец в модах, манере поведения и т. д.; в русском театре XVIII века - актерское амплуа; тип светского вертопраха, щеголя, пустого, невежественного дворянина, рабски подражавшего всему заграничному.
В Париже было около 1200 мужских парикмахеров, каждый имел своего собственного. Мода менялась постоянно, буквально каждую неделю, и все хотели выглядеть по "последней". Как и женщины- мужские прически напомаживались и пудрились, с блохами и даже мышами были настоящие проблемы! Мне в комментариях написали, что на ночь даже надевали специальный воротник с наживкой внутри, чтобы мыши не поели прическу!