Marina Vlady (Марина Влади) (часть1)
Французская актриса кино, телевидения и эстрады.
Ее настоящее имя Екатерина Марина Владимировна де Полякова-Байдарова (Marina de Poliakoff-Baidaroff). Родилась 10 мая 1938 в Клиши, в Верховьях Сены. Дочь актёров, русских эмигрантов. Марина Влади - младшая из четырех дочерей знаменитого исполнителя русских и цыганских романсов в Париже Владимира Полякова. Занималась в хореографическом училище при Гранд-Опера в Париже. Карьера балерины не сложилась, однако приобретенная пластичность движений стала одним из отличительных достоинств актрисы. В кино с 11 лет. Когда Марине было 13 лет, умер отец, которого она обожала. Девочка была так потрясена утратой, что в память об отце решила взять псевдоним, произведенный от его имени. Так урожденная Марина Владимировна превратилась в Марину Влади.
колдунья
«Марина не была красавицей. Но было в ней нечто такое, что сражало любого мужчину с первого взгляда» - так вспоминал о юной Влади актер и режиссер Марчелло Мастроянни. Они познакомились на съемках картины «Черные перья». Марине едва исполнилось 15, Марчелло было уже 27. «Он преподал мне первые уроки флирта», - кокетливо вспоминает актриса. Ну а друзья Мастроянни твердят, что тот - опытный к тому времени сердцеед - совершенно потерял голову. Марчелло носил девчонку на руках, ввел в кинотусовку...
И получил взамен разбитое сердце: ветреная барышня-подросток, насладившись вниманием известного партнера, переключилась на другой объект - красавца Марлона Брандо. Марлон оказался сдержаннее Мастроянни: «Настоящего романа у нас, увы, не получилось», - признавалась Влади.
Впрочем, не в ее тогдашней привычке было переживать из-за мужчин. После фильма «Колдунья» (в нем Влади сыграла ведьму Олесю из рассказа Куприна) к актрисе приклеилось это прозвище: «Девчонка действительно колдунья. Вскружить голову такому количеству мужчин!» - перешептывались в кинотусовке. Не зря. Марина умудрилась влюбить в себя даже знаменитых режиссеров Орсона Уэллса и Жана-Люка Годара: оба предложили ей руку и сердце. Но девушка остановила свой выбор на актере Робере Оссейне.
как Марина не стала Анжеликой
Ей было 17, ему - 28. Героиня «Колдуньи» и герой «Анжелик» (Робер Оссейн прославился ролью графа Жоффрея де Пейрака) на протяжении пяти лет брака считались одной из самых красивых пар французского кино. Правда, саму Анжелику актриса играть наотрез отказалась, хотя именно ей первой предложили роль «маркизы ангелов».
Почему отказалась? Говорят, несмотря на страсть, супруги не могли долго находиться друг с другом. Любовь быстро перерастала в скандалы. Родив двух сыновей, Игоря и Петра, Марина и Робер расстались. Причем очень нехорошо: на протяжении многих последующих лет они испытывали друг к другу самую настоящую ненависть.
К тому времени Влади повзрослела. Ее уже не интересовали мимолетные романы, да и поклонники поднадоели. Потому в конце 1960-х она с радостью приняла приглашение советского режиссера Сергея Юткевича поучаствовать в его фильме. «Я лечу в Москву. Надеюсь, там смогу отдохнуть от тусовок и кавалеров», - говорила она.
В СССР Влади прибыла вместе с мамой и тремя сыновьями. Актриса рассчитывала пробыть в стране «валенок и медведей» не больше пары месяцев, но встретив Владимира Высоцкого, осталась на целых 12 лет.О том романе написаны десятки книг.
Всё кончено
Смерть Высоцкого надломила ее. В СССР француженку Влади недолюбливали. А на родине у актрисы началась жесточайшая депрессия. Говорят, Марина даже пыталась покончить с собой.
Ее спас врач-онколог Леон Шварценберг. Много лет он лечил от рака сестру Марины. В 1981 году по просьбе актрисы выхаживал смертельно больного Андрея Тарковского. А потом помог пережить жизненную трагедию и самой Влади. Леон ушел от жены и сына, оставив им дом, и попросил Марину временно его приютить. «Временно» затянулось на 23 года...
Рука об руку эта пара прошла через серьезные испытания. Леону, министру здравоохранения и в то же время убежденному стороннику эвтаназии, устроили травлю, обвинив в убийстве нескольких безнадежно больных людей. Марина отчаянно защищала гражданского мужа в прессе: «Я живу с этим человеком в одном доме и сплю в одной постели. И могу на крови поклясться, что честнее Леона я не знаю никого!»
Злая ирония судьбы: Шварценберг умер от той же болезни, от которой долгие годы лечил людей, - рака. В последние месяцы его жизни Марина, чтобы заглушить боль и страх, начала прикладываться к бутылке. А после похорон заперлась в доме и несколько лет выходила из него раз в неделю: чтобы закупить немножко продуктов и много - алкоголя. «Мне казалось, что жизнь моя кончена. Дети далеко, родных мужчин не осталось. От полного отчаяния и самоубийства меня спасли мои собаки, за которыми надо было ухаживать. И другая страсть - писательство», - позже признавалась Марина.
Но жизнь продолжается
На ее счету больше двух десятков книг. «Мир иллюзий оказался значительно спокойнее и добрее мира реального», - улыбаясь, говорит Влади. Но улыбка получается горькой. «Этой женщине пришлось пережить столько трагедий, что ее сердце превратилось в кусок железа», - как-то написал один известный французский журналист.
Актриса похоронила двоих любимых мужей. Чуть не похоронила сына: Игорь несколько лет назад попал в автокатастрофу и долгое время пролежал в коме. Его дочери - внучки Марины, ехавшие вместе с отцом, - скончались. «С некоторых пор смерти я не боюсь вообще», - светло улыбаясь, сообщает Влади.
А Франция вспоминает жутковатую историю, когда актриса серьезно опоздала на пресс-конференцию, связанную с выходом ее новой книги. Ворвалась в зал, запыхавшаяся и улыбающаяся, и с порога сообщила: «Простите за опоздание! У меня сегодня внук умер, потом машину негде было поставить...» Увидев ужас на лицах журналистов, поспешила объясниться: «Ой, ну вы понимаете, сын с невесткой такую истерику закатили! Пришлось их успокаивать, как маленьких. А ребеночку и недели не было, в родильном доме умер».
Однако несмотря на «железное сердце» и редкостное пренебрежение к смерти, Марина Влади до сих пор твердит одно: «Самое большое счастье - это жить. Я стольких похоронила: мужей, родителей, сестер, детей - что знаю это наверняка. Мне теперь нужно жить не только за себя, но и за своих покойников».