-Рубрики

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Рудко_Алексей

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Служба_изменения_кадров _СТРАНА_ЧУДЕС_

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.03.2012
Записей: 4422
Комментариев: 9195
Написано: 15143


Орнамент северного маньеризма

Вторник, 05 Ноября 2013 г. 02:48 + в цитатник
Постоянные читатели сообщества знают, что мне давно не дает покоя орнамент маньеризма. Все новые и новые термины, которые я встречаю в сети, относятся, на первый взгляд, к одному и тому же орнаменту.

Попробую представить вашему вниманию первое обобщение накопленного материала. Маньеризмом принято называть стиль искусства второй половины 16 века. Во всех видах искусства он унаследовал многие черты Эпохи Возрождения. Что касается орнамента, то здесь как раз мы видим зарождение совершенно нового стиля, лишь отдаленно связанного с ренессансным гротеском. Прежде всего это сходство заметно по симметричному его построению и наличию вплетенных в орнамент гирлянд, фантастических существ и гротескных маскаронов.

При всем обилии терминологии, я бы выделила в орнаменте маньеризма две основные группы - орнаменты типа Strapwork и орнаменты типа Ohrmuschel. Все остальные термины, на мой взгляд, это лишь варианты названий двух этих характерных типов.


Strapwork (Strap - ремень, work - работа) - это орнамент, имитирующий переплетающиеся между собой ленты из кожи, пергамента или металла, в которых иногда могут быть круглые или овальные отверстия. Плетение часто дополняется растительными мотивами и волютами. Strapwork может быть включенным в гротеск, сплетаясь с фантастическими существами, гирляндами и другими элементами широко распространенными в эпоху маньеризма в XVI веке. Если этот орнамент не имеет третьего измерения, то его можно также называть bandwork.


Орнамент приобрел особенную популярность благодаря использованию его Россо Фиорентино (1494-1540) в разработке огромных декоративных рам для дворца Фонтенбло в 1530-у гг.

После этого он получил широкое распространение через печатные издания, а термин strapwork стал частью лексики северного орнамента эпохи маньеризма.

Одним из разработчиков и популяризаторов орнамента в Нидерландах был Ганс Вредеман де Врис (нидерл. Hans Vredeman de Vries,1527 - 1607) — архитектор, художник и инженер. В 1555 году выходит первая из его книг - сборник картушей и архитектурно-орнаментальных мотивов.
Вслед за этим выпуском последовал длинный ряд других.

Как видно, орнамент Вредемана значительно более "технократичен", чем орнамент Фиорентино.





Так выглядит этот орнамент в материале.

Hans Vredeman de Vries – STRAPWORK PANEL 1590 - 1610, repainted after 1720.

Более поздний вариант подобного ленточного орнамента носит название Бандельверк (нем. Bandelwerk).
Как пишут, он является основой стиля берен. Этот стиль уже несет на себе некоторое влияние рококо. Он получил свое название в честь француза Жана Берена (1640-1711), создавшего образцы гравюр в этом стиле.

Mussklprozz



Гравюра Жана Берена

Ормушль, кнорпельверк, kwabornament, auricular style



Ормушль / нем.Ohrmuschel/ - в переводе с немецкого "ушная раковина" - декоративный стиль конца 16 - 17 веков, основанный на частях человеческого тела. Как принято считать, был изобретен голландскими художниками по серебру - братьями Паулем и Адамом ван Вианен (1568-1627).

Пауль был вдохновлен лекциями по анатомии, на которых он присутствовал в Праге и вместе со своим братом явился создателем этого стиля. Стиль был воспринят краснодеревщиками и резчиками из Германии и Нидерландов.

Friedrich Unteutsch, Cartiaginous Motif | Knorpelwerk, 1650.
Дизайнер маньеризма Friedrich Unteutsch продемонстрировал новые формы в своей книге Neues Zieratenbuch (“New Ornamentation Book”).

Кнорпельверк - /нем. Knorpel - хрящ и Werk - работа/ орнамент, в рисунке которого угадываются очертания маски, морды чудовища или гребень морской волны, но больше напоминает хрящ, отсюда название. Получил особое распространение в работах златокузнецов Германии XVII в.

К. Флорис

Одним из изобретателей ормушля считают также фламандского скульптора и архитектора К.Флориса (Сornelius Floris,1514 - 1575). Из своих поездок в Италию он привез гротескные декоративные элементы, которые популяризировал через различные публикации в виде гравюр, а также в своей скульптуре и архитектуре.




Рубрики:  Узоры и орнаменты


Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку