Цитата сообщения A-delina
Евгений Леонов. О добром сердце.
Евгений Павлович Леонов (2 сентября 1926, Москва, СССР — 29 января 1994, Москва, Российская Федерация), выдающийся советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1978). Лауреат Государственной премии СССР (1976) и Государственной премии Российской Федерации (1992).
"Евгений Леонов был великим русским комиком. А знаете, что такое русский комик. Это обязательно, непременно - еще и трагик, в нем должна быть романтическая слеза, звучать интонация трагедии. Я бы рискнул, пожалуй, выстроить ряд великих отечественных комиков, где Щепкин, Варламов, Давыдов, Яншин и Леонов." Андрей Гончаров "Великий комик".
Евгений Павлович Леонов родился 2 сентября 1926 года в Москве в семье Павла Васильевича Леонова и Анны Ильиничны Леоновой. Отец работал инженером на авиазаводе, а мать была домохозяйкой. Евгений был вторым ребёнком в семье. Брат Николай был старше его на два года. Леоновы жили в коммунальной квартире на Васильевской улице, занимая две небольшие комнаты. Мама, хотя и не была высокообразованной, всю себя отдала воспитанию детей. Она много читала им книг.
А отец часто рассказывал сыновьям о знаменитых летчиках: Чкалове, Байдукове, Белякове. Именно тогда у мальчиков и возникла мечта стать летчиками. Кстати, брат Евгения Николай впоследствии стал работать в авиации. В пятом классе Евгений Леонов записался в школьный драматический кружок. Долгое время ученики репетировали пьесу, сочиненную ими самими же. И хотя премьера так и не состоялась, но эта работа запала в душу мальчика, зародила в ней искры любви к театру.
Когда началась Великая Отечественная война, Евгений окончил только седьмой класс. По совету родителей устроился учеником токаря на авиационный завод. Во время войны там работала вся семья: отец — инженером, мать — табельщицей, а брат — копировальщиком. Осенью Евгений Леонов поступил в Авиационный техникум им. Серго Орджоникидзе. Учась в техникуме, Леонов принимал участие в художественной самодеятельности, выступал на студенческих вечерах. Евгений Павлович рассказывал: «Я помню, что именно там подготовил «В купальне» Чехова, выучил и рассказывал «Монтера» Зощенко, очень любил Блока, Есенина, читал их наизусть на вечерах, и меня называли, как когда-то в школе, «наш артист».
На третьем курсе техникума Евгений Леонов поступил на драматическое отделение Московской театральной студии, которой руководил Ростислав Захаров, известный балетмейстер Большого театра. О своем поступлении он рассказывал: «Я попросил у брата пиджак и решил, что готов к экзамену. Я безумно нервничал - я понимал свою несостоятельность, но не думал, что так получится. Сидело человек 25 народу, я вышел (они, видимо, добирали, студия существовала уже второй год) и прочитал все, что с таким успехом читал в техникуме: Чехова, Зощенко.
У меня спросили: «Еще что-нибудь есть?» Я сказал: «Есть, но это еще хуже». Почему-то все стали просить, чтобы я почитал еще. Я прочитал Блока «В ресторане». Я любил это стихотворение... Была тишина, я был белого цвета. Я читал серьезно, мне сказали спасибо. И это стихотворение Блока спасло меня, примирило и с моим пиджаком, и с моей курносой физиономией, и с недостатком культуры. Потом, говорят, развернулось целое собрание, стали просить Екатерину Михайловну Шереметьеву. Она сказала, что я, мол, очень серый, неотесанный, но ее стали снова просить: «Мы поможем» - и меня приняли в студию».
Закончив в 1947 году обучение, Леонов был принят в Московский театр Дзержинского района. Там он сыграл роль Кольки в спектакле «Ровесники». Однако уже спустя год театр расформировали и на его месте создали Московский драматический театр имени Станиславского, главным режиссером которого стал Владимир Федорович Дудин. Молодых актеров приняли в новый театр, но долгое время не доверяли главных ролей, администрация давала подзаработать своим молодым артистам. Они могли еще в антрактах и перерывах монтировать сценическое оборудование, что-то переносить, а также создавать шумовые эффекты — изображать свист ветра, плеск воды, цокот копыт и грохот проезжающей повозки. Существовала твердая такса за эту работу: пять рублей. Однажды Евгений Леонов, умаявшись во время спектакля, заснул, а в это время мимо окна процокала копытами лошадь и проехала с грохотом какая-то повозка. «Пять рублей проехали», — пробормотал Леонов сквозь сон.
В 1947 году Леонов впервые попробовал себя в кино. Театральных денег на жизнь явно не хватало, поэтому он искал любую возможную халтуру. Первоначально это были даже не эпизоды, а массовка. Первые же свои эпизодические роли он сыграл в 1949 году: в фильмах режиссера Владимира Немоляева (отца известной актрисы Светланы Немоляевой) «Счастливый рейс» и «Карандаш на льду».
Затем последовали эпизоды в спортивной комедии Владимира Петрова «Спортивная честь» (1951), где Леонов появился в роли официанта, и в героико-приключенческом фильме Владимира Немоляева «Морской охотник» (1954). В фильме «Морской охотник» ему довелось сыграть кока. Как он вспоминал: «Там песенку надо было петь, для меня это было стеснительно - и оркестр, и все на меня вытаращились. Я так запел, что пюпитры закачались, но все-таки каким-то образом я пел песню - с моим-то слухом...»
В середине 50-х у Евгения Леонова произошли серьезные перемены, как в кино, так и в театре. Трудно сейчас поверить, что театральная актерская карьера у Евгения Павловича началась с роли: Лариосика в знаменитой булгаковской пьесе "Дни Турбиных". Эту роль он получил из рук легендарного МХАТовского "кузена из Житомира" - Михаила Яншина, который и поставил в театре Станиславского этот спектакль. Е.П. Леонов проработал в этом театре 30 лет.
В середине 50-х произошли изменения и в личной жизни Евгения Леонова. Стоит отметить, что он был чрезвычайно стеснительным человеком, и это несколько осложняло его взаимоотношения с девушками. Со своей будущей женой Вандой Леонов познакомился в 1957 году, когда театр Станиславского был с гастролями в Свердловске. Случилось это совершенно случайно. Вместе с другом они вышли прогуляться по городу и обратили внимание на двух девушек, которые оказались студентками музыкально- педагогического училища. Одна из них, по имени Ванда, сразу понравилась Евгению, и он пригласил девушек на спектакль. После спектакля они с Вандой гуляли по вечернему городу, и влюбленный Леонов читал Ванде стихи…
По возвращении в Москву Леонов стал названивать любимой девушке и уговаривать приехать. В конце концов, он ее уговорил. Ванда приехала в Москву и пришлась по душе родителям Евгения, после чего Леонов тут же предложил девушке руку и сердце. А вот родители Ванды оказались совершенно не в восторге от предполагаемого брака. Они считали профессию актера несерьезной бесперспективной. Вот тут то и проявился характер Ванды, которая заявила, что все равно выйдет за Леонова. Родителям пришлось смириться с решением дочери.
Так 16 ноября 1957 года был зарегистрирован брак между Евгением Павловичем Леоновым и Стоиловой Вандой Владимировной. Ванда переехала в Москву, так и не окончив музыкально-педагогического училища. В 1958 году она поступила на театроведческое отделение ГИТИСа. А в 1959 году у них родился сын Андрей.
Андрей учился довольно средне, и Леонова часто вызывали в школу, где знаменитый актер бледнел и краснел. Вспоминает Андрей Леонов: «За очередную двойку он однажды решил меня наказать. «Отведу, - говорит, - в лес. В лесной интернат». Собрал мои вещи в чемоданчик, взял за руку и повел. Спускаемся по лестнице, и у обоих ноги подкашиваются. Мягким он был. Характера хватило ровно до первого этажа. От мамы и подзатыльники случались, и в угол ставила, а он защищал».
В 1979 году Андрей Леонов окончил Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина при театре им. Евг. Вахтангова (курс А. А. Казанской) и был принят в труппу театра «Ленком». В 1997 году получил звание заслуженного артиста России. Внук — Евгений Леонов (род. 1987); внучка — Анна (род. 2010)
С 1968 года Евгений Леонов — актёр МАДТ имени В. В. Маяковского. Стал популярен после фильма «Полосатый рейс». Работали артисты на пароходе «Матрос Железняк». Тигры есть тигры, и сниматься с ними Леонов мог, только отгородившись пуленепробиваемым стеклом. Так оградили перед съемками ванну, в которой должен был купаться Леонов, причем он лично проверил стекло на прочность. Но оператор заявил, что стекло будет давать блики и зритель сразу обо всем догадается. Режиссер решил стекло убрать, но Леонову об этом не говорить. Как только Леонов разделся и плюхнулся в ванну (под ней спрятали дрессировщика), стекло незаметно убрали и впустили в павильон тигра, который сразу направился к артисту и стал его обнюхивать. Тот открыл глаза и…
Остальное зрители видели: Леонов ахнул, голышом выскочил из ванны и бросился бежать, роняя хлопья пены. Так что игры тут не было — все произошло самым натуральным образом. Как он вспоминал позднее: «Я первым из актеров показал свой мощный зад советскому народу. Сцена, где мой горе-укротитель убегает от тигра, выскочив из ванны, поразила министра культуры Е. Фурцеву. Потом было много нареканий...»
«Полосатый рейс» принес Евгению Леонову огромную популярность. Со всех сторон посыпались многочисленные предложения от режиссеров. Обрадованный актер почти всегда соглашался. Он, истосковавшийся по работе, был рад любой роли. Яркий и мягкий, комедийный характерный актёр большого обаяния, Леонов отличался непосредственностью и простодушной открытостью, был наделён и самобытным драматическим дарованием. Леонов очень органично перевоплощался в своих многочисленных добродушных, приятных, положительных героев, простоватых, с небольшой обаятельной хитрецой.
В своих фильмах Леонов практически не гримировался, даруя героям свою внешность — небольшой рост, полную мешковатую сутулую фигуру, круглое лицо с большим круглым носом и толстыми губами, голову со значительной проплешиной. Глуховатый хриплый голос Леонова моментально узнаваем. Особой любовью многих поколений зрителей до сих пор продолжает пользоваться и его работа по озвучиванию анимационных фильмов (прежде всего блистательно выполненная за кадром роль Винни-Пуха в серии лент 1969—1972 годов).
Он снимался у таких известных кинорежиссеров как Георгий Данелия, Михаил Швейцер, Виталий Мельников, Марк Захаров. Марк Захаров, художественный руководитель театра "Ленком", считает, что народным Евгений Леонов стал после фильма "Белорусский вокзал". "Здесь он совершил бросок в новое состояние, - говорит Марк Захаров. - Он выразил не себя, за ним стояла целая общность русских людей, не слишком удачливых, не слишком счастливых, но добрых, веселых и, самое главное - родных".
Совершенно другую роль Евгений Леонов сыграл в эксцентрической комедии Александра Серого
«Джентльмены удачи». Здесь актеру достались сразу две главные роли – жестокого вора по кличке «Доцент» и директора детсада Евгения Ивановича Трошкина, который по заданию милиции перевоплощается в Доцента. Для того, чтобы убедительнее сыграть роль, Леонов специально ходил в Бутырскую тюрьму и смотрел в глазок камеры, изучая заключенных. Эти наблюдения, а также актерский талант и мастерство помогли ему создать незабываемые персонажи.
В начале 1970-х из-за частого отсутствия в театре по причине съёмок в фильмах возникли разногласия с руководителем театра Андреем Гончаровым, и с 1972 года Леонов стал актером Московского театра Ленинского комсомола (с 1990 года — театр «Ленком»). В 1982 был избран общественным директором Центрального Дома актера имени А.А.Яблочкиной.
В 1978 году Марк Захаров пригласил Евгения Леонова на роль Короля в свою новую картину «Обыкновенное чудо» - экранизацию одноименной пьесы Евгения Шварца. Эта роль была несколько необычна для актера, привыкшего играть добросердечных персонажей. Леонов сумел создать незабываемый персонаж Короля-тирана, наполнив его необычайной иронией и трогательностью. В том же году Леонову было присвоено звание народного артиста СССР. Интересно, что когда обсуждали вопрос о присвоении ему этого звания, кто-то сказал: «А разве он не народный? Да что вы! Проверьте, он уже народный давно».
Как и любому актеру, Евгению Леонову не всегда доставались главные роли. Но в любую роль он неизменно вкладывал все свое сердце, создавая очередной шедевр. То же самое можно сказать и о его работе в очередной картине Георгия Данелии «Осенний марафон». Удивительно, но в 1979 году Призом Союза журналистов лучшему исполнителю мужской роли был награжден именно Леонов, а не Басилашвили.
Начало 80-х ознаменовалось двумя новыми работами Евгения Леонова в кино. В комедии Леонида Гайдая «За спичками» он сыграл крестьянина Ихалайнена, в трагикомедии Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» - актера провинциального театра Бубенцова. В середине 80-х Георгий Данелия вновь пригласил Евгения Леонова в свою картину. Это была фантастическая комедия
«Кин-дза-дза», где Леонов сыграл чатланина Уэфа. Со временем «Кин-дза-дза» стал по настоящему культовым фильмом.
Страшное несчастье произошло с Евгением Леоновым летом 1988 года. В то время театр Ленком был на гастролях в Германии, в Гамбурге. Леонов играл там роль Подсудимого в спектакле «Диктатура совести». На третий день после спектакля ему стало плохо. Врач, приехавший на «Скорой», сказал, что Леонова необходимо отвезти в больницу. По дороге у Евгения Павловича остановилось сердце… Вспоминает Ванда Леонова: «Врачи не знали, чем это вызвано: ведь у Жени был целый букет болячек. Сахарный диабет, плохие сосуды, сердце... Слава Богу, им случилось в Германии - у нас бы он умер. Его подключили к аппаратуре. Сердце забилось. В госпитале перед операцией ему сумели сделать шунтирование (перешивание сосудов), отключили аппаратуру. Но сердце не выдержало, последовал обширнейший инфаркт. На его фоне и шла операция, которая продолжалась 4,5 часа».
Евгений Леонов пролежал в коме шестнадцать суток. Все эти дни с ним рядом находились жена и сын. Андрею так и сказали: «Сиди и беседуй с ним и с Господом. Если он тебя услышит наверху, отец вернется». Вместе с ним всем сердцем был и весь советский народ. Простые люди ставили в церквях свечки за то, чтобы их любимый артист вернулся. Он вернулся. А спустя четыре месяца уже репетировал главную роль Тевье-молочника в новом спектакле «Поминальная молитва». "Эта роль обрела характер прощания и заповеди, - говорит Марк Захаров.
29 января 1994 года Евгений Леонов, на 68-м году, жизни ушел из жизни. Его жена Ванда рассказывала: «Этот день был тяжелым. Андрюша утром за мной заехал - мы собирались на рынок. Женя обычно и это время уже вставал, а тут он лежал. Я к нему подошла, говорю: «Женя, мы на рынок собираемся». Он: «Купите мне чего-нибудь вкусного». Приехали мы с рынка, сели за стол кушать, и он вдруг говорит: «Ванда, ты почему мне ничего не купила?» И лицо у него было такое сердитое-сердитое. Я говорю: «Женя, ну что ты, я тебе цыпленка купила, то, другое, третье». Но он ничего не стал есть, а потом сказал: «Я не могу взять себя в руки». Потом я легла отдыхать - у меня очень сильно болела голова.
Я лежала в другой комнате, но слышала, что он как-то подозрительно каш-пял: кхе-кхе... как будто хотел прокашляться, но не мог. Потом он зашел в комнату и сказал: «Сейчас Андрюшенька появится, надо будет собираться в театр». Надел рубашку, стал переодевать брюки - театральный костюм у него был дома - и вдруг пошатнулся и упал. Я думала, что он на штанину наступил. Закричала: Женя, ты что?», подбежала к нему, а он выпрямился - и все. В одну секунду его не стало. Приехали врачи, сказали, что это - тромб».
Вечером того рокового дня в Ленкоме должен был состояться спектакль «Поминальная молитва» с Леоновым в главной роли. Когда зрителям объявили, что спектакль не состоится из-за смерти актера, ни один из них не сдал свой билет. Из ближайшего храма принесли свечи, и народ весь вечер простоял с ними у театра. На похороны пришли тысячи людей. Потеря его была страшным, трагическим ударом, она пробудила в нас мысль о счастливых мгновениях, которые подарил московскому Ленкому, российскому театру и кинематографу Великий русский артист". Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Признание и награды
*Заслуженный артист РСФСР (1959)
*Народный артист РСФСР (1972)
*Народный артист СССР (1978)
*Приз «Серебряный павлин» на 3-м Международном кинофестивале в Нью-Дели, Индия (1965, фильм «Донская повесть»)
*Премия Всесоюзного кинофестиваля в Киеве (1966, фильм «Донская повесть»)
орден «Знак Почета» (1967)
*Государственная премия СССР (1976), — за исполнение роли Василия Трифоновича Потапова в фильме «Премия» (1974)
*Приз Союза журналистов лучшему исполнителю мужской роли (1979, фильм «Осенний марафон»)
*Приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне (1979, фильм «Осенний марафон»)
*Премия итальянских журналистов за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале (1979, фильм «Осенний марафон»)
*Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1981), — за исполнение роли Василия Игнатьевича Харитонова в фильме «Осенний марафон» (1979)
*Премия Ленинского комсомола (1978) — за исполнение роли Прохорова в фильме «И это всё о нём»
*Государственная премия Российской Федерации (1992), — за исполнение роли в спектакле «Поминальная молитва»)
*В 2007 году в Московском музее современного искусства был установлен памятник героям комедии «Мимино», в том числе персонажу Леонова.
*В 2011 году в городе Дилижане (Армения) был установлен памятник героям комедии «Мимино», в том числе персонажу Леонова.