Говорят, кошки привыкают к дому. Настолько, что даже в очень плачевном состоянии способны преодолеть сотни километров, чтобы вернуться туда, где когда-то обитали. Недавно пресса сообщила о сбитом машиной коте по кличке Гораций, который смог добраться до хозяйского дома в английской деревушке Хэйли (графство Саффолк) со сломанными задними лапами.
11 марта полуторагодовалый рыжий Гораций, принадлежащий 38-летней Каре Хейворт, матери троих детей, как всегда, отправился на прогулку и бесследно пропал. Поиски животного успехом не увенчались, и семья Хейвортов было уже смирилась с тем, что своего любимца они больше не увидят. Однако 30 марта кот появился на крыльце хозяйского дома. Но в каком виде! Грязный, изможденный, худой, а самое главное — его задние лапы были сломаны. По всей вероятности, животное сбила машина.
Ветеринар, к которому обратилась Кара Хейворт, сказал, что возвращение кота в таком состоянии — это чудо. Если бы ему вовремя не оказали помощь, он прожил бы еще максимум пять дней. Горацию сделали две операции, чтобы срастить сломанные конечности, и сейчас он пошел на поправку.
Нередко владельцы не расстаются со своими питомцами даже во время отпуска. Увы, это не очень хорошая идея: именно на отдыхе многие кошки "отстают" от хозяев. О коте Семене, потерянном в Москве и в течение шести с половиной лет добиравшемся до родного дома в Мурманске, в 90-х годах даже сняли короткометражный фильм под названием "История любви". Не менее любопытна и история кошки Глафиры, которая летом 2001 года удрала в Крыму от своих хозяев-киевлян. За полгода Глафира преодолела более тысячи километров. Кошка стерла лапы и потеряла пол-хвоста, но все же добралась до хозяйского жилища в Киеве!
Французскому коту Помпону удалось вернуться в свой дом в Фонтенбло, пройдя расстояние в 900 километров. Другой "француз", Милуш, сбежал во время автомобильного путешествия и через 11 месяцев вернулся домой. Австралиец Пусси отправился вместе со своим владельцем в отпуск в сельскую местность и, как водится, потерялся. Чтобы добраться до дому, ему пришлось пройти ни много ни мало 2400 километров.
Еще более удивительна история кошки Амадо. Она нашла дорогу домой, будучи… слепой. Дело было так. У хозяйки Амадо, пожилой фермерши из Прованса, резко ухудшилось самочувствие. Испугавшись, что ее питомица останется одна, женщина отвезла ее к своей приятельнице, жившей в 25 километрах от ее дома по другую сторону реки Роны. Две недели спустя старушка внезапно услышала доносящиеся из-за двери жалобные стоны. На пороге стояла Амадо. Как слепое животное смогло перебраться через реку, тем более что во всей округе имелся всего лишь один-единственный мост через Рону?!
Между тем, случай с персидским котом Шугаром выглядит настоящей загадкой. Хозяева Шугара переехали из штата Калифорния в Оклахому. Но по дороге кот исчез — скорее всего, выпрыгнул из машины на одной из заправок. Так как отсутствие его было обнаружено лишь через несколько часов, искать животное даже не стали.
Прошло 14 месяцев, и вот однажды на кухню нового дома через раскрытое окно вошел… Шугар! Хозяева просто потеряли дар речи: ведь кот так и не доехал до нового места жительства и не мог знать, где именно они обосновались!
Парапсихологи считают, что кошки обладают экстрасенсорными способностями: они либо телепатически читают мысли людей (тогда легко объясняется и эпизод с Шугаром), либо чувствуют энергетические излучения, благодаря которым могут отыскать нужное направление.
Впрочем, ряд исследователей выдвигает более материалистичную версию: птицы и некоторые млекопитающие, в том числе и кошки, ощущают изменения магнитного поля планеты, и это помогает им ориентироваться в пространстве. Кстати, после того, как на кошек в порядке эксперимента надели магнитные ошейники, они сразу напрочь утратили свои навигационные навыки: очевидно, воздействие магнитов блокировало их способность к ориентации.
Так или иначе, кошки очень близки к людям. Ведь и среди нас есть телепаты, а также те, кто особенно чувствителен к различного рода излучениям… Однако мы, как правило, внимаем голосу рассудка, а не чувствам и интуиции — в отличие от кошек, руководствующихся исключительно природными инстинктами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они возвращаются туда, где им было хорошо.