Наши предки не читали книг о перинатальном воспитании, не посещали курсов для будущих мам и пап. Однако прекрасно знали, что находящий в утробе ребенок чувствует и понимает все, что происходит с его мамой. Поэтому для беременной женщины и для окружающих ее людей существовал целый свод правил, которые неукоснительно соблюдались.
Будущей матери запрещалось пить спиртное, лгать, воровать, гневаться и ругаться, присутствовать на похоронах, смотреть на тяжелобольных, калек и нищих. Если беременная женщина подавала милостыню, ей предписывалось при этом смотреть в сторону и закрывать лицо головным платком.
Вообще присутствие беременной женщины при большом скоплении людей, по какому бы поводу – праздничному или трагическому – они ни собрались, было нежелательным. Считалось, что ее саму или не рождённое дитя могут сглазить.
Однако участие в веселых семейных празднованиях приветствовалось, дабы дитя возрадовалось. Наши предки верили, что когда мать радуется и веселится со своей семьей, у ребенка устанавливается связь с родными, формируется веселый и добрый нрав, щедрость и гостеприимство.
После крещения Руси возникло поверье, что беременная должна совершать угодные господу дела, так как это обеспечивает ребенку от рождения до крещения, когда он самый беспомощный перед злым глазом и словом, божественную защиту.
До принятия христианства беременная женщина считалась находящейся под покровительством славянских богов, особенно Макоши. Беременную полагали любимицей богов, сыскавшей себе их благословение. Ее приглашали в сад угоститься яблоками. Верили, что если будущая мать сорвет и съест яблоко с яблони, плодоносящей впервые, то дерево каждый год будет давать обильный урожай.
Если была засуха, то во время молитвы богам о дожде обливали водой беременную женщину, дабы на землю с небес сошла благодатная влага и обеспечила хороший урожай.
Бездетные женщины и молодухи первого года замужества приносили беременной щедрые подарки и обязательно хлеб в надежде почерпнуть у нее силы, дающие возможность понести. Славяне верили, что в силах беременной делиться благословением богов, пославших ей дитя.
Семья, а особенно муж беременной, не должны были отказывать ей купить что-либо, подарить желанный подарок. За столом лучший кусок предлагался не главе семейства, как обычно, а «затяжелевшей» женщине.
Запрещалось ругать, оскорблять беременную, особенно «за глаза». Считалось, что это навлечет гнев богов на голову самого оскорбляющего и членов его семьи. Кроме того, это вызывало всеобщее осуждение и в некоторых случаях могло даже стать причиной изгнания.
Нельзя было ссориться в присутствии беременной, употреблять бранные выражения, тем более затевать драку.
Великий грех перед богами – толкнуть или ударить беременную женщину.
Недопустимо было обойти подарком беременную в праздник, не поднести ей угощение, заставить выполнять трудную или грязную домашнюю работу, связанную с поднятием тяжестей, уходом за скотиной, уборкой мусора.
Беременной запрещалось вывешивать на веревку выстиранное белье, наклоняться за плодами, растущими в земле (репой, луком, морковью), чтобы дитя не тянулось ни в небо, ни в землю. Надо сказать, что современная наука подтвердила справедливость этих поверий. Понятие тяжестей, физические перегрузки и грязная работа могут спровоцировать потерю ребенка или развитие осложнений в родах. То же самое можно сказать о приметах – не перешагивать через поваленные бурей деревья, не вылезать в окно...
Строжайше запрещалось беременной сидеть на пороге избы. Считалось, что порог разделяет не только жилье и двор, но и мир живых с миром мертвых. Потому, чтобы ребенок после рождения остался среди живых, мать не должна была останавливаться на пороге.
Запрещалось шить, ткать и прясть в пятницу и в Макошин день, потому что так можно было утратить благословение богини, и она могла в наказание послать трудные роды, а то и отнять ребенка. Отсюда возникли более современные приметы – мать не должна сама готовить приданое ребенку, и до рождения для малыша ничего приобретать нельзя. С принятием христианства запрет заниматься рукоделием «сместился» на Святки и сплошные седмицы.
Славяне верили, что не рожденный ребенок чувствует мысли не только матери, но и отца. Потому отцу ребенка предписывалось в присутствии жены быть сдержанным в словах и выражениях, не гневаться и не таить обиды. Он должен был оберегать будущую мать от потрясений, не допускать, чтобы он видела драки, забой скота, диких зверей, иначе ребенок родится пугливым.
Если беременная плакала, ее необходимо было утешать, чтобы дитя не огорчилось. Если же с ней делалась истерика, то считалось, что это душа ребенка беспокоится и может покинуть чрево матери, поэтому нужно было как можно скорее утешить будущую мать, поднести ей дар или лакомство.
На Руси существовал обычай «прощеных дней». За несколько месяцев до предполагаемых родов в дом к беременной приходили ее родственники и просили у нее прощения за явные и тайные обиды. Беременная должна была простить их и в свою очередь попросить у них прощения. Не простить беременную было большим грехом. Прощение должно было быть даровано от души с обеих сторон, так как чья-либо непрощенная обида могла «связать» роды и не дать младенцу появиться на свет.
Такие правила-ритуалы соблюдали вплоть до самых родов.
День и час родов сохраняли в тайне. После родов пол родившегося дитя и его имя не объявляли. Считалось, что до крещения всех их – независимо от пола – зовут Богданами.