Кнопочки-переходы *ДАЛЕЕ* с кодами - (0)
- 6а Далее для ЛиРу - в эти скобочки вместо звездочек пишем more=ВСТАВЛЯЕМ КАРТИНКУ "Дал...
Бисквит который никогда не опадает! - (0) Кнопочки весенние - (0)...
12 СОВЕТОВ ДЛЯ ТЕХ, КТО РЕШИЛ СБРОСИТЬ ЛИШНИЙ ВЕС - (3)1. Гречка - страшный враг жира 2. Как правильно пить воду, чтобы похудеть ...
Магазинная лихорадка |
Знаете, какой способ борьбы со стрессом наиболее популярен в последние годы? Задушевная беседа с другом или психотерапевтом? Экстремальный спорт? Секс? Алкоголь, никотин, пирожные? Ничего подобного. По мнению большинства современных граждан, это шопинг.
Родиной ониомании считают США. И первой официальной жертвой этого недуга называют американку Барбару Зелински. В пятидесятые годы прошлого века она прославилась тем, что умудрилась потратить все деньги своего супруга за 2 минуты 34 секунды. «Нужную вещь не купить — здоровью навредить» — полагала азартная дамочка. Правда, «счастье» ее длилось недолго: вскоре муж подал на развод, поскольку был категорически не согласен с ее жизненным кредо.
Как вы догадываетесь, этот случай — далеко не единственный. Конфликты и разводы в семьях шопоголиков — явление обычное. Вот только никакие ссоры и ультиматумы не смогут вразумить больного человека — а родственники этого, как правило, не понимают.
Избавиться от магазинной зависимости не проще, чем от алкоголизма и курения. На Западе с этой проблемой работают психотерапевты. Существуют даже общества анонимных шопоголиков, специально разработанные программы реабилитации и поддержки семей. У нас же об ониомании пока мало кто слышал, а страсть к шопингу считают безобидным развлечением, в крайнем случае — блажью. Вот только людей, страдающих этой зависимостью, у нас с каждым годом становится все больше.
Считается, что страсть к шопингу — проблема исключительно женская. Но это не совсем так. Просто у женщин эту болезнь гораздо проще диагностировать. Приглядитесь к покупателям в торговых центрах: подавляющее большинство из них — дамы. Именно они с восторженными лицами ходят из одного бутика в другой, подолгу томятся у витрин, стоят в очередях в примерочные, охотятся за скидками, купонами и с нетерпением ждут распродаж. Мужчины ведут себя гораздо спокойнее. Зачастую они просто сопровождают своих спутниц, порой интересуются техническими новинками — в общем, выглядят абсолютно здоровыми, нормальными потребителями. Но это лишь видимость. Согласно статистике, 40 % шопоголиков — именно мужчины. Женщины, конечно, лидируют — но не с таким уж значительным перевесом, как может показаться на первый взгляд.
Получается, мужчины питают тайную страсть к покупкам? Иногда — так и есть. Срабатывает стереотип, что хождение по магазинам — не мужское дело, поэтому представители сильного пола стараются не афишировать свое увлечение, что с появлением интернет-магазинов стало совсем не сложно. Кстати, денег они тратят ничуть не меньше, а порой — значительно больше, чем женщины, поскольку покупают не одежду и косметику, а мобильные телефоны, модные гаджеты, аксессуары для машины или компьютера и прочие недешевые мужские игрушки.
Кроме того, мужчины чаще страдают другой распространенной болезнью современности — кредитоманией. У жизни в долг есть свои плюсы — если умеешь вовремя остановиться. Но, увы, это не всем удается. Импульсивные натуры не могут устоять перед соблазном получить сразу крупную сумму денег. О том, что вскоре придется отдавать долг, причем, с процентами (иногда баснословными), задумываются не все. На Западе примерно 10% населения составляют «хронические должники»: люди, годами, а то и десятилетиями не вылезающие из кредитов. Типичный пример: давно хотелось купить новый телевизор — а тут как раз заманчивое предложение от банка: кредит без справок и поручителей. Почему бы не воспользоваться? Проценты, правда, великоваты — но потом можно будет пререкредитоваться, взять новую ссуду, на более выгодных условиях… Примерно так рассуждают «хронические должники», не замечая, что сами загоняют себя в ловушку. А в основе этой мании — все тот же инстинкт потребления: желание покупать (то есть, получать удовольствие) «здесь и сейчас», не заботясь о последствиях.
УРА, СКИДКИ!
На этом фоне любители распродаж кажутся людьми рассудочными и здравомыслящими. Но, по сути, их рационализм — всего лишь иллюзия. В большинстве случаев охота за скидками тоже превращается в манию, да еще и небезопасную. Во-первых, стремление сэкономить зачастую оборачивается крупными расходами: соблазняясь «бросовыми» ценами, люди перестают считать деньги — и в итоге тратят гораздо больше, чем планировали. Во-вторых, в дни скидок выше риск приобрети некачественный товар (который, кстати, обмену и возврату не подлежит): покупатели не особенно приглядываются к вещам, ведь главное — опередить конкурентов. Но это не самое страшное. Известны случаи, когда в первые дни распродаж люди получали серьезные травмы: толпа безумных покупателей сметала все на своем пути…
Так что же теперь: держаться подальше от магазинов? Нет, конечно. Не каждый покупатель становится шопоголиком — ведь зависимостью от секса, алкоголя или пирожных тоже страдают далеко не все. По мнению психологов, магазинной мании больше всего подвержены те, кто в детстве страдал от недостатка родительской любви. Повзрослев, люди пытаются компенсировать дефицит положительных эмоций и балуют себя многочисленными покупками, не замечая, как впадают в зависимость от этого эрзаца любви. Пополнить ряды шопоголиков рискуют и те, кто недоволен своей карьерой или социальным статусом: такие покупатели в большом количестве приобретают так называемые атрибуты роскоши: дорогие шубы, часы, украшения, навороченные телефоны — и при этом едва сводят концы с концами. И, конечно же, в группе риска импульсивные натуры, для которых сиюминутное удовольствие важнее всего на свете.
Крайняя степень ониомании — явление достаточно редкое. По данным американских исследователей, большинство шопоголиков балансируют на грани. Как не переступить черту и вовремя остановиться? Для начала постарайтесь понять, подходите ли вы под описание типичного шопоголика. «Патологический потребитель», попадая в торговый центр, теряет контроль над собой, и если купит хоть что-нибудь, уже не может остановиться. Потом он винит себя за бессмысленные траты — а чтобы поднять настроение, вновь идет за покупками. Желание пройтись по магазинам чаще всего возникает у шопоголика, когда он раздражен, обижен, разочарован или встревожен. Конфликты в семье, долги и безденежье его не останавливают. А если по каким-то причинам человек не может заняться шопингом, он испытывает самую настоящую ломку: теряет интерес к жизни, впадает в депрессию, порой — заболевает. В такой ситуации поможет только психотерапевт. Ну, а у «пограничников» есть шанс справиться с зависимостью самостоятельно.
Кодекс разумного покупателя
Отправляясь за покупками, всегда составляйте список необходимых приобретений.
Не берите с собой кредитки: они создают иллюзию бесплатной покупки, а расплачиваясь «живыми» деньгами, вы контролируете траты.
Старайтесь ходить по магазинам с друзьями или родственниками, которые терпеть не могут шопинг (не удивляйтесь, так бывает!): своим недовольным видом они отобьют у вас охоту сорить деньгами.
Как только возникнет желание заняться шопингом просто так, для поднятия тонуса, постарайтесь найти этому «виду спорта» адекватную замену: покатайтесь на роликах или посмотрите кино. Поверьте, хождение по магазинам – не самое интересное в жизни.
Елена КИРЮШИНА, психолог
Рубрики: | ПСИХОЛОГИЯ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |