В самом центре Южного Берега Крыма, в селе Запрудном, отбежавшем, от курортного побережья поближе к горам, обосновался единственный в мире музей-мастерская — «Дом Домовых».
Поднимаюсь от Ялтинской трассы пешком, — километра полтора по петляющей асфальтовой дороге. Село как село: беленые хатки, кривые заборы, цветочки в палисадниках, есть пара-тройка двухэтажных зданий; окрест — виноградники, выше — горы и лес.
«Дом Домовых» расположился в неказистом маленьком домике — забор в забор с недавно открытым в заброшенной котельной православным храмом священномученика Порфирия. Контрастное — и, ох, непростое соседство!
Забегая вперед, позволю себе выразить удивление: для чего домовые выбрали себе такого недружелюбного «соседа»? Или это «сосед» поспешил занять пустующее свято место? Ведь музей заработал намного раньше, чем затеялось открытие храма!
Здесь, в мастерской и музее, безусловно, Место Силы. Не изначальное — рукотворное. Это чуется сразу, как входишь, как встречает на пороге хозяин — Николай Валерьевич Никоноров, скульптор, мастер по дереву, член Союза художников Украины, и притом сам «домовенок». Невысокий, подвижный, живой, в шапочке набекрень, с хитринкой в глазах, столь присущей домашним духам. Опекун многочисленных домовых, созданных за 30 лет им самим и его супругой Натальей, тоже замечательным скульптором-резчиком по дереву и духовно одаренным человеком.
ДРЕВЕСНЫЕ МЫСЛЕФОРМЫ
Быстрый оценивающий взгляд из-под густых бровей — и полилась плавная речь экскурсовода, насыщенная сведениями о деяниях домовых и о судьбах людей, которые им доверились, людей, которым эти фигурки, эти существа достались. Потому что здешние домовые — не просто музейные экспонаты, а реальные существа, ожидающие и выбирающие себе хозяев, которым они будут служить. Случается так: зайдет человек, возьмет в руки фигурку — и не может оторваться, аж слезы в глазах. Значит — надо брать. Дух выбрал себе хозяина, а человек, в свою очередь, нашел нужного ему духа. Сговор, сделка, сродство — состоялись.
Вообще-то, фигурки, что вырезают из дерева и одухотворяют своим мастерством и своей любовью Николай и Наталья, это больше и шире, чем домовые. Это — духи-покровители в самом широком смысле слова. Есть среди них, конечно, и чисто домашние духи — хранители очага, лары и пенаты, как называли их в Древнем Риме. Но есть и иные: защитники-воины, покровители различных профессий, помощники в делах и финансовых вопросах, духи творчества и познания, духи любви и помощники в родах… И все они вырезаны из реликтовых ароматных пород: можжевельника, кипариса, ливанского кедра, благородного лавра.
Если быть совсем точным, то, что делают Наталья и Николай, представляет собой энерго-информационные матрицы, которые могут быть наполнены созвучным им содержанием, принадлежащим не Наталье, не Николаю и уж, конечно, не дереву, а человеку — взявшему их в руки и ощутившему связь. Фигурка, точнее, живущий в ней дух, вступает в контакт с глубоким вытесненным пластом подсознания, будит его, помогает подняться, стать действующим и осознанным. И таким образом духовно обогащает владельца, способствует его росту, успеху и счастью. Таков, в общих чертах, механизм.
Я и сам ощутил его действие и приобрел себе духа, заключенного в женской фигурке из можжевеловой сердцевины. Привез домой, обтер льняным маслом, как советовал Николай, чтобы пробудить глубину древесины, нарек существу имя, известное мне одному. В доме, точно, стало уютнее и теплее. Поменяется ли жизнь? Посмотрим…
ДЕЯНИЯ ДУХОВ…
Вот фигурка крылатого юноши, закинувшего руки за голову и блаженно устремленного в небо. Он стоит на сфере, точнее, на надкушенном яблоке, яблоке познания, ибо это — модель Духа-покровителя Таврического национального университета им. В. И. Вернадского в Симферополе. Двух-с-половиной-метровый памятник был установлен 16 сентября 2001 года по заказу ректора университета. Университет в ту пору испытывал серьезные финансовые трудности. Дела вскоре наладились. Мало того — у университетского Хранителя обнаружились и другие способности. Среди студентов бытует поверье, что стоит потереть задние выпуклости на скульптуре — и трудный экзамен непременно будет сдан. Но это еще цветочки: студенты-то суеверны, что с них возьмешь! Говорят, педагоги, прежде чем идти к господину ректору с непростым заявлением, тоже тайком прикладываются к сакральному месту, — срабатывает!
Еще один домовой по имени Архивариус поселился в главном архиве Симферополя. Упомянем также и домового, которого поместили в подвалы Петродворца — охранять подземные коммуникации.
Николай рассказывает случай, когда домовой спас родителей девушки, жившей по соседству, от пьянства. Другой домовой помог разорившемуся бизнесмену встать на ноги. Случаев помощи много — мне, оккультисту-практику, это понятно. Чему удивляться?
Но изредка бывает и так, что домовые не пускают злого человека на порог. Поругается такой пришелец, побрызжет слюной с крыльца — и долой! Так вышло с одной толстой цыганкой: может, она навредить хотела или просто подпитаться дармовой силушкой? Домовым виднее.
…И ИХ ПРОКАЗЫ
Художники Никоноровы приехали в Крым из Кемеровской области, сработав дорогой мебельный заказ и поднакопив деньжат, и решили — пусть домовые, которых к тому моменту было сделано немало, станут нашей профессией!
Музей, он же творческая мастерская Николая и Натальи, открылся в 2009 году. И в нем сразу же обосновалось более 200 домовят, — столько их скопилось за долгие годы. Сейчас их, пожалуй, уже за 300, не считая тех, что нашли своих владельцев и разъехались по всему миру.
Домовой, при всей своей любви и заботе, по натуре проказник. Как поначалу Николай намучился с новоселами! Именно Николай — Наталью почему-то не трогали: уважали или побаивались. Обрадовались обретенному жилищу, — ну, как тут не напроказить?! Только выйдешь на порог — дверь захлопнут: полезай, мол, в форточку! Десятки раз приходилось лазить, пока не поменял замок, чтоб был без защелки. Зато — признали своим, помогают, защищают, не бросают в беде.
Одни посетители приходят сюда из любопытства, другие — с целью обзавестись собственным домовым. Люди творческие и духовно одаренные — за вдохновением и чтобы напитаться доброй энергией, свойственной домашним духам. Некоторые так и уходят не затронутые, ничего не почувствовав и не поняв. Что ж, для них сегодня мир духов закрыт. Но большинство, особенно дети, даже не найдя своего духа-помощника, все равно наполняются радостью, миром и душевным теплом — энергетикой здешних пенатов.
Искусство создает форму, любовь вселяет в нее Дух. Рождение домового происходит в тот момент, когда у него прорезаются (в буквальном смысле) глаза. Но имя он получит только тогда, когда обретет своего хозяина и подопечного. Человек, давший домовому имя, вступает с ним в невидимую связь, заключает союз: отныне у него есть помощник, защитник и покровитель в мире духов.
Пожелаем же Наталье и Николаю мира, любви, творческих удач и покровительства со стороны высоких Духовных Сил, с которыми они, несомненно, водят дружбу, а их удивительному музею — защиты, столь ему необходимой, и процветания!
Алексей Рябов, предсказатель, маг, психолог