Чья вера лучше? |
![]() Варяжские князья-"находники" основали династию Рюриковичей, правили в Русской земле. Для них, разбойников, все народы вокруг были "злые", от покоренных русских племен покоя не ждали, теперь и Византия стала более враждебной. На берегах средней Волги приняли мусульманскую веру волжские болгары, в южных приволжских степях жили хазары, обретшие от персидских евреев иудаизм, с запада навис над славянами и балтами Папа Римский — раскольник христианства. За любой из религий стояла сипа, традиция, культура. Какая? На чью сторону склониться, когда мир враждебен? Варяги принесли на Русь не государственность — ее у них самих не было, а зло, повредившее сближению с Византией, отбросившее русских назад. Говорят, при князе Олеге киевскими христианами было открыто духовное правление (епархия). А при князе Игоре (941 г. по Р.Х.) русские делились на крещеных и некрещеных. Это не помешало князю Игорю напасть на Царьград, грабя и разоряя храмы. "Много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли", — безучастно, недостойно для христианина фиксирует летописец в "Повести временных лет". Ясное дело, он — сторонник Рюриковичей, его цель — показать героизм, победы варяга Игоря. Спокойно извещает он о новом походе на Царьград: "Игорь же собрал воинов многих; варягов — русь, и полян, и славян, и кривичей, и тиверцев — и нанял печенегов, и заложников у них взял, — и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя", то есть за поражение предыдущего похода. Чем ныне мы гордимся, какими подвигами князя Игоря? Варяги, собранные им, — это разбойники разных племен Русской земли, к ним в придачу принудил идти кочевников, обеспечив покорность заложниками. Как вождь, предводитель разноплеменной орды, а не князь православных шел он на грабеж и разбой. На этот раз греки откупились золотом и тканями "на всех воинов". Неукротим в войнах был и сын Игоря Святослав, выдвигавший Византии одно требование: добыча! Даже данью обложил Царьград. "Если же перестанут нам платить дань, — рассуждал он перед воинами, — то снова, собрав множество воинов, пойдем из Руси на Царьград". Варяги, опираясь на русские племена, сокрушали Византию, делали то, что впоследствии в XV веке по Р.Х. выполнят мусульмане турки-сельджуки. Сейчас трудно представить, куда бы потекла русская история, если варварам удалось бы завоевать центр Православия и кладезь культуры ранее, чем Русь переймет, пересадит, выпестует на своей почве зернышко православной, духовной любви к человеку. Сын Святослава Владимир после гибели отца (972 г. по Р.Х.) пошел на поводу у волхвов, мечтавших превратить язычество в государственную веру. Культ Кровавого Перуна, по их мысли, был единственным противовесом и орудием борьбы против христианства, напоминанием варягам о "пращурах" Русской земли. И Владимир, сын простолюдинки — "рабич", подчеркнул свою связь с русской традицией: он приказал установить деревянные кумиры шести богов: Перуна, Хорса — бога солнца, Даждьбога, Стрибога — бога ветров, Семаргла — огнебога и Мокоши — женского начала солнца. "И осквернилась кровью земля русская и холм тот", — написал летописец позднее. Но человеческое жертвоприношение было нормой культа у всех первобытных верований. Казалось, волхвов удалось умиротворить. Князь Владимир вел войны; появились на рубежах Руси кочевники — печенеги, пала Болгария после поражений Святослава, а наемников-варягов он сам изгнал — требовалось собрать все силы Русской земли для обороны, надо было искать союзника среди народов, побитых Святославом, надо было поправить образ самих варваров-россов в глазах тогдашнего мира. Предание говорит (986 г. по Р.Х.):.пришло в Киев посольство волжских болгар и стало славить мусульманство; потом — немцы от Папы Римского, звавшего князя Владимира на свою сторону; затем — хазары с проповедью иудейского закона, был и греческий философ из Византии, возвратившийся на родину с дарами и почестями "русского царя". Поведав о вере, никто не показал, как совершается служение Богу. И Владимир направил свои посольства но столицам болгар, хазар, в Царьград и Рим. По возвращении на князя произвел сильное впечатление рассказ о богослужении в Софийском соборе: сам храм был великолепен, пение хора, торжественность патриаршей службы — все прельщало воображение, одухотворяло. Однако от желания креститься к крещению Руси вела многотрудная дорога: таят камень за пазухой волхвы, вдруг обида возьмет иудеев и мусульман и они нападут на русских? Готова ли Византия помочь? А пока того хуже: в самой Византии взбунтовался полководец Варда-Фока и император просит помощи у киевского князя. Можно думать, Бог повел князя Владимира вперед — точные поступки, верные цели одна за другой раскрывали его в служении православию. Как это было? Посылая войско против Варда-Фоки, он просил императора выдать ему царевну Анну в жены, желая сказать, что бунтовщик обречен. После победы пришел ответ; выдам замуж за христианина! Чтоб угодить свободолюбивым чувствам волхвов и в наказание за промах в диалоге с Царьградом, Владимир осадил византийский городок Корсунь (Херсонес) в Таврии, требуя царевну Анну и соглашаясь на крещение (987 г. по Р.Х.). Он, потомок варяга, опасался неприязни от русских, для которых крещение связывалось с рабской кабалой, с вассальной зависимостью от Византии. Владимир сумел встать вровень с императором великой державы, упрочил положение Руси среди народов, благодаря тактике, подходу к крещению. Его поведением были все силы удовлетворены: император направил царевну Анну под Корсунь, возвышение Руси утешило волхвов. Как и в случае с Константином (Кириллом, ранее с апостолом Павлом) накануне духовного очищения, прорыва к Слову Божественному, к его Любви, произошло неизъяснимое чудо: на этот раз слепота поразила избранника. Прибывшая с духовенством под Корсунь невеста Анна советовала спешить с крещением; Владимир крестился и словно по мановению руки прозрел: выйдя из купели, увидел море, небо, красоту православного храма, воскликнул: "Теперь я познал истинного Бога!" Он был наречен Василием, по-гречески — "царственным". Возвратясь в Киев, спешно покрестил 12 сыновей в источнике "Крещатик"; крестились бояре, дружинники, наиболее близкая волхвам прослойка русских людей. Выбирая из разных вер христианство, князь Владимир глубоко проник в смысл новых культов. Христиане вопрошали мусульман: "В чем ваша вера? Хорошо ли человеку в ней? Кто вы в божественном домостроительстве?" Владимир, конечно, понимал, что Коран подразумевает, утвер¬ждая: "Сражайтесь с теми, кто... не подчиняется религии истины — из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными". В православии нет повелений сражаться с иноверцами, унижать их. А факт приема булгарских послов, восхвалявших ислам, вдруг уже означает, что "ниспослано писание"? Это война. Недаром путешественники отмечали: "Бок о бок с персами живет племя сарацинов, полагающих свое жизненное благополучие в грабежах". Чем это племя лучше варягов? Христиане — миролюбивы, не мыслят учить мусульман. Мусульмане не устают доказывать, что Христос (Иса) всего-навсего пророк второго сорта, несравним с Мухаммедом; пять столпов у мусульманской веры (молитва, милостыня, пост, свидетельство о вере, паломничество) — хорошо, но что есть истина, бог? Деспот, отвечает ислам, неодолимый рок, требующий преданности от человека. Люди — его слепое орудие, считал Вл. Соловьев (1853—1900 гг.), философ любви и нравственности. Христиане говорят: Бог — любовь, свобода, самопостижение, человек подобен Богу. Мусульмане считают, что христиане неверно поняли и исказили вероучение Христа (Исы) и поныне заблуждаются. Нетерпимость и стремление подчинить себе весь мир сужало и сужает круг верующих в Мухаммеда. Это понял князь Владимир умом и сердцем, ища путь к примирению Рюриковичей с древним народом русских, заодно вырывая неистребимое жало волхвов. Когда говорим о руссах-язычниках, следует помнить их обычаи: многоженство, кровную месть рода за убитого, несложные обряды поклонения богам — наши предки мало чем отличались от мусульман, стоило ли князю Владимиру дразнить волхвов, вводя на Руси ислам? Перелом настал для русского князя неожиданно: толпа киевлян с волхвами поволокла к жертвеннику на заклание крещеного дружинника. Это был вызов! И Владимир принял его. Отбив жертву, он велел силой согнать язычников на берег Днепра. "Боже, сотворивший небо и землю! — воскликнул он. — Призри на новые люди сии и даждь им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как уже познали страны христианские: утверди веру в них правую и несовратимую, а мне помоги, Господи, на супротивного врага, дабы, надеясь на Тебя, я победил бы его козни", — восклицал князь Владимир, взирая на крещение киевлян священниками. Предание сообщает: вскоре в Киеве появились возы с хлебом, мясом, рыбой, медом в бочках. "Нет ли где больного и нищего, который не может идти к князю во двор?" — спрашивали слуги, отыскивая несчастных, которые, как говорил Владимир, "не дойдут до двора моего". Так он умилостивил недовольных поворотом событий. Мог ли князь Владимир ввести для русских иудаизм? Главный храм — иерусалимский — с жертвоприношениями давно разрушен, евреи рассеяны по белому свету. Восхваление своей веры — пустые хлопоты в глазах слушателя: 613 заповедей из Пятикнижия?! А Талмуд с преданиями старцев?! Столько правил и законов, столько внешнего регламента (как у мусульман), что пропадает в них святой и милостивый Бог Ветхого Завета. Не знаем, приходили ли в Киев послы из Индии, от буддистов? Уверен, князь Владимир из корысти политической не связал бы судьбу Руси с Буддой, равно из-за духовной невменяемости веры: зачем человеку такой Бог, который уничтожает его личность, добивается ее распада через медитации, отказа от живых чувств, даже добро нельзя любить. Путь Будды — не для русских, которым чужды самоубийственные рецепты. Вполне справедливо православие ставит перед иноверцами четыре вопроса: что есть спасение? от чего спасается человек? что подлежит спасению? как совершается спасение? Православие, с ним — духовенство, целая иерархия, один выше и сановнее другого, пришли с опозданием на Русь. Духовная власть как бы догоняла меняющуюся жизнь русских — родоплеменной строй шатался и падал: семья, "дым", соседи делались ячейкой общества — оно дробилось, а скрепы не было. Чтоб держать бразды власти, киевский князь объединял родовые общины (мир, вервь) в "погосты" — территорий, единицы управления. Теперь церковь стала не только духовной скрепой, а и живой иерархией, правой рукой князя Владимира, помощницей верховной власти. Ее роль стала расти. "Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милование", — говорил князю его духовник. А что есть зло? Зло — это то, что противно Богу: обычай многоженства — он отменяется, кровная месть, "умыкание" невесты, выкуп — все сделалось злым, рабство — самое великое зло и грех перед Богом! Священство повсюду выступало против рабства; рабы, отданные, подаренные, проданные церкви, становились свободными, могли жить в монастырях или уходить на четыре стороны. Церковная иерархия с наместником царьградского патриарха — митрополитом, епископами — главами епархий (территорий) и местным духовенством имела право судить за проступки против веры и нравственности, особенно, конечно, по семейной жизни, обращения в рабство, в заложники. Социальную защиту обездоленных, духовное просвещение в смутную эпоху распада старого приняли на плечи подвижники из Византии. Они же, следуя опыту Константина (Кирилла) с Мефодием, выискивали среди русских людей таланты с верой, надеждой и любовью к Русской земле, способных проповедников. Один из первых христиан — Илларион, священник из села Берестово под Киевом, за ученость, благочестие и талант оратора был возведен в митрополиты, стал пастырем всей Руси. Еще больше стало монастырей с книжниками, появились школы, распространялась грамотность. Люди учились читать и писать по-старославянски, по книгам понятным, писанным кириллицей. Во всей Руси стало главным имя Феодосия (ныне святого) — писателя-проповедника, игумена киевского Печерского монастыря. Появились первые русские книги: летописи и жития святых, поучения и молитвы. Первый летописец — грек из Корсуни по прозвищу Корсунянин прибыл в Киев, сопровождая крещеного князя Владимира. Русский крещеный люд повел счет исторического времени от сотворения мира, по-византийски: оказалось, мир существует 6500 лет! В нем жили пращуры. Время соединило всех со всеми: живых и умерших, русских и греков, Русь вступила в непознанный, таинственный мир. Князь Владимир развернул по всей стране строительство храмов. Он хотел быть равным Византии во всем, если не превзойти ее: на храм Успения Богоматери выделил из своих доходов одну десятую часть (десятину), отчего церковь прозвали "Десятинной"; самым важным делом жизни князя стала постройка двух соборов Святой Софии — в Киеве и Новгороде, оба из камня, с роскошной мозаикой, первостатейной архитектуры. Эти храмы-святыни как дна величественных столпа русской духовности не превзойдены до сих пор но смыслу и роли в народной жизни. В Русской земле место обычая, хранимого волхвами, занял закон из Византии, сколок римского права, лучшего слова юриспруденции. Книга законов называлась "Номоканон", по-русски — "Кормчая книга". От нее для племенных земель подобно грибам выросли местные "Кормчие книги", приуроченные к особенностям быта крестьян, горожан, ремесленников и взаимоотношениям между ними. Покоряя для неба, православный Бог дал свободу любви к ближнему, к себе самому, Всевышнему на земле. Исторический, многовековой конфликт христианско-православной и русско-языческой цивилизаций был решен. Варяги Рюриковичи, попав меж двух огней, кидаясь из стороны в сторону, сумели и династию сохранить, и Русскую землю возвысить вровень с Византией. Медленно становилась на ноги, но уверенно Святая Русь. На западе, равно как и на востоке, зрели черные гроздья туч. Креститель князь Владимир (уже в 1015 г. по Р.Х.) стал любимым героем былин, сказаний, песен, прозван Красным Солнышком — что еще милее и чудеснее на свете? Церковным собором православных причислен к лику святых в первом ряду русских подвижников. У ласкова князя у Владимира Было пированьице почестей пир На многих: на князей на бояров, На могучих на богатырей, На всех купцов на торговых, На всех мужиков деревенских. Народ пронес образ, деяния, житие святого князя Владимира Красное Солнышко через тысячелетнюю судьбу. Он — изначален, первее, любезнее, блаженнее иных алчущих и жаждущих Правды. «Природа и человек» (Свет) № 8, 2000 г. |
Серия сообщений "Древняя Русь":
Часть 1 - Мифы Руси
Часть 2 - Копа – древнеславянское собрание
...
Часть 21 - Цитирование «Домостроя»
Часть 22 - Извечное древо Бояна
Часть 23 - Чья вера лучше?
Часть 24 - Уроки монголо-татарского «ига»
Часть 25 - Русь, славяне и скандинавы
...
Часть 30 - Летописная история славян - поиски утраченной правды
Часть 31 - Что такое "Лукоморье"
Часть 32 - Добрыня — соправитель Владимира
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |