Мы познакомим вас с некоторыми из инструментов решения научных задач, чтобы вы сами в творческом акте смогли почувствовать свою причастность к открытию истины или пути к ней. Тогда понятая вами информация станет вашим знанием...
В каждом из уроков мы знакомим вас с некоторыми из инструментов решения научных задач, чтобы вы сами в творческом акте смогли почувствовать свою причастность к открытию истины или пути к ней. Тогда понятая вами информация станет вашим знанием... Но прежде, чем познакомить с некоторыми инструментами решения открывательских задач, попробуем разобраться, какими качествами должен обладать творческий человек.
Открытие себя
Мы всю жизнь учимся сами, и нас целенаправленно учат в учебных заведениях. Одна из сторон педагогической деятельности состоит в том, чтобы научить ученика не только «учиться», но и на этапе обучения преодолевать самого себя, свою лень, свою инертность. Для этого необходимо воспитывать в нём собственно Человека высоконравственного, просвещённого и творческую личность так, чтобы она была готова сама принимать решения и уметь их отстаивать не только перед самим собой, но и перед обществом, особенно при сопротивлении общества или всей системы, которые всегда более инертны, чем творческая личность.
С воспитания Человечности и надо всегда начинать (Сухомлинский А.В. «Сердце отдаю детям»), чтобы провести человека через эволюционные джунгли за более короткий срок. На этот счёт имеется достаточно примеров из жизни и литературы. Мы же рассмотрим другую составляющую человека – творческую, ибо без неё сложно пробираться через эволюционные джунгли. По умолчанию уже предполагается, что Человек потенциально – это творец. Но какими качествами должен обладать творческий человек?
На этот счёт имеется много разных представлений и точек зрения. Выделим две – наиболее интересные. Например, Г. Селье («От мечты к открытию) приводит целый список качеств творческого человека. Он считает, что бесчисленные умственные и физические качества, присущие учёному, как таковому, могут быть приблизительно классифицированы по шести важнейшим категориям:
1. Энтузиазм и настойчивость, т.е. интерес, рвение, страсть, направленные на реализацию замысла и способность к длительному и упорному преследованию поставленной цели. Они включают в себя такие качества, как преданность цели, устойчивость к неудачам и однообразию, устойчивость к успеху, мужество, здоровье и энергию.
2. Оригинальность – способность по-новому взглянуть на вещи. А для этого необходимо воспитывать такие качества, как независимость мышления, непредубеждённость – готовность пересмотреть предубеждения перед лицом опровергающих их свидетельств, воображение, интуиция и одарённость.
3. Интеллект – способность к пониманию. Он предполагает развитие таких качеств, как логика, память, опыт, способность к концентрации внимания, абстрагированию.
4. Этика – система приёмов, управляющих нашим поведением. Она включает честность перед самим собой.
5. Контакт с природой – установление тесной связи с явлением Природы, на которое направлено наше исследование. Для этого важны такие качества как наблюдательность, технические навыки и изобретательность. Следует сюда добавить – умение работать руками самому. Ещё оценка результатов наблюдения – способность отбрасывать все формы ослепляющей нас предвзятости.
6. Контакт с людьми: понимание себя и других, совместимость с окружающими людьми, способность организовать группу, убеждать других и прислушиваться к их аргументам.
Достаточно интересные качества, включающие не только чисто творческие, но и частично качества, без которых нельзя называть человека Человеком. Самое же главное – как понимать все эти качества.
Кстати, некоторые из этих качеств перекликаются с шестью качествами, приводимыми в «Жизненной стратегии творческой личности» (ЖСТЛ) (Г. Альтшуллер, И. Верткин «Как стать еретиком»), где даже приводится «алгоритм» жизни и поведения творческой личности. Однако эта часть жизненной стратегии делает человека заложником своей идеи и поступающим в борьбе с «внешними обстоятельствами» подобно роботу, хотя сами по себе приведённые качества, вне «стратегии», интересны.
Творчество всегда предполагает ломку каких-то устоев, старых представлений, парадигм. В своём стремлении к познанию и реализации поставленной перед собой цели, человек непременно ожидает успех от своей деятельности. Исходя из этой посылки и ряда положений методики В.А. Сухомлинского можно представить следующий подход к технологии воспитания творческой личности (Кондракова С.О. «Феномен успеха в обучении в трудах отечественных педагогов-новаторов XIX-XX веков») с учётом шести качеств, изложенных в ЖСТЛ.
Твоя Высшая цель
Без цели не может быть результата, успеха. Следовательно, нужна Высшая (В. Вернадский) или Достойная цель (Г. Альтшуллер), общественно-полезная, на достижение которой стоит потратить творческую жизнь. Для этого человек должен быть не только образованным, но и высокодуховным в нравственном понимании слова. Неслучайно В.А. Сухомлинский обращал особое внимание на духовную жизнь учащихся школы. Уже в школе учащийся должен задуматься, ради чего нужно хорошо учиться, чтобы у него возник интерес к учёбе, к наиболее интересным для него областям знаний, и чтобы в будущем он смог себя реализовать как личность при достижении поставленной цели.
Примеры
У К.Э. Циолковского – это познание природы, выход в космос человечества и налаживание контакта с разумными цивилизациями;
У Гулиа – это создание ёмкого аккумулятора энергии (маховика).
У Н.В. Левашова – это освобождение Мидгард-земли от паразитов, пробуждение землян от ментального сна и далее, через новые знания, выведение Родины и нашей цивилизации на новый путь развития и процветания – Золотой путь.
Но как, например, ученику или любому человеку выбрать Высшую или Достойную цель жизни, если у него ещё нет опыта жизни или необходимых знаний?
Не любая цель годится на эту роль, следовательно, нужны определённые критерии, подход, т.е. нужна технология выбора цели. В период учения перед учеником нет необходимости ставить цель, которой он посвятит в будущем всю свою жизнь. Но его ещё в школе нужно научить, как выбрать Достойную цель. В школе В.А. Сухомлинского на уроках мысли ученика учат прикоснуться к огромному окружающему миру, в котором вопросов больше, чем ответов, вот их и следует находить.
Что касается «взрослых», то ответ очевиден: нужно откорректировать своё мировоззрение с позиций Новых Знаний, и, исходя из нового понимания проблем, которые их интересуют, своих возможностей, своей готовности, выбрать себе цель, ради которой стоит потратить оставшуюся жизнь. При этом следует помнить, что творческие люди живут дольше, ибо у них есть цель, и они настроены на её решение, они более гармоничны со своими «тонкими» телами...