По муромской дорожке ... |
Только раз
Слова П. Германа.
Музыка Б. Фомина.
День и ночь роняет сердце ласку,
День и ночь кружится голова,
День и ночь взволнованною сказкой
Мне звучат твои слова:
Только раз бывают в жизни встречи,
Только раз судьбою рвётся нить,
Только раз в холодный зимний вечер
Мне так хочется любить!
Тает луч пурпурного заката,
Синевой окутаны цветы.
Где же ты, желанная когда-то,
Где, во мне будившая мечты?
Только раз бывают в жизни встречи,
Только раз судьбою рвётся нить,
Только раз в холодный зимний вечер
Мне так хочется любить!
Давно собиралась попросить вас рассказать историю любимой моей песни «По Муромской дорожке». Когда она родилась и кто ее авторы?
ЧИСТОХВАЛОВА М. Н.
Меня, признаться, тоже давно волнует и занимает история и судьба этой песни. Но до сих пор, как ни старался, не могу доискаться истоков ее, установить авторов слов и напева. Не обнаружил я пока и ее публикаций в песенниках дореволюционного и более позднего периодов. Обращение к специалистам по фольклору ясности тоже не внесло. Выходит, что песня эта распространялась в народе изустно, с живого голоса на живой.
Велика заслуга и роль в популяризации «Муромской дорожки» Лидии Андреевны Руслановой. Еще в довоенные годы она записала ее на грампластинку, часто пела на эстраде, за что певицу, к слову сказать, очень ругали музыкальные снобы, находившие в песне сходство с жестоким романсом. А между тем песня эта – подлинно народная по сюжету и настроению, по словам и мелодии. Она как бы настояна на крестьянском распеве.
Сегодняшнему поколению любителей народной песни нравится, как поют «Муромскую дорожку» Ольга Воронец и Александра Стрельченко. По-своему распели ее в ансамбле «Русь» из Владимира. Слушая, как поют эту песню девчата из владимирского ансамбля, невольно утверждаешься в мысли, что именно там, на Владимирщине, она родилась.
В пользу такого предположения свидетельствуют и многие полученные мною читательские письма. «Более 1200 лет городу Мурому Владимирской области, – писал мне когда-то в письме Дмитрий Иванович Лобанов. – Сколько былин и народных сказаний упоминают его название! Оно в имени легендарного богатыря Ильи Муромца и в песне «По Муромской дорожке». Я старый человек. И я помню, как в деревне Киржачского района девицы водили хороводы и всегда пели именно эту песню…» Сюжет песни прост и бесхитростен, но в то же самое время глубоко драматичен, потому что не выдуман, а взят из жизни. Ведь так же как в песне, разлучала судьба любящих друг друга людей. В поисках лучшей доли и заработка многие из них покидали родные места. Думалось, что «до будущей весны», а выходило подчас, что надолго, а то и навсегда…
И все-таки кем и когда была сложена песня «По Муромской дорожке»? После одного из моих обращений к читателям по этому поводу я получил письмо из Йошкар-Олы от Виктора Александровича Шахторина: «Автор песни, – утверждал он, – поэт-самоучка Матвей Ожегов – уроженец деревни Михино Нолинского уезда, Вятской губернии. Моя бабушка хорошо знала Ожегова, и у нас была даже его фотокарточка».
Но это – лишь версия. Да, Матвей Иванович Ожегов (1860–1934) увековечил свое имя в народной песенной летописи такими шедеврами, как «Меж крутых бережков», «Потеряла я колечко» и другими. Он начал сочинять песни в духе народных еще подростком, пел их, аккомпанируя себе на гармонике. А также обрабатывал народные песни и помещал их, наряду со своими, в сборниках, вследствие чего некоторые народные песни в его редакции стали приписывать ему. Так получилось, наверное, и с песней «По Муромской дорожке». Но сам Матвей Иванович никогда не претендовал на авторство этой песни.
Так что вопрос о времени рождения и авторах этой песни остается пока открытым. А ваши письма, дорогие читатели, позволили мне воссоздать наиболее полный вариант слов «Муромской дорожки», которым я и завершу свой рассказ.
По Муромской дорожке
Авторы слов и музыки не установлены
По Муромской дорожке
Стояли три сосны.
Прощался со мной милый
До будущей весны.
Он клялся и божился
Одной лишь мною жить,
На дальней на сторонке
Одну меня любить.
Однажды мне приснился
Ужасный, страшный сон:
Мой миленький женился,
Нарушил клятву он.
А я над сном смеялась
При ясном свете дня:
"Да разве это будет,
Чтоб мил забыл меня?!"
Но сон мой скоро сбылся -
И будущей весной
Мой милый возвратился
С красавицей женой.
Я у ворот стояла,
Когда он проезжал.
Меня в толпе народа
Он взглядом отыскал.
Увидел мои слёзы,
Главу на грудь склонил.
Он понял: моё сердце
Навеки он сгубил.
У церкви стояла карета,
Там пышная свадьба была,
Все гости нарядно одеты,
Невеста всех краше была.
Все гости нарядно одеты,
Невеста всех краше была.
На ней было белое платье,
Венок был приколот из роз,
Она на святое распятье
Смотрела сквозь радугу слез.
Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна,
Священнику клятвенны речи
Сказать не хотела она.
Священнику клятвенны речи
Сказать не хотела она.
Когда ей священник на палец
Надел золотое кольцо
Из глаз ее горькие слезы
Ручьем потекли на лицо.
Из глаз ее горькие слезы
Ручьем потекли на лицо.
Я слышал в толпе говорили:
"Жених неприглядный такой,
Напрасно девицу сгубили", -
И вышел я вслед за толпой.
У церкви стояла карета,
Там пышная свадьба была,
Все гости нарядно одеты,
Невеста всех краше была.
Все гости нарядно одеты,
Невеста всех краше была.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |