-Цитатник

2МВ. Зенитная артиллерия ПВО Красной Армии - (0)

2МВ. Зенитная артиллерия ПВО Красной Армии К началу Великой Отечественной войны РККА не расп...

Советские танки начала войны (01).Танкетки и малые танки довоенной постройки - (0)

Советские танки начала войны (01).Танкетки и малые танки довоенной постройки В предвоенные год...

1МВ. Российский флот: крейсеры Балтийского флота - (0)

1МВ. Российский флот: крейсеры Балтийского флота БРОНЕНОСНЫЕ КРЕЙСЕРЫ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА ...

Разведывательно-диверсионные подразделения Великобритании: форма и снаряжение - (0)

Разведывательно-диверсионные подразделения Великобритании: форма и снаряжение УНИФОРМА До...

2МВ. ВВС СССР: истребители Ленд-лиза – «американцы» - (0)

2МВ. ВВС СССР: истребители Ленд-лиза – «американцы» ИСТРЕБИТЕЛИ ЛЕНД-ЛИЗА: АМЕРИКАНСКИЕ ПОС...

 -Метки

авиакатастрофа авиация авто автомобили автомобиль актеры амударья армия великобритании археология архитектура астрономия балтийский флот броненосные крейсера бронетехника бытовая техника великая отечественная война военная история военная техника вторая мировая война геральдика города россии гражданская война диверсанты живопись жизнь замечательных людей история история СССР история британии история вещей история россии истребитель карикатуры кино корабли космонавтика крейсера лендлиз марки минералы мифология мои произведения москва награды награды австро-венгрии нквд нумизматика оружие первая мировая война радиола радиотехника разведка револьверы религия речной флот рисунки сделано в ссср ссср танкетки танки узбекистан униформа флот италии фурри-арт холодное оружие эротика эротические рисунки ювелирные украшения

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Лагерь
Лагерь
18:58 25.02.2013
Фотографий: 21
Посмотреть все фотографии серии шахта
шахта
07:07 12.07.2012
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
13:18 27.03.2012
Фотографий: 8
Посмотреть все фотографии серии ПРАЗДНИКИ
ПРАЗДНИКИ
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Озёрный_житель

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.03.2012
Записей: 11266
Комментариев: 4895
Написано: 19612


Лесовозы первых Пятилеток СССР

Вторник, 02 Июля 2019 г. 09:12 + в цитатник

Текст взят из журнала "Техника-Молодёжи" 1976 года, номер 1.

 

24 января 1925 года журнал "Торговый флот" назвал "величайшим днем в истории строительства хозяйственной мощи первой в мире республики рабочих и крестьян". Именно в этот день, когда на Балтийском заводе в Ленинграде были заложены четыре лесовоза, родилось советское морское судостроение...
 
Трудно представить себе положение более печальное, чем то, в котором был тогда морской флот РСФСР: в его составе сохранилось меньше 13% довоенных судов, и возраст большинства из них перевалил за два десятка лет. Нужда в новых судах была столь острой, что уже в ноябре 1924 года Совет Труда и Обороны выдал Судотресту задания на постройку четырех лесовозов, двух рефрижераторов и одного нефтевоза.
 
Упор на лесовозы сделан не случайно: лес был тогда одной из основных статей советского экспорта. Чрезвычайно важно было оснастить специализированными судами именно лесные перевозки. Проект и рабочие чертежи лесовозов I серии разработали конструкторы заводского бюро Балтийского завода. Они стремились максимально удовлетворить требования заказчика, представленные в предельно лаконичной и емкой формуле: "Перевозка леса на линии Архангельск - Лондон". Переведенная на язык чертежей и цифр, эта формула предопределила главные элементы, из которых складывается экономичность судна в эксплуатации. Сейчас вряд ли кто сомневается в том, что дизель экономичнее паровой машины. А вот в тех условиях конструкторы вполне справедливо сделали выбор в пользу последней. Во-первых, в Архангельске не было нефтяного топлива и даже нефтехранилищ. А во-вторых, выгрузив лес в Лондоне, пароход обратным рейсом должен был идти либо с балластом, либо с небольшим количеством (до 25%) импортного груза. Поэтому представлялось целесообразным опорожнившиеся трюмы парохода загружать дешевым английским углем и использовать его в следующем рейсе. При таких условиях паровая машина оказывалась выгоднее дизеля.

штур (600x479, 635Kb)
 

Очень интересен ход конструкторской мысли при расчете крейсерской скорости судна. От нее зависит расход топлива и число рейсов, которые может совершить судно за период летней и осенней навигации в Архангельске.
 
Курсировавшие на этой линии суда обычно успевали сделать 4- 4,5 рейса. Балтийские конструкторы решили: новые лесовозы должны делать 5 полных рейсов. При этом скорость получилась равной 8 узлам, а допустимый расход угля - 9,5 т в сутки. Но поскольку судно должно располагать еще и резервом времени, то его решили обеспечить не за счет повышения скорости, а за счет сокращения простоев в портах. С этой целью все погрузочные механизмы лесовоза были переведены на электропривод, в котором сочетается быстродействие с удобством обслуживания.
 
Не менее любопытны исходные данные, из которых конструкторы установили чистую грузоподъемность лесовоза. Партии в 700, 1050 и 1600 стандартов леса на мировом рынке тех лет считались самыми ходовыми, причем наибольшее число сделок совершалось с партиями в 1050 стандартов. С другой стороны, опыт эксплуатации в подобных условиях пароходов различной грузоподъемности выявил экономичность судов с грузоподъемностью в 3 тыс. т, или 1 тыс. стандартов. Совпадение интересов грузоотправителя и перевозчика дало конструкторам полное право остановиться на судне вместимостью 1050 стандартов, или 3100 т груза.
 
Сложившаяся практика торговли оказала влияние и на очертания лесовоза. Портовые сборы с судов взимаются в зависимости от емкости трюмов. Чтобы получить и здесь какую-то экономию, конструкторы рассчитали трюмы на 700 стандартов, с тем чтобы оставшиеся 350 укладывать и -закреплять на верхней палубе. По международным правилам лес можно грузить на палубу лишь в пределах высоты фальшбортных надстроек. Именно поэтому у лесовоза очень высокие фальшборты, достигающие двух с лишним метров. С этой целью на судне устроены полубак и полуют, которые главным образом служили для закрепления палубного груза.
 
В осенний период перед концом навигации экспорт леса достигает наибольших размеров, и фрахт увеличивается в 1,5-2 раза. Чтобы продлить навигацию в Архангельске, конструкторы сделали ледокольное крепление корпуса, руля и винта. Предполагалось, что зимой лесовозы будут заняты перевозкой зерна из портов Черного моря, поэтому дополнительно они комплектовались деревянными съемными перегородками.
 
День закладки лесовозов на Балтийском заводе превратился в настоящий праздник судостроителей. На митинге выступили видные советские и партийные руководители, рабочие завода, представители заказчика - Совторгфлота. Большую речь сказал тогдашний нарком внешней торговли СССР Л. Красин, именем которого был назван один из лесовозов. В память об этом событии был даже выпущен значок - бесценная реликвия тех героических лет.


s01 (700x567, 443Kb)
 

Несмотря на отсутствие опыта в сооружении торговых судов, несмотря на перебои в снабжении, спуск на воду первых двух лесовозов состоялся 25 октября 1925 года, спустя месяц на воду сошли еще два, а в августе - сентябре 1927 года Совторгфлог получил четыре лесовоза I серии - "Товарищ Красин", "Товарищ Сталин", "Мироныч" и "Красный партизан".
 
Тем временем на стапелях Балтийского завода были заложены лесовозы II серии - "Рабочий", "Крестьянин", "Искра" и "Правда", отличавшиеся несколько большей длиной и некоторыми элементами конструкции корпуса. Основываясь на опыте постройки лесовозов I и II серий, конструкторы и заказчики пришли к выводу о необходимости внесения некоторых изменений в лесовозы III, IV и V серий - "Сакко", "Ванцетти", "Урицкий", "Володарский", "Микоян", "Куйбышев" и др. На них вместо ростр и мачт были установлены колонны, уменьшены размеры грузовых люков, увеличена до 950 л. с. мощность машины. В результате переделок несколько изменились длина, грузоподъемность и дедвейт лесовозов этих серий.
 
Самыми совершенными лесовозами довоенной постройки считаются лесовозы V-бис и VI серий "Сухона", "Кара", "Котельщик Таланкин" и "Вычегда". На них вместо электрических были установлены более мощные паровые лебедки, а энергетическая установка, состоявшая из паровой машины и турбины отработанного пара мощностью 1200л. с., позволила увеличить скорость до 9,8 узла.
 
"Товарищ Красин" (I серия)
 
Тип судна
Средний лесовоз (серии I, II, III, IV, V, V-бис, VI)
Водоизмещение
5280 т
Грузоподъемность
3230 т
Силовая установка
паровая машина и два огнетрубных котла
Мощность установки
900 л.с.
Скорость
9 узлов
Дальность
2500 миль
Экипаж
32 чел.
Завод-строитель
Балтийский 1925-1934 гг. 
Севастопольский 1932-1934 гг.
Количество построенных судов
24


iiof_12 (700x687, 586Kb)

Рубрики:  Корабли
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку