Черты и резы - миф или реальность? |
Не слишком ли многое в окружающем нас мире мы воспринимаем как должное? Даже трагические события ХХ в. скоро будут казаться нам древней историей - только лишь потому, что наступило новое тысячелетие. Но все, что нас окружает сегодня, наши знания, наши достижения есть результат тех процессов, которые произошли много веков назад. Так, и наш язык - умение читать и писать, является неотъемлемой частью нашей жизни и, несомненно, лежит в основе нашей сегодняшней культуры. Но обычно мы задумываемся о языке, только если нужно написать текст без ошибок или пообщаться с иностранцами. «Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто не кажется, как речь и письмо наши, - писал в XVIII в. Александр Николаевич Радищев, - но в самом существе ничто столь удивительно есть, как эти самые речь и письмо…» История открывает нам свои секреты весьма неохотно, и чем больше таких открытий, тем больше возникает вопросов. Одной из таких неразгаданных тайн являются, так называемые «черты и резы», которыми, по некоторым версиям, писали в Древней Руси. В конце IX - начале X в. болгарский монах с языческим именем Храбр создал «Сказание о письменах славянских». «Прежде убо словене не имеху книг, но чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще…» На современном русском языке это звучит так: «Когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали они при помощи чертов и резов» Позже славяне пользовались греческими и латинскими буквами, но без упорядочения, «безустроения». «Так проходит много времени, - пишет Храбр, - «пока не появляется Константин (он же Кирилл) Философ…» Он «создал для них тридцать письмен и восемь, одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии со славянской речью». Подлинник «Сказания» не сохранился, но известно более 70-ти его списков (переписанных с подлинника, рукописей) XIV-XVIII в., в том числе и перевод на русский язык. Обычно, основываясь на этих словах, написанных Храбром, и делают вывод о том, что до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия славяне не знали письменности. По мнению же ряда современных лингвистов и историков, Кирилл (ок. 827-869) и Мефодий (ок. 815-885) были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки. Известие о необычном письме славян встречается у арабского писателя Аль-Массуди (ум. 956). При описании славянского храма в золотых лугах он говорит, что видел там, на камнях начертаны были знаки, которыми обозначены были «будущие дела». Есть мнение что именно «чертами и резами» написана самая спорная и скандальная книга со времен «Слова о полку Игореве» - «Велесова книга». В 1919 полковник белой армии Али Изенбек в одном из разграбленных имений обнаружил связку дощечек с неизвестными письменами. По утверждению переводчиков, книга создана новгородскими жрецами IX в., посвященная богу богатства и мудрости Велесу. Дощечек, размером 22х38х1 см, было по разным версиям 35 или 37. Дощечки соединялись как книга. На них были нарисованы прямые параллельные линии, под которыми «подвешивались», размещались буквы, - висячее письмо, как в санскрите или хинди. Буквы вдавлены, во вдавленные места втерта краска, дощечки покрыты чем–то вроде лака. Буквы плотно прижимались друг к другу, без интервала. Подобный тип текстов называется «сплошняком». Тексты охватывают время с V века до н.э. до IX в. н.э. В тексте говорится о происхождении родов древлян, кривичей, полян, северян, руссов. Часто упоминается имя бога Велеса. Отсюда и название книги – «Влесова», «Велесова». Интерес к ней не пропадает, хотя сегодня подлинность древней книги большинством ученых отрицается. Так что же это за «черты и резы», если на алфавит, созданный Кириллом и Мефодием, они не похожи?. Как назвал их археолог В. Городцов - это некие «литеры неизвестного письма» славян. В 1897 он вел раскопки, у села Алеканово под Рязанью. Здесь он обнаружил сосуд, содержащий 14 непонятных знаков. «Сосуд оказался очень слабо обожженным... изготовлялся наспех... изготовление... местное, домашнее, а, следовательно, и знаки на сосуде сделаны своим местным или домашним писцом, то есть славянином». Через год там же, у села Алеканово, В. Городцов на фрагментах глиняных сосудов вновь нашел подобные! знаки. Встречаются они и на других предметах. На рисунке изображен кувшин, украшенный орнаментом из множества квадратиков, волнистых линий, черточек, крестиков, треугольников. Сопоставляя различные знаки, археологи пришли к выводу, что на кувшине изображен сельскохозяйственный календарь. Верхний ряд рисунков обозначает языческие праздники. Усложненный солярный символ, у которого вместо окружности рисовалась ломаная линия, приобретал значение «громового колеса», знака бога грозы Перуна и обозначал главный грозовой день в году - 20 июля, два креста - Купала, 23 июня. Окружность с крестом - знак Солнца и бога Хорса Однотипные квадраты нижнего ряда - это дни, отделяющие один праздник от другого. А средний ряд между ними - обозначение времен года. Например, колоски, серп и снопы - это время созревания и сбора урожая, т.е. июль и август. Вертикальные волнистые линии - время дождей, т.е. осень. К настоящему времени известно около десятка сосудов, которые можно причислить к сосудам-календарям. Все рисунки выполнены в основном длинными (черты) и короткими (резы) линиями. Таким образом, «черты и резы», о которых пишет черноризец Храбр, - есть символические знаки в форме черточек и зарубок, служившие у древних славян счетными, родовыми и личными знаками, знаками собственности, календарными знаками, знаками для гадания, а также прообразом рунического письма, широко использовавшегося в орнаментах ритуальных предметов. Возможно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных памятников, число которых достаточно велико. Выдающийся русский историк и археолог–академик Б.А.Рыбаков внес неоценимый вклад в изучение и систематизацию этого материала. На сегодняшний день самые подробные исследования этого вопроса отражены в его монографиях “Язычество древних славян” (М., 1981) и “Язычество древней Руси” (М., 1987). Письмо чертами и резами - это не примитивная «зачаточная письменность славян», это огромное культурное наследство, к сожалению, мало изучаемое ныне, охватывающее и социальную жизнь, и религию и древнюю магию. И даже само название линий - «черты и резы» напоминает нам о том, что русский язык, а правильнее было бы сказать - Великорусский язык, язык Великой, Белой и Малой Руси - всегда был начертанным а это означает одно - письменным. |
Рубрики: | Русский язык |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |